Агентство Экономических Новостей по заказу и с участием "НГ" продолжает регулярное исследование того, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам июня текущего года. 60 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", Н.Вардуль - ИД "Коммерсант", А.Ефимов - "НГ", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство Экономических Новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и др.), руководители и представители государственных, научных, общественных и иных организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, В.Лебедев - "Деловая Россия", Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это первые лица коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали лоббисты-"профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В июне интересной лоббистской интригой стало прохождение через Госдуму и Совет Федерации пакета законопроектов по налоговой реформе. Он был принят, хотя некоторые свои позиции правительству не удалось отстоять. Несмотря на аргументы вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, депутаты не согласились заметно увеличить для предпринимателей налог на имущество, относящееся к "социалке". Правительству также не удалось повысить до планируемой им величины ставку налога на добычу газа для "Газпрома" - законодатели уменьшили ее почти в два раза. В результате рейтинг Кудрина несколько снизился, и он уступил лидерство заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову, а "вес" главы "Газпрома" Алексея Миллера, наоборот, увеличился, в результате чего последний впервые занял второе место в номинации "первых лиц".
В этой же номинации улучшилось положение руководителей некоторых министерств и ведомств. Так, увеличение рейтинга руководителя Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового можно объяснить принятием Госдумой поправок к Закону "О государственном регулировании тарифов┘", запрещающих региональным энергетическим комиссиям без согласия ФЭК превышать установленный ею на год предельный уровень тарифов. Рост "веса" министра по антимонопольной политике Ильи Южанова скорее всего связан с тем, что московский арбитражный суд подтвердил правоту МАП, которое обвинило Министерство по налогам и сборам в ограничении конкуренции на банковском рынке. А успехом Ильи Клебанова (Минпромнауки) аналитики считают правительственное постановление о выравнивании таможенных платежей физических и юридических лиц при ввозе в Россию легковых автомобилей в возрасте от трех до семи лет. Его рейтинг возрос после длительного периода снижения.
Увеличение рейтинга Михаила Гуцериева ("Русснефть", группа БИН) объясняется тем, что в июне он возглавил Ассоциацию малых и средних нефтегазодобывающих организаций, в которую входит более 50 компаний. В качестве президента ассоциации он будет лоббировать интересы малого и среднего нефтебизнеса, прежде всего на законодательном уровне. Позиции главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, наоборот, ухудшились. Ему никак не удается договориться с "Газпромом" о доступе к магистральным газопроводам. Судя по сообщениям СМИ, Богданчиков собирается лоббировать соответствующее решение правительства.
Улучшение позиций Сергея Веремеенко, планирующего участвовать в президентских выборах Башкортостана, обусловлено усилением его позиций в республике - брат совладельца Межпромбанка Александр Веремеенко, непримиримый оппонент башкирских властей, в июне возглавил местное управление Министерства по налогам и сборам. Некоторые аналитики связывают это назначение с партнером Сергея Веремеенко влиятельным сенатором Сергеем Пугачевым, позиции которого также улучшились. Напомним, что противостояние между МНС и республиканскими властями продолжается давно, его причиной стала неуплата холдингом "Башнефтехим" акцизов, превышающих 10 млрд. руб.
В региональной номинации набрали очки Валерий Сердюков (Ленинградская область), Михаил Прусак (Новгородская область) и Эдуард Россель (Свердловская область). Их сторонникам в Законодательных собраниях удалось одержать верх над оппозиционными силами, которые настаивали на переносе губернаторских выборов с сентября на декабрь и совмещении их с выборами в Госдуму. Теперь шансы на победу этих губернаторов повышаются, так как у их конкурентов будет меньше времени на раскрутку.
Положительную динамику рейтинга главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна можно объяснить тем, что АРБ совместно с Центробанком успешно реализует программу по приоритетным направлениям развития российской банковской системы. Так, в июне АРБ и ЦБ договорились о расширении перечня инструментов, под которые банки могут получить рефинансирование. Правда, сроки введения новых инструментов рефинансирования ЦБ пока не раскрывает.
Возрос рейтинг и у опытного лоббиста ЮКОСа Леонида Невзлина. Возможно, на мнение экспертов повлияло его избрание ректором Российского государственного гуманитарного университета. ЮКОС намерен инвестировать в РГГУ 100 млн. долл. в течение 10 лет.
