Издревле нефть являлась национальным достоянием Азербайджана, определяющим направлением его развития. После того как Азербайджан стал независимым государством, подлинным хозяином своих природных богатств, мы смогли в полной мере использовать наши ресурсы в интересах собственной страны, на пользу нашего народа, наших друзей и партнеров.
Вот уже более 10 лет как Азербайджан объявил политику открытых дверей, активно привлекая зарубежные инвестиции в крупномасштабное освоение богатейших нефтяных и газовых месторождений Каспия. Первым знаменательным шагом на этом пути стало подписание осенью 1994 года соглашения с ведущими нефтяными компаниями мира, вошедшего в историю как "контракт века", по разработке месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия. Наряду с Азербайджаном участниками контракта стали нефтяные компании Великобритании, России, США и других государств. Азербайджан, осуществляя в последние годы новую государственную Нефтяную стратегию, создание которой неразрывно связано с именем президента Гейдара Алиева, строит на ее основе свою геостратегию и геополитику с учетом реалий ХХI века и в первую очередь национальных интересов. Сегодня наша страна имеет 22 контракта на разведку и разработку нефтегазовых месторождений с 33 нефтяными компаниями, представляющими 15 государств мира, а также ряд соглашений по транспортировке углеводородных ресурсов на международные рынки.
Все это позволило нашей республике превратиться в новый международный центр освоения и экспорта природных углеводородов в регионе, занять ключевое положение в Черноморско-Каспийском бассейне, а главное - открыть путь к созданию на основе прочной правовой базы грандиозного энергетического коридора Восток-Запад, который еще недавно считался чуть ли не наивной выдумкой политиков.
Фундаментальным вкладом в развитие новой Нефтяной стратегии страны, ее научно-техническим и методологическим обоснованием явилась книга Ильхама Алиева "Каспийская нефть Азербайджана". Вышедшая только что в московском издательстве "Известия", она стала в полном смысле этого слова научно-историческим трудом, вызвав большой общественный резонанс.
Эту работу можно по праву назвать энциклопедией Каспия, потому что в ней нашел отражение богатый материал, связанный с политическим и экономическим развитием региона, геополитическими, правовыми аспектами Каспия, добычей и транспортировкой каспийской нефти. Спектр исследованных в книге вопросов весьма широк. Ильхам Алиев выступает здесь как юрист, историк и политолог. А главное, автор подходит к проблемам не сухо и абстрактно, что присуще традиционным научным монографиям, - он исследует вопросы с искренним беспокойством за дальнейшую судьбу азербайджанского народа и государственности, будущее своей родины, применяя при этом теорию системного подхода. С другой стороны, приведенный в книге комплексный научный анализ Нефтяной стратегии Азербайджана, правильно выстроенная структурно-методологическая схема, богатый научный аппарат и другие аспекты свидетельствуют о том, что монография как завершенный, оригинальный труд является значительным вкладом в современную азербайджанскую науку.
В книге дается полная картина событий в истории Кавказско-Каспийского региона от античного периода до начала промышленной добычи нефти на Апшеронском полуострове и развития нефтяной промышленности на изломе XIX-XX веков, когда в Азербайджане добывалась половина производимой нефти в мире. Еще в Х веке на Апшероне, где потом возник Баку, существовали удивительные колодцы с источниками черного золота. Находясь на одной из ветвей караванных путей, соединяющих Китай, Индию и Центральную Азию с бассейном Средиземного и Черного морей, а также Персидский залив с поволжскими ханствами и Московским государством, в XV веке Баку стал одним из крупных торговых портов на Каспии, в том числе и в части экспорта нефти.
