-Нино Анзоровна, не так давно Владимир Путин сказал: "Вряд ли Грузия порадуется, если Россия окажет какое-то давление на абхазскую сторону и будет принуждать ее к каким-то соглашениям, которые являются для нее неприемлемыми┘" Тогда чему Грузия может порадоваться?
- Я не знаю, что имел в виду президент Путин, но я, конечно, ценю, что он уделил столько времени российско-грузинским отношениям и абхазскому вопросу. И мы будем только рады, если Россия станет принуждать абхазцев к справедливым решениям...
- Что такое "справедливые решения"?
- Нужно исходить из того, что Абхазия родина и для грузин, и для абхазцев. То, что случилось в этом регионе, - трагедия обоих народов. Но это было не только следствием их ошибок: конфликт был инспирирован извне. Чтобы воцарился мир, абхазам нужно гарантировать права защиты этноса, культуры, языка. Конечно, необходим достаточно высокий уровень автономного правления, но - в пределах единой Грузии.
- Если Грузия не собирается воевать с Абхазией, то для чего летал над Грузией разведывательный самолет НАТО с системой "АВАКС"?
- Ни для кого не секрет, что воздушное пространство Грузии уже несколько лет нарушают неопознанные самолеты, они даже, как известно, бомбили территорию Грузии, были жертвы. Однако наше предложение создать специальную комиссию для расследования этих фактов осталось только пожеланием. Россия ограничилась опровержением фактов нарушения границы со стороны ее территории. Но нас не может не интересовать, что происходит в нашем воздушном пространстве и около наших границ...
Тем не менее полет "АВАКСа" никакого отношения к разведке не имеет. Это был учебный полет в рамках программы "Партнерство ради мира" и индивидуального партнерства Грузии с НАТО. Планы были известны всем государствам, которые являются участниками этой программы, в том числе и России. Кстати, этот полет первоначально был запланирован в 1999 году, однако он в то время не был осуществлен из-за ситуации на Балканах. Сейчас самолет совершил полет исключительно на территорию Грузии, приземлился на грузинском аэродроме и затем покинул территорию нашей страны. Если у России есть сомнения по поводу планов НАТО, мне кажется, Россия должна с подобными претензиями обратиться именно к НАТО, а не к Грузии. Мы только выполняли свои обязательства по программе "Партнерство ради мира".
- Но МИД России выступил с жестким предупреждением в адрес грузинских властей в связи с предоставлением Грузией своих аэродромов и воздушного пространства для ведения разведки самолетами США и НАТО...
- Термин "разведка" подразумевает сбор информации на чужой территории, а мы хотим знать, что происходит в нашем воздушном пространстве.
- А почему Грузия не обратилась к России по поводу неопознанных летательных объектов, бомбивших ее территорию?
- Обращалась и не раз, но не получила вразумительного ответа. Не секрет, что сегодня в военной области Грузия более активно сотрудничает с западными странами нежели с Россией. Но такое положение дел сложилось не по вине Грузии. Еще в 1995 году Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение о действии в течение 25 лет на территории Грузии четырех российских военных баз. Взамен Грузия просила Россию оказать помощь в строительстве своих вооруженных сил, а также помочь вернуть беженцев в Абхазию. Но Россия не смогла или не захотела помочь. Естественно, мы попытались выстраивать свои отношения с европейскими странами и США...
- Совет Европы призвал власти Грузии обеспечить проведение в ноябре подлинно демократических парламентских выборов. Что, на ваш взгляд, послужило поводом к такому призыву?
- В самой Грузии есть определенные ожидания, что выборы могут быть несправедливыми... Блок, который сейчас представляет правящую партию, имеет достаточно низкий уровень поддержки народа, и их уверенность в победе, естественно, вызывает серьезные сомнения. Именно из-за этого приходится предполагать, что выборы могут быть несвободными и несправедливыми.
- Американцы предложили Грузии свою схему проведения парламентских выборов. По-вашему, это нельзя считать вмешательством во внутренние дела Грузии? Ведь если бы с подобными предложениями к Грузии обратилась Россия, то это, согласитесь, вызвало бы однозначно негативную реакцию со стороны Тбилиси?
