Олег Толкачев: 'Наши планы - не просто красивая абстракция'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
- Олег Михайлович, могли бы вы рассказать, какую реальную пользу способен принести закон о землепользовании в Москве?
- Сразу отмечу, что закон этот крайне важен и очень многоаспектен. Прежде всего принятие его приводит систему московского законодательства в этой части в соответствие с законами федеральными. Далее. В законе заложено фундаментальное, с моей точки зрения, положение: земля в городе предназначена прежде всего для использования в качестве земли городского поселения. Ведь Москва, как и любой поселок городского типа, является поселением. Наш город предназначен для людей, значит, для поселения, следовательно, для застройки. Понять и зафиксировать эту связь было очень важно.
Опираясь на Земельный кодекс, закон четко и ясно прописывает следующие моменты: процессы резервирования участков и предоставления участков в частную собственность, технологию принятия решений, аукционов и конкурсов по земле. В законе четко и ясно указано, какие объекты никогда не могут быть переданы в частную собственность. В этой части городской закон детализирует то, что в общем виде было зафиксировано в соответствующем федеральном законодательстве.
Важно, что закон имеет прямое действие и что он увязан с Генеральным планом развития Москвы. Могу сказать, что этот закон солидно выверен и взвешен, и это позволит Москве энергично двигаться дальше.
- Какие проблемы остаются неразрешенными, несмотря на принятие этого закона?
- Своеобразие Москвы как субъекта Федерации состоит в компактности ее территории. Практически до любого участка вы можете доехать на городском транспорте, и это радикально отличает Москву от гигантских регионов, где ведущим транспортом оказывается самолет или вертолет. Удобство компактности у нас дополняет наличие Кадастра, утвержденного правительством Москвы и работающего уже три с половиной года. К чему это привело? В прошлом году от работы с землей мы получили в городской бюджет около 10 миллиардов рублей, тогда как для всей России эта сумма составляет 3,4 миллиарда рублей, 1,5 миллиарда из которых - это московские перечисления. Отсюда и многие наши проблемы. Казалось бы, стоит транслировать московский опыт в другие регионы, но вместо этого мы ощущаем некоторое давление, настойчивое желание выйти на наш структурированный рынок и, не особенно задумываясь о судьбе Генерального плана и проблемах застройки, выхватить кусок и просто продать его.
- От кого исходит давление, о котором вы говорите?
- По мнению наших оппонентов, существует некоторая нестыковка законодательств. Есть закон о разграничении прав собственности на земельные участки, в то же время в Москве действует закон о статусе столицы Российской Федерации, принятый в 1993 году, в котором четко сказано, что вся земля в Москве является собственностью города, за исключением участков, на которых расположены высшие органы государственной власти. Президент Ельцин, подписавший этот закон, в свое время руководил Москвой и хорошо понимал, в чем заключается особенность столицы - в развитости инфраструктуры. Такой город не может быть поделен на некие анклавы, он может развиваться только как единый организм. Поэтому, учитывая весь набор законов, необходимо провести их разграничение. Сейчас работает межведомственная комиссия, думаю, порядок мы наведем. Но со стороны Минимущества РФ ощущается желание, не дожидаясь окончания работы комиссии и базируясь на нестыковке законов, часть участков быстро продать. Не думаю, что это получится, потому что каждое подобное действие мы будем оспаривать. Мы не позволим нарушать те плановые задания, которые записаны в Генеральном плане развития столицы.
Скажу несколько слов в подтверждение того, что наш план - не просто красивая абстракция. В прошлом году Комплекс по имущественно-земельным отношениям принес в бюджет города суммарный доход в размере 19,5 миллиарда рублей при плане 17 миллиардов. Около 100 миллионов долларов в плюс - по-моему, показатель неплохой. В текущем году ситуация у нас складывается следующим образом. Мы подвели итоги первого полугодия: при плане доходов от работы с землей и имуществом 9,6 миллиарда рублей нами получено 13,03 миллиарда. 3 миллиарда 400 миллионов рублей мы получили сверх программы. Это означает, что если мы будем двигаться в таком темпе, то к концу года должны будем выйти на 31-32 миллиарда рублей, то есть 1 миллиард долларов. Сюда входит доход от работы с землей - это 10-12 миллиардов рублей, - но самый большой рост наблюдается по арендным платежам за имущество, они практически удваиваются. Предполагается скачок от 7 миллиардов рублей в прошлом году до 14 миллиардов в текущем, за первое полугодие 6 миллиардов рублей мы уже получили. Рост просто гигантский.
- Что на сегодняшний день является для вашего ведомства самой большой головной болью?
- У нас работа оперативная, все время требуются незамедлительные решения. Поэтому трудно сказать, что является особой головной болью. Мы постоянно следим за подходом дивидендов, за работой акционерных обществ, за использованием земли, за строительством крупных торговых центров, которым мы сейчас уделяем много внимания. Для нас очень важно, что с 1 июля мы перешли на работу в режиме "одного окна". Это означает, что заявитель, собрав необходимые бумаги, имеет возможность передать их соответствующему чиновнику и больше не заниматься хождениями по кабинетам. В течение месяца он их получит полностью оформленными. Таким образом, исключается контакт между чиновником и заявителем. Это нормальная цивилизованная система.
- Она способна понизить уровень коррупции?
- По крайней мере она не дает возможности ни заявителям влиять на чиновников, ни чиновникам намекать на некие сложности в оформлении бумаг. Я не хочу сказать, что мы взмахнули рукой - и проблема исчезла. Но теперь чиновник, который почему-то пригласил к себе заявителя для беседы, будет просто удаляться из системы.