Впервые в мире добыча нефти промышленным способом была осуществлена в 1847 году на Апшероне. За это время из его недр получено около полутора миллиардов тонн азербайджанской нефти. Интенсивная же разработка здешних месторождений началась в 1871 году, тогда же был спущен на воду первый нефтяной танкер. В 1872 году семья известных нефтепромышленников Нобелей создала в Баку первую нефтяную компанию, а еще через три года построила свой первый нефтеперегонный завод. В ту же пору на волне "нефтяного бума" на Апшерон устремились многие зарубежные фирмы, стараясь не упустить своего куска от нефтяного "пирога". Активное участие в зарождении нефтяной отрасли принимали видные ученые Д.Менделеев, Г.Абих, Д.Голубятников и многие другие. В 1901 году началось строительство нефтепровода Баку-Батуми, которое завершилось в 1905-м. В том же году в Азербайджане было добыто уже более 10 миллионов тонн нефти, то есть половина мировой добычи.
В период Первой мировой войны 75% российской нефти добывалось на месторождениях Апшеронского полуострова. Баку на глазах превратился в большой промышленный город, став одним из крупнейших индустриальных центров российского государства.
В этой части книги также нашли свое историческое место этапы развития нефтяной промышленности в советское время, ведущая роль азербайджанских нефтяников в становлении нефтяной индустрии страны, их неоценимый вклад в достижение Великой Победы над фашизмом, участие в открытии новых перспективных нефтегазовых месторождений Поволжья, Татарии, Тюмени, в союзных республиках - Казахстане, Туркменистане, где до сих пор с благодарностью вспоминают азербайджанских нефтяников. Мы были пионерами в открытии и освоении первого в мировой практике нефтяного месторождения в открытом море, где более чем полвека назад вырос легендарный город на сваях Нефтяные Камни. Опыт, накопленный здесь, позволил создать новую инфраструктуру для реализации на переломе ХХ-ХХI веков грандиозных проектов по крупномасштабному освоению месторождений нефти и газа на Каспии.
Золотыми страницами в нефтяную летопись Азербайджана вошли 1970-1980-е годы, когда республикой руководил Г.А. Алиев. Объективно оценивая роль и значение важнейших событий той поры, автор всесторонне анализирует меры, предпринятые с целью ускорения развития нефтяной отрасли и обновления ее материально-технической базы. В ту пору были построены, реконструированы и приобретены за рубежом такие современные производства, как Бакинский завод глубоководных оснований (БЗГО), современные мощные крановые суда, трубоукладчики, полупогружные буровые установки типа "Шельф" и десятки других объектов и сооружений. Особо отметим, что созданная в те годы база сыграла существенную роль в возрождении нефтяной промышленности Азербайджана, когда он обрел государственную независимость, особенно начиная с 1993 года, когда страну вновь возглавил Гейдар Алиев.
Останавливаясь на ответственных задачах нефтяной индустрии независимого Азербайджана, автор отмечает, что, несмотря на более чем полуторавековую историю добычи углеводородов, наша страна все еще обладает значительными разведданными, извлекаемыми запасами нефти и газа, особенно на Каспии. Перспективные и прогнозные ресурсы являются надежной основой для развития топливно-энергетического комплекса страны в целом. Так, доказанные извлекаемые и прогнозные запасы нефти в Азербайджане исчисляются миллиардами тонн. Соответственно извлекаемые и прогнозные запасы природного газа оцениваются триллионами кубометров.
Проведенные исследования позволяют дать довольно достоверную характеристику и оценку всем категориям запасов и ресурсов углеводородного сырья как на суше, так и в азербайджанском секторе Каспия. Основные перспективы добычи нефти и газа связаны с Южно-Каспийским нефтегазоносным бассейном, в пределах которого находятся нефтегазоносные области Апшеронского и Бакинского архипелагов, глубоководная часть азербайджанского сектора Южного Каспия, где сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, а также перспективные структуры. Именно эти энергоресурсы будут служить азербайджанскому народу в XXI веке.