- От России не поступали к нам предложения по поводу проведения парламентских выборов. И мы не можем считать вмешательством во внутренние дела то, что Соединенные Штаты заинтересованы в углублении демократических процессов в Грузии. Мы внимательно изучили рекомендации, которые предложил нам специальный посланник президента США Джеймс Бейкер, и пришли к соглашению по принципам избирательного кодекса. Схема мониторинга парламентских выборов в Грузии состоит из 10 пунктов. В соответствии с документом парламент утверждает новый избирательный кодекс, а политические партии согласовывают состав Центризбиркома. Модель комплектования ЦИК выглядит следующим образом: 5 членов комиссии назначает правительство, 9 - оппозиция, а председателя комиссии, которым станет политически неангажированная, всем знакомая и для всех приемлемая фигура, назначит ОБСЕ. Грузинское правительство до 1 сентября должно уточнить и разместить в интернете списки избирателей.
- А с кем вы лично пойдете на выборы?
- Я в выборах, безусловно, участие приму. Буду избираться мажоритарно, скорее всего в родном Кутаиси. Думаю и о политических альянсах, но сейчас однозначно могу сказать, что не буду принимать участия в выборах на стороне правящего блока, возглавляемого президентом Грузии. Я веду консультации с представителями ряда оппозиционных партий с целью создания единого предвыборного блока. Политики должны объединиться против таких бед, как "синдром безнаказанности", который проявляется в том, что за хроническое невыполнение бюджета страны никто не несет ответственность. В Грузии должны произойти революционные преобразования без революции. Новое руководство страны должно сделать непопулярные шаги для вывода страны из кризиса, а для этого необходимо заручиться полной поддержкой своего народа.
- С осени 2001 года регулярно проходят закрытые встречи руководителей парламентов "кавказской четверки" - Азербайджана, Армении, Грузии и России. Чего стоит ждать от этого объединения?
- Когда руководители парламентов четырех государств, которые разъединены большими серьезными проблемами, разговаривают в совершенно доверительной обстановке, я думаю, что это уже очень много. В частности, в российско-грузинских отношениях мы добились того, что Сергей Михайлович Миронов и я понимаем друг друга, мы можем спорить, мы можем друг с другом не соглашаться, но мы, во всяком случае, не остаемся безучастными к тем проблемам, которые существуют, пытаемся найти пути их решения. Я думаю, что определенное потепление, которое появилось в межпарламентских отношениях наших стран, - тоже заслуга этой "четверки".
- В ряде регионов Грузии - Сванетии, Мегрелии, Гурии, откуда, кстати, родом президент Эдуард Шеварднадзе, когда туда приезжаешь, возникает ощущение, что там вообще нет никакой власти. Люди живут сами по себе. Возникает вопрос: для кого грузинский парламент принимает законы, если они не исполняются?
- Я с вами не согласна в том, что власти вообще нет. Но однозначно, что власть недостаточно эффективна. Исполнительная власть до сих пор не смогла организовать работу так, чтобы эффективно собирать налоги, перекрыть дорогу контрабанде, обуздать коррупцию. Именно поэтому я и критикую власть. А то, что правительство иногда как страус прячет голову в песок, не способствует решению вопросов.
- В последнее время стали говорить, что вас видят кандидатом в президенты Грузии?
- Об этом рано сейчас говорить. Сегодня для каждого из нас важно довести до конца дело, которым мы занимаемся. Мне нужно закончить свой срок на посту председателя парламента достойно и добиться справедливых выборов, показать людям, что мы должны сделать, чтобы изменить ситуацию в стране к лучшему.
- Что необходимо, чтобы вы приняли участие в выборах президента?
- Для того чтобы на это решиться, нужно быть очень уверенным в себе человеком и хорошо понимать ту ответственность, которую на себя берешь. Чтобы прибавилось такой уверенности, нужны время и опыт.
- А вы не допускаете, что Эдуард Шеварднадзе в третий раз пойдет на президентские выборы?
- Я это полностью исключаю, так как, во-первых, в 2005 году завершится второй срок президентства Шеварднадзе, а по нашей Конституции президентские полномочия ограничиваются двумя сроками. Во-вторых, сам президент неоднократно заявлял, что он исключает возможность внесения в Конституцию таких изменений, которые бы позволили ему баллотироваться в третий раз.
- Наблюдатели полагают, что "Белый лис", как называют Шеварднадзе грузины, задумал такую авантюру: незадолго до президентских выборов он организует поход на Абхазию, добьется некоторых успехов, и народ, как это было ранее не раз, сам встанет на колени и попросит: не уходите, батоно Эдуард...
- Если президенту Шеварднадзе удастся продвинуться в решении абхазского вопроса, это будет приветствоваться со стороны любого гражданина Грузии и будет адекватно оценено. Однако Грузия прочно стоит на пути становления демократического общества, и никто никому ни при каких обстоятельствах не позволит пожизненно руководить Грузией в нарушение Конституции - или с помощью соответствующих конституционных изменений, или через референдум.
Тбилиси