Лоббисты-первые лица
# | Ф.И.О. | В июне 2003 г. | В мае 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Волошин А.С. (администрация президента) | 4,23 | 4,17 |
2 | Миллер А.Б. ("Газпром") | 4,15 | 4,03 |
3 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,13 | 4,08 |
4 | Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") | 4,07 | 4,15 |
Сильная эффективность | |||
5 | Фридман М.М. (холдинг "Альфа групп") | 3,89 | 3,96 |
6 | Евтушенков В.П. (АФК "Система") | 3,87 | 3,84 |
7-8 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,80 | 3,84 |
7-8 | Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") | 3,80 | 3,75 |
9 | Ходорковский М.Б. (ЮКОС) | 3,75 | 3,82 |
10 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,57 | 3,57 |
11 | Потанин В.О. ("Интеррос") | 3,55 | 3,50 |
12-13 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,54 | 3,50 |
12-13 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,54 | 3,48 |
14 | Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") | 3,51 | 3,46 |
15 | Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") | 3,49 | 3,45 |
16 | Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) | 3,47 | 3,45 |
17 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") | 3,39 | 3,33 |
18 | Вайншток С.М. ("Транснефть") | 3,26 | 3,35 |
19 | Гуцериев М.С. ("Русснефть", группа БИН) | 3,23 | 3,14 |
20 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк) | 3,10 | 2,83 |
21 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) | 3,08 | 3,02 |
Средняя эффективность | |||
22 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 2,75 | 2,81 |
23-24 | Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) | 2,60 | 2,53 |
23-24 | Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) | 2,60 | 2,49 |
25 | Богданчиков С.М. ("Роснефть") | 2,47 | 2,57 |
═ |
Средний рейтинг |
3,47 |
3,44 |
Лоббисты - региональные лидеры
# | Ф.И.О. | В июне 2003 г. | В мае 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,35 | 4,37 |
2 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,29 | 4,34 |
3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,15 | 4,17 |
4 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) | 4,11 | 4,17 |
Сильная эффективность | |||
5 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 3,95 | 3,97 |
6-8 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,90 | 3,87 |
6-8 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,90 | 3,94 |
6-8 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,90 | 3,84 |
9 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 3,67 | 3,84 |
10 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,39 | 3,32 |
11 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,37 | 3,30 |
12 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 3,03 | 3,01 |
Средняя эффективность | |||
13 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 2,81 | 2,78 |
14-15 | Лапшин М.И. (Республика Алтай, Аграрная партия России) | 2,71 | 2,67 |
14-15 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,71 | 2,87 |
16 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,47 | 2,43 |
17-18 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,41 | 2,43 |
17-18 | Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) | 2,41 | 2,57 |
19 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) | 2,35 | 2,37 |
20 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,32 | 2,37 |
21 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,30 | 2,28 |
22 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,28 | 2,30 |
23 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,27 | 2,23 |
24 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,25 | 2,25 |
25 | Меркушкин Н.И. (Республика Мордовия) | 2,20 | 2,18 |
═ |
Средний рейтинг |
3,10 |
3,12 |
Лоббисты-"профессионалы"
# | Ф.И.О. | В июне 2003 г. | В мае 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,41 | 4,38 |
2 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,33 | 4,45 |
3 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,19 | 4,23 |
4 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 4,13 | 4,17 |
5-6 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,08 | 4,03 |
5-6 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,08 | 4,05 |
7 | Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) | 4,03 | 4,00 |
Сильная эффективность | |||
8 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,76 | 3,68 |
9 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,73 | 3,77 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,68 | 3,66 |
11 | Алешин Б.С. (федеральное правительство) | 3,66 | 3,62 |
12 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,63 | 3,60 |
13 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,53 | 3,63 |
14 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,51 | 3,60 |
15-16 | Невзлин Л.Б. (РГГУ, фонд "Открытая Россия", ЮКОС) | 3,37 | 3,23 |
15-16 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс Капитал") | 3,37 | 3,53 |
17 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,23 | 3,23 |
18 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,11 | 3,09 |
Средняя эффективность | |||
19 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,97 | 2,90 |
20 | Лысяков А.А. (Совет Федерации) | 2,96 | 2,99 |
21 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, "ФосАгро") | 2,94 | 2,94 |
22-23 | Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") | 2,80 | 2,83 |
22-23 | Генералов С.В. (депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) | 2,80 | 2,80 |
24 | Маслюков Ю.Д. (депутат Госдумы, Ассоциация операторов евразийского рынка мяса птицы) | 2,77 | 2,73 |
25 | Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) | 2,73 | 2,68 |
═ |
Средний рейтинг |
3,51 |
3,53 |
Агентство Экономических Новостей, 2003