Освещая на высоком профессиональном уровне вопросы разработки и подготовки нефтяной политики суверенного Азербайджана, автор уделяет особое внимание главным политическим и экономическим факторам совместного с иностранными фирмами освоения нефтяных и газовых месторождений Азербайджана. На основе множества фактов он раскрывает суть трудностей, возникших в процессе заключения нефтяных контрактов. Находясь у истоков этого процесса, он приводит немало фактов скрытого и явного противодействия нашим планам, острой конкурентной борьбы, идущей вокруг нефтяных запасов Каспия, и справедливо высказывает такую мысль: "Мы хотим, чтобы Азербайджан стал не ареной конкуренции, а зоной сотрудничества между различными интересами". Минувшее десятилетие со всей убедительностью доказало верность нового курса, ибо результаты сотрудничества с иностранными компаниями превзошли все ожидания.
Объем добываемой в нашей стране нефти год от года растет. Если в 1996-1998 годах ее добыча, оставаясь на стабильном уровне, составляла 9,1 млн. тонн, то с 1999 года кривая неуклонно пошла вверх. В 2001 году республика добыла 14,9 млн. тонн, а в 2002-м - 15,3 млн. тонн нефти.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в экономическом плане благодаря "контракту века" республика получила следующее:
- реализация проекта открыла возможность выхода азербайджанской нефти на европейский рынок, что, в свою очередь, создало предпосылки для того, чтобы на более выгодных условиях и уже по отлаженному механизму осваивать другие перспективные площади;
- Азербайджан в глазах международных инвестиционных и кредитных организаций обретает все больший авторитет в плане реализации стратегических проектов, таких, как, например, основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для транспортировки углеводородов на мировые рынки;
- появляется возможность для более крупных капитальных вложений в смежные с нефтью области;
- республика сможет создать валютные запасы и проводить собственную инвестиционную политику;
- ускоряется процесс интеграции Азербайджана в мировое экономическое сообщество;
- повышается уровень технологического развития страны.
Помимо возрождения нефтяной промышленности и прямых экономических выгод "контракт века" и последовавшие за ним соглашения создали благоприятную почву для инвестиций в другие области, такие, как машиностроение, сельское хозяйство, телекоммуникации, сервисные службы, открытия новых рабочих мест, что очень важно для республики с более чем миллионом беженцев. Благодаря тому что в состав консорциума входят компании США, Великобритании, Норвегии, России, Турции, Саудовской Аравии, расширились научные и культурные связи нашей страны. В настоящее время в Азербайджане действуют несколько тысяч совместных предприятий, более 25 азербайджанских культурных центров функционируют в Америке, России, Англии, Франции и других странах. Контракт заметно поднял политический рейтинг республики на международной арене. Азербайджан получил солидную политическую поддержку мировых держав через их вовлеченность в его экономику, а эта поддержка была крайне необходима почти во всех внешнеэкономических вопросах, которые приходилось и приходится решать республике. Знаменательно, что Запад продемонстрировал свое отношение к нашему государству как к равноправному партнеру, чья политическая стабильность открывает путь для новых капиталовложений.
Убежден, что в последующие 5 лет мы станем свидетелями грандиозного подъема азербайджанской нефтяной отрасли. Главное развитие будет достигнуто прежде всего в результате освоения контрактных месторождений Азери-Чыра-Гюнешли (АЧГ).
Сейчас на платформе "Чыраг-1" добывается в среднем 140 тыс. баррелей нефти в день, что значительно превышает прогнозы. На сегодняшний день там добыто более 26 млн. тонн нефти, и она экспортируется на мировые рынки по трубопроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса.
Недавняя разведка показала, что доказанные и могущие быть добытыми на этих месторождениях запасы нефти достигают 5,4 млрд. баррелей. По самым же последним прогнозам, эти запасы оцениваются в 900 млн. тонн. Для эффективного использования открывающихся возможностей подготовлена и начата реализация первого этапа - проекта "Фаза-1", его программа полномасштабного освоения месторождения АЧГ.
