Калининградская область - это прежде всего проблема региона Балтийского моря. Именно в этом, оставшемся без внимания российских политиков аспекте содержится основной ресурс ее решения и для ЕС, и для России, и для эксклава. Калининградская проблема может быть наиболее оптимально решена только в общей системе государств региона. Нарастающие в мире процессы регионализации - естественная реакция на глобальные вызовы. Сама Европа убедительно показывает, что регионализация становится ведущим направлением внутренней политики. В то же время и Балтийским государствам нет никакого резона соседствовать с изолированным куском прибрежной полосы.
Если судить по материалам наших СМИ и высказываниям политиков, то российский истеблишмент сейчас озабочен вопросом: как минимизировать убытки от вступления стран Балтии в ЕС? Но вопрос должен быть поставлен иначе: какие выгоды можно извлечь из вступления стран Балтии в ЕС? Для ответа на этот вопрос необходимо осознать, что процесс формирования и укрепления социально-экономического единства стран региона является полезным для государственных интересов России. И Россия в целом и эксклав в частности заинтересованы в развитии Балтийского региона как особой целостности, в осознании государствами региона своих региональных интересов. (Этот процесс уже оформляется в виде различных вариантов вроде "Северного измерения", нового Ганзейского союза).
Исходным тезисом должен быть рассмотрен следующий: социально-экономически (не политически!) в ЕС должен войти весь регион. А уже затем, на операциональном уровне, - насколько возможно этого достигнуть в складывающейся новой политической конфигурации Европы.
Заинтересованы ли страны Балтии в этом процессе? И в развитии региона, и в расширении экономического партнерства с Россией? Несомненно. Лидеры этих стран отлично понимают, что самое ценное в них для объединенной Европы - географическое положение.
Латвия, Литва и Эстония - не окраина Европы, за ними - огромный российский рынок. Это во многом определяет их экономические интересы. При этом вступление в ЕС для них - важный психологический момент. Пропадает или, во всяком случае, резко уменьшается генетический страх перед Россией. У стран Балтии отношения с Европой уже оформлены, и теперь возникает необходимость улучшить их с Россией. Идея "моста" между Западом и Востоком доминирует в самопредставлении политической элиты наших соседей по Балтийскому региону. Ее представители осознают, что для Евросоюза вступление стран Балтии - это возможность не отгородиться от России, а, наоборот, наладить с ней тесную связь.
Что касается концептуальной установки по отношению к нашим соседям, то у них должно сложиться четкое представление, что до тех пор, пока не будет создана система инфраструктурного взаимодействия с Калининградским эксклавом (экономическая, политическая, социальная, культурная, информационная), вопрос взаимовыгодного сотрудничества в рамках региона нельзя считать решенным. Несмотря на нашу заинтересованность в развитии внутрирегионального сотрудничества, для огромной России идея "моста" не имеет столь определяющего значения, у нас достаточно возможностей для развития прямых связей с ЕС (в том числе и через российские морские порты Балтики).
Регион Балтийского моря становится одним из наиболее динамично развивающихся геополитических центров в Европе, и ясно, что без России как активного и интегрированного участника этот регион не реализует свой потенциал. В будущем страны Балтии при сохранении общей прозападной ориентации будут еще более настойчиво пытаться налаживать экономические отношения с Россией, так как объективно нуждаются в улучшенном доступе к российским транзиту, сырью и рынку сбыта. И страны Балтии, и Россия в целом составляют промежуточное пространство между Востоком и Западом, между двумя основными мировыми рынками.
Тенденции глобальных процессов показывают, что, во-первых, рост мировой торговли будет все больше опережать рост мирового производства, значимость мировых транспортных коммуникаций превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства. Во-вторых, наиболее быстрый рост товарообмена пойдет в треугольнике "Северная Америка - Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона", непосредственно охватывая Россию в выгодном ей качестве естественного моста между Европой и Азией. Получение "транзитной ренты" от перевозок через российскую территорию - это огромный нереализованный национальный ресурс России.
Экономические преимущества транзитных регионов в условиях глобализации становятся особенно значительными. Страны, входящие в эти регионы, получают прямые инвестиции в развитие инфраструктуры, становятся объектами внедрения современной транспортной техники и технологии.
Россия находится в самом центре перекрестка кратчайших торговых путей между Западом и Востоком, странами Балтийского бассейна и Индийского океана, Персидского залива и Тихого океана. Необходимо заставить этот географический фактор работать на российскую экономику.