На днях в пресс-центре Интерфакса с интервалом в час прошли две пресс-конференции противодействующих сторон, участвующих в конфликте вокруг Коршуновского горно-обогатительного комбината. Сначала перед журналистами выступил генеральный директор "Стальной группы Мечел" Алексей Иванушкин, затем - руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Татьяна Трефилова.
Как рассказал на брифинге Алексей Иванушкин, проблемы у ГОКа, крупнейшего градообразующего предприятия Иркутской области, производящего железорудный концентрат, начались еще в 1997 году, когда Западно-Сибирский металлургический комбинат, монопольный покупатель продукции ГОКа, вдруг перестал оплачивать комбинату поставки сырья. Задолженность ЗапСиба, являющегося частью "ЕвразХолдинга", ГОКу составила более 16 млн. долларов, что привело к введению на комбинате внешнего управления и началу процедуры банкротства. Внешним управляющим был назначен Игорь Помельников, который, как считают сами сотрудники комбината, и вывел предприятие из кризиса: остановившееся производство ГОКа было вновь запущено в конце 2002 года благодаря поддержке "Стальной группы Мечел", инвестировавшей в развитие предприятия более миллиарда рублей.
Дела предприятия практически сразу пошли в гору: ежемесячное производство превысило 330 тыс. тонн концентрата, а ожидаемая прибыль в этом году, если, как сказал Иванушкин, предприятие будет работать так же, как и работало, составит более 300 миллионов рублей.
Опасения за успешную деятельность ГОКа возникли у его руководителей в конце прошлого года, когда ФСФО России, со своей стороны, начала активные действия по выводу начавшего успешно работать предприятия "из кризиса". И эти действия проявились именно тогда, когда ГОК начал восстанавливать платежеспособность и расплачиваться по долгам.
По словам А.Иванушкина, "Стальная группа Мечел", купившая к тому времени контрольный пакет акций комбината и большую часть кредиторки, провела 27 мая этого года собрание кредиторов, где было принято решение о введении мирового соглашения. Перед этим в течение недели были погашены задолженности 4-й и 5-й очередей, в том числе 506 млн. руб. - в счет погашения мораторных долгов. Об этом четко свидетельствует справка Управления МНС России по Иркутской области, гласящая, что, "согласно данным лицевых счетов ОАО "Коршуновский ГОК", по состоянию на 10.07.2003 сумма мораторной задолженности по налогам и сборам отсутствует".
Таким образом, как пояснил на пресс-конференции Алексей Иванушкин, к моменту собрания кредиторов у комбината не было задолженностей, возникших на момент введения внешнего управления. По словам А.Иванушкина, на сегодня задолженность ГОКа, отраженная в балансе, составляет около 600 млн. рублей, а за балансом ведется учет пеней и штрафов. На предприятии существует и кредиторская задолженность порядка 1,8 млрд. руб., но большая часть этой суммы является долгами перед поставщиками, предприятиями "Стальной группы Мечел".
ФСФО, в свою очередь, считает, что общая сумма задолженности Коршуновского ГОКа перед бюджетом составляет почти 2,3 млрд. рублей, из которых 1,2 млрд. - мораторная задолженность. Однако Иванушкин заявил, что "такой задолженности у ГОКа не только не существует, но и никогда не существовало". Была текущая задолженность около миллиарда рублей, не имеющая отношения к мораторным долгам. "Но дело в том, что на сегодня, - уточнил гендиректор "Стальной группы Мечел", - возможности взыскать ее с ГОКа не существует. Управление МНС по Иркутской области совершило ошибку, вовремя не предъявив взыскание. Поэтому в судебном порядке во всех инстанциях, вплоть до Высшего арбитражного суда, оно получило отказ. Сегодня ГОК может оплатить этот долг только в добровольном порядке. Но почему-то с нами никто не захотел это дело обсуждать".