Речь идет об освоении центральной части месторождения Азери. "Фаза-1" обеспечит добычу первой нефти в первом квартале 2005 года. В целом же ежедневная добыча на платформе "Чыраг-1" и "Меркези Азери" достигнет 250 тыс. баррелей, а в 2008 году только на этих двух платформах - 500 тыс. баррелей.
Проект "Фаза-2" направлен на освоение восточной и западной частей месторождения Азери, что вместе с "Фазой-1" завершит полное освоение этой контрактной площади, и все это позволит увеличить добычу до 40 млн. тонн нефти в год. Еще на 10 млн. тонн этот показатель возрастет после "включения" "Фазы-3", старт этого проекта намечен на 2008 год.
В книге И.Алиева рассматриваются также широкие перспективы развития газового сектора, которые позволят Азербайджану в недалеком будущем стать стабильным экспортером голубого топлива. Определяющая роль здесь принадлежит уникальному газоконденсатному месторождению Шахдениз на каспийском шельфе Азербайджана, его извлекаемые запасы газа оцениваются в более чем триллион кубометров.
На Шахденизе были пробурены три разведочные скважины, и исследования их показали, что за последние 20 лет столь богатого газового месторождения не было разведано нигде в мире. В феврале 2003 года азербайджанское правительство и зарубежные компании, принимающие участие в освоении этого месторождения, санкционировали проект первого этапа его разработки.
На сегодня названный "Стадия-1", этот проект стоимостью 3,2 млрд. долл. позволит начать эксплуатацию Шахдениза уже с сентября 2006 года. А еще через год здесь планируется получить 4 млрд. куб. м газа; максимальные объемы добычи в рамках проекта "Стадия-1" составят 8,8 млрд. куб. м, из которых ежегодно 6,6 млрд. куб. м будет поставляться в Турцию, а 800 млн. куб. м - в Грузию. Для транспортировки каспийского газа, как известно, намечено построить экспортный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.
Результаты переговоров, которые провел первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ильхам Алиев с руководителями заинтересованных в экспортных поставках компаний и официальными лицами Греции, Италии и ряда Балканских стран, дают полное основание считать, что каспийское голубое топливо, которое по так называемому Южно-Кавказскому экспортному газопроводу будет поставляться в Турцию, пойдет оттуда дальше - в страны Европы.
Одним из ключевых вопросов в освоении энергоресурсов Каспия является, конечно, вопрос его статуса, которому в книге уделено особое внимание.
Дальновидность проводимой президентом Гейдаром Алиевым политики заключается в том, что он, не дожидаясь исхода затянувшихся споров вокруг определения статуса Каспийского моря, подписал документ о совместной с иностранными компаниями разработке месторождений азербайджанского сектора Каспия.
Согласование позиций по юридическому статусу Каспийского моря между пятью государствами, берега которых он омывает, могло бы продолжаться бесконечно долго, если бы не политический разум и добрая воля руководителей России и Азербайджана. Именно благодаря личным усилиям и взаимопониманию, достигнутому Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным, удалось сдвинуть эту проблему с мертвой точки.
Определение границ морских секторов между двумя государствами, а также между Россией и Казахстаном, Азербайджаном и Казахстаном, выдвинуло необходимость изменить позиции и других государств - Туркменистана и Ирана - в решении этого судьбоносного вопроса. Подписание пакета совместных азербайджано-российских документов, связанных со статусом Каспия, позволит более рационально использовать био- и энергоресурсы этого уникального водоема, устранить негативные моменты и споры в вопросах определения срединных линий, разграничивающих национальные сектора прикаспийских государств, а также в проектировании и строительстве прикаспийских систем транспортировки нефти и газа.
