На сломе эпох в СССР была принята программа, в которой каждой советской семье к 2000 году была обещана отдельная квартира. В "капиталистической" России создали "Концепцию развития автопромышленности в РФ", рассчитанную до 2010 года. Согласно ее положениям, каждый четвертый россиянин через 7 лет должен иметь собственные "колеса". Тревожно как-то за соотечественников, обмануть их могут. Дело в том, что в нашем государстве развитие автомобильного производства все никак не вырулит на столбовую дорогу, по которой идет большинство нормальных стран.
Такие гиганты, как, скажем, Китай, Индия и Бразилия, не изобретая колеса, ввели у себя жесткие барьеры как на ввоз новых иномарок, так и на проникновение подержанных средств передвижения. И при этом обеспечили режим максимального благоприятствования для ручьев и рек иностранного капитала - прежде всего для денег мировых автогигантов, развивающих активную экспансию на растущие рынки Латинской Америки и Азии. Например, в КНР, где собственного современного автопроизводства не было до начала 90-х годов ушедшего века, пошлины на ввоз новых автомобилей из-за рубежа до недавнего времени превышали 50%, и только сейчас снижены до 43. И отчасти из-за этого 9 из 10 машин, продаваемых в Поднебесной, - местного производства. Но при этом всемирно известных мировых марок. В частности, благодаря льготному налогообложению только японский "Ниссан" инвестирует 2 миллиарда долларов (!) в свои заводы на китайской территории. Значительно присутствие в самой населенной стране мира и европейских концернов-гингантов. Итог - объемы продаж машин (отличного, надо заметить, качества) в Китае сравнялись с некогда более продвинутой в этом смысле Россией.
В Бразилии начато производство очередной современной французской машины. К прежним "Ситроену Ксара Пикассо" и "Пежо 206" прибавился симпатичный малыш "Ситроен С3". В крупнейшей стране Южной Америки пошлина на ввоз новых иномарок - 35%, подержанные средства передвижения в страну проникнуть вообще не могут. Французы умеют считать деньги, и первые 50 миллионов евро в Бразилию уже пришли, итогом программы станут 100 тысяч современных авто, выпускаемых с конвейеров в Порт Реал. Но самым болезненным для самолюбия россиян можно считать пример соседней Индии. Индийская пошлина на экспортные авто - 60%. И вот уже "Тойота" инвестирует 400 миллионов (!) долларов для производства на родине лучшего в мире чая лучшего в мире автомобиля. Массовое производство должно быть развернуто в 2005-2006 годах, причем это будет принципиально новая модель, одновременно современная и относительно недорогая.
А что же нового в России? Увы, общие инвестиции в нашу автоиндустрию из-за рубежа всех мировых автогигантов вместе взятых сравнимы с "разовыми" вложениями одной только "Тойоты" в один индийский проект. Причины известны, они лежат на поверхности. Знаменитые концерны не разворачивают в России свои производства потому, что до сих пор ввозить готовые машины к нам выгоднее, чем собирать их где-нибудь на Волге или на Балтике. Причем низкие пошлины сохраняются как на ввоз новых иномарок, так и на экспорт подержанных авто. Уже месяц прошел с тех пор, как правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле решила изменить ставки пошлин на ввоз зарубежных авто от 3 до 7-летнего возраста.
Решение есть, а когда заработает правительственное постановление - непонятно. До сих пор небольшая армия перегонщиков тех машин, от которых усиленно избавляются бюргеры и месье, безбедно жила за счет того, что платила в 2,5 раза меньшие налоги, чем юридические лица, крупные поставщики.
Не ожидая того, когда кабинет министров проявит решительность, поставщики подержанных автомашин решили повторить прошлогодний фокус. Тогда подняли пошлины на ввоз машин старше 7 лет. Но поскольку срок был объявлен заранее, перегонщики умудрились успеть до "часа Х" и вдвое превысить обычные поставки - и в Россию со всех сторон хлынуло около 600 тысяч раритетов на колесах! На фоне такой экспансии машин, сравнимых по цене с новыми российскими авто, вынуждены были остановить конвейеры даже ГАЗ и ВАЗ!
Увы, похоже, что ситуация повторяется. И ведь наши автогиганты только-только начали оправляться от прошлогоднего нокаута. Если это называется заботой о развитии автопроизводства в России, то странная какая-то получается забота...