Немаловажным является и тот факт, утверждает А.Иванушкин, что в день собрания кредиторов в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление от государственного предприятия "Восточно-Сибирская железная дорога", которое на тот момент являлось мелким кредитором ГОКа, с требованием признать комбинат банкротом и ввести на предприятии конкурсное производство. Иск ФГУП подал, несмотря на неоднократные предложения ГОКа погасить перед ним всю задолженность. Как ни странно, этот иск поддержала ФСФО, которая в рамках этого иска еще и подала жалобу на действия внешнего управляющего Помельникова с требованием его замены.
Как заявила на пресс-конференции директор ФСФО Татьяна Трефилова, в суд служба обратилась потому, что в процессе становления нового собственника было нарушено более 20 статей о банкротстве. Одним из наиболее существенных нарушений Трефилова посчитала перевод Помельниковым 506 млн. рублей в бюджет. Ссылаясь на закон о банкротстве, она заявила, что прежде чем гасить мораторные долги, предприятие обязано рассчитаться по задолженностям, возникшим в процессе банкротства. В "Стальной группе Мечел" считают позицию Трефиловой предвзятой и необъективной. Дело в том, что ГОК не мог нарушить очередность платежей, поскольку мораторную задолженность гасил не он сам, а его поручитель - администрация Нижнеилимского района Иркутской области, которая никаких обязательств по текущим долгам не имеет. И кроме того, эти текущие долги нельзя принимать во внимание, поскольку Высший арбитражный суд обязал налоговые органы их списать как не подлежащие обязательному взысканию.
Однако, несмотря на то что железнодорожники в конце концов отозвали свой иск, суд ходатайство ФСФО удовлетворил и назначил исполняющим обязанности внешнего управляющего Рожкова, кандидатуру которого предложила ФСФО. Кроме того, суд признал недействительным собрание кредиторов, на котором было принято мировое соглашение.
Через некоторое время Рожкову поручили провести новое собрание кредиторов. "Никто не препятствовал проведению этого собрания, - рассказал Иванушкин. - Для этого надо просто уведомить и собраться. Но почему-то внешний управляющий посчитал, что ему необходимо обязательно прибыть на ГОК, сесть в кресло, получить печать и ВСЕ документы Коршуновского ГОКа, причем без описи". После этого, по словам гендиректора "Мечела", "Рожков отозвал все действующие на
ГОКе доверенности, таким образом лишив комбинат права участвовать в арбитражном процессе. Плюс ко всему Рожков отозвал иск, поданный ГОКом, по поводу спорной задолженности в миллиард с лишним рублей, признав этим наличие этой задолженности у ГОКа по налогам и сборам".
На пресс-конференции гендиректор "Стальной группы" четко обозначил, что "мы предлагали рассмотреть на судебном заседании все исковые заявления, связанные с определением задолженности, и понять, кто, кому и сколько должен. "Стальная группа Мечел" готова погасить все долги, но только если они будут установлены в суде, и будут решения, вступившие в законную силу. Тем не менее ничего подобного сделано не было. Сначала суд начал рассматривать ситуацию с банкротством, а определение задолженностей он перенес на август".
Здесь возникает закономерный вопрос, почему Федеральная служба по оздоровлению предприятий предпринимает максимум усилий для банкротства ГОКа? Алексей Иванушкин считает, что "все это происходит потому, что это интересно Зап Сибу и "ЕвразХолдингу", которые являются в этой ситуации заказчиками всех этих мероприятий┘ Речь идет о том, что сегодня идет попытка активного передела собственности в интересах коммерческой компании руками государственной организации".
При сравнении точек зрения обеих сторон складывается впечатление, что одна из них сознательно не хочет оценивать реальную действительность, закрывая глаза на факты, свидетельствующие о возрождении предприятия и его финансовом оздоровлении, и подталкивая ГОК к краю пропасти┘ А что такое для Коршуновского ГОКа конкурсное производство, на котором настаивает ФСФО? Увольнение пятитысячного трудового коллектива, безработица - поскольку другой работы в Железногорск-Илимском практически нет, продажа с молотка имущества бюджетообразующего предприятия Нижнеилимского района.