Мы с огромным удовлетворением отмечаем, что с избранием президентом России Владимира Путина в российской политике по Каспию преобладает прагматизм. Сотрудничество между Азербайджаном и Россией приобрело новый качественный уровень в ходе визита Владимира Путина в Баку 9-10 января 2001 года. Важным моментом в развитии двухсторонних отношений между Россией и Азербайджаном стало подписание совместного заявления Азербайджанской Республики и Российской Федерации "О принципах сотрудничества на Каспийском море", сделанного в ходе этого визита. Обсудив вопросы, касающиеся сотрудничества Азербайджанской Республики и Российской Федерации в Каспийском море, стремясь к развитию такого сотрудничества в духе добрососедства, взаимопонимания и взаимоуважения, отмечая жизненно важное значение Каспийского моря для экономического развития прибрежных государств, стороны подтвердили свою позицию об использовании Каспийского моря исключительно в мирных целях. Этот документ подтвердил, что разработка нового правового статуса Каспия является делом самих прикаспийских государств и статус Каспия может быть выработан только на основе их общего согласия. Стороны выразили готовность совместно способствовать активизации пятистороннего переговорного процесса по конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В ходе визита президенты высказались за поэтапное продвижение к консенсусному решению, предложив на первом этапе разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными государствами на сектора с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики. Стороны согласились, что при этом за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой хозяйственно-экономической деятельности. Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию на Каспии, было выражено намерение ускорить рассмотрение вопросов защиты природной среды Каспийского моря. Очертив свои морские экономические границы, Россия, расширяя свое сотрудничество с Азербайджаном на этом направлении, активно включается в поиск и разработку минеральных ресурсов своего каспийского шельфа. Безусловно, стремление к интеграционному подходу в ведении нефтегазовых операций компаниями прикаспийских государств - веление времени.
Современная геополитическая ситуация в регионе, исследованию которой в книге уделяется особое место, характеризуется дискуссиями, с одной стороны, между крупными компаниями за получение контрактов на освоение энергоресурсов, а с другой - между государствами - за определение окончательных экспортных маршрутов транспортировки нефти и газа из этого региона на мировые рынки.
Специфика геополитического положения Каспийского региона - расположение на перекрестке традиционных торговых путей из Европы в Азию, именно здесь проходил когда-то знаменитый средневековый Шелковый путь.
После распада Советского Союза Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных стран, но и многих ведущих государств Западной Европы и США, а также Закавказья и Ближнего Востока. Геополитические интересы перекрещиваются в Каспийском бассейне как из-за богатых ресурсов, так и из-за роли, которую отводят Азербайджану и странам Центральной Азии. Конечно же, эта тенденция не ускользнула от внимания автора, который скрупулезно анализирует роль и устремления великих держав, их усиливающийся интерес к каспийским энергоресурсам. Очень важно, что Азербайджан в этих условиях благодаря последовательности своего президента Гейдара Алиева сумел так построить свою внешнюю политику, что сегодня выступает как самостоятельный субъект мировых отношений и равноправный партнер ведущих стран.
Выход азербайджанской нефти на мировые рынки породил новое направление в развитии транспортировки углеводородов на мировые рынки.
Хорошо известно, что в мире есть немало довольно продуктивных месторождений, которые не разрабатываются только потому, что возникают большие трудности с вывозом сырья. В таких случаях проекты, даже эффективные с точки зрения добычи, попросту отправляются на полку, что называется, до лучших дней. Перед прикаспийскими странами и международными консорциумами, занятыми разработкой месторождений Каспия, также остро стоит проблема вывоза нефти из региона, "запертого" в самом центре Евразийского субконтинента.
Стратегические запасы углеводородного сырья каспийского шельфа оцениваются в триллионы долларов США. Эти запасы могут обеспечить в XXI веке потребности экономики бурно развивающихся регионов, ослабить их зависимость от нынешних монополистов, а также отрегулировать баланс на мировом рынке нефти. Вполне естественно, что каждое из государств Прикаспия, намечая пути прокладки нефтепроводов, исходит прежде всего из собственных интересов - как экономических, так и политических, геостратегических. Обо всем этом говорится в главе книги, посвященной проблемам выбора и развития экспортных нефтепроводных систем. В частности, возможности сосуществования новых экспортных газопроводов, таких, как Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский экспортный газопровод) и российско-турецкий "Голубой поток", а также возможности строительства Транскаспийского газопровода.
Вопросами транспортировки углеводородного сырья в Азербайджане начали заниматься еще задолго до новой нефтяной эры, исподволь готовя ее приход. Естественно, на первых порах оптимальным казалось восстановление недействующего трубопровода Тихорецк-Баку, который при относительно небольших затратах (около 60 млн. долл.) можно было реверсировать в направлении Баку-Грозный-Тихорецк-Новороссийск с выходом к Черному морю. Это было мудрое политическое решение, и в январе 1996 года состоялось подписание межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск, который был пущен в эксплуатацию в октябре 1997 года. С учетом важного значения многовариантности экспортных трубопроводов в марте 1997 года были заключены также соглашения между Азербайджаном и Грузией о доставке нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Супса опять же с выходом на Черное море. Спустя два года в торжественной обстановке состоялось открытие этого трубопровода.
Однако в связи с резким увеличением в Азербайджане объема добываемой нефти (до 50 млн. тонн в год) требовалось создание более мощного трубопровода. Так возникла идея маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве основной экспортной ветки. Предложение широко обсуждалось со второй половины 90-х годов и получило поддержку как руководства Азербайджана, так и всех заинтересованных сторон - участников консорциума, а также лидеров США, Турции, Казахстана и Грузии, что нашло отражение в Анкарской декларации от 29 октября 1998 года. Как известно, осенью прошлого года на торжественной церемонии близ Баку был заложен фундамент беспрецедентного строительства этого нефтепровода стоимостью 2,94 млрд. долл.
Все экономические расчеты показывают преимущество коммерческой выгодности и стабильности выхода каспийской нефти к глубоководным портам Средиземноморья. Инвесторы и владельцы трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан намерены осуществить этот проект по самым высоким международным стандартам, в открытой и прозрачной форме сотрудничать с правительствами транзитных стран во всех строительных работах. Мы готовы к открытому обсуждению любых конструктивных предложений с целью достижения консенсуса с любой заинтересованной страной, международной структурой и организацией.
Немаловажное место в книге И.Алиева уделено проблемам окружающей среды в условиях интенсификации добычи нефти в Каспийском море. Автор приводит анализ экологического состояния моря, вскрывает наиболее актуальные проблемы, уделяя главное внимание побережью Азербайджана. Конечно, неизбежное расширение нефтяниками фронта работ превращает вопрос биологических ресурсов моря в проблему совместимости рыбного и нефтяного промыслов, и поэтому рассматривать и решать ее следует уже не столько в научной, сколько в политической и экономической плоскости. Политический вектор во многом зависит от успешного проведения переговорного процесса по статусу Каспийского моря, экономическая же сторона проблемы соединится в необходимости согласования интересов и тесной координации зарубежных компаний и государственных структур.
Кроме того, реальную угрозу для экологии моря представляет ситуация, при которой низкие мировые цены на нефть снизят поток нефтедолларов в казну прибрежных государств, нанося урон финансовому потенциалу нефтеэкспортирующих стран, что, в свою очередь, негативно отразится на возможностях финансирования мероприятий по улучшению условий окружающей среды Каспия.
Фундаментальная монография И.Алиева "Каспийская нефть Азербайджана" по форме и содержанию является завершенной научно-исследовательской работой, обладающей крупным народнохозяйственным эффектом и имеющей глубокую научную новизну. В первую очередь она заключается в том, что автор, осуществив масштабный синтез и анализ ключевых аспектов геостратегии, геополитики и геоэкономики, впервые разработал научно-методологическую основу реализации полученных результатов новой Нефтяной стратегии Азербайджана. Представленный автором богатый материал, связанный с различными аспектами разработки, добычи и транспортировки энергоресурсов Каспия, будет полезен и станет предметом пристального изучения не только для азербайджанских специалистов, но и для широкого круга читателей во всем мире.