-Господин Саммерс, заседание Российско-американской группы по борьбе со СПИДом совпало с визитом в Москву госсекретаря США. Так было запланировано?
- Колин Пауэлл приехал в Россию для обсуждения вопроса о сокращении ядерных боеголовок, но его, разумеется, волнует эпидемия СПИДа, которая несет угрозу демократии, благополучию и глобальной безопасности, о чем он и сказал в своем выступлении. Это было отличным началом для заседания, на котором собрались представители правительства, деловых кругов, здравоохранения. Эффекта можно достигнуть только совместными усилиями, что подчеркнул и госсекретарь США. Он говорил также о том, что ВИЧ-инфицированные не должны подвергаться дискриминации, к ним нужно относиться, как к членам своей семьи.
- В Соединенные Штаты СПИД пришел гораздо раньше, чем в Россию. Насколько эффективна борьба с ВИЧ-инфекцией в США и какова роль в этом неправительственных организаций, одну из которых вы возглавляете?
- Мы со СПИДом столкнулись больше 24 лет назад. Вначале правительство практически не реагировало на новую проблему, и большую часть заботы о профилактике СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированными взяли на себя неправительственные организации. Мы хотели бы, чтобы в России усвоили этот урок, потому что мы потеряли 10 лет, когда государство реально не проявляло должного внимания к развитию ситуации. Очень важно, чтобы в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции участвовали и правительственные, и неправительственные организации, и бизнес-сообщество, и сами ВИЧ-инфицированные, и окружающие их люди.
- Удалось ли в США достигнуть каких-то успехов? Стало ли сокращаться число вновь инфицированных?
- Поначалу у нас ежегодно регистрировалось более 130 тысяч случаев заражения ВИЧ. В результате активной работы неправительственных и правительственных организаций удалось снизить число вновь инфицированных до 40 тысяч в год. Этот уровень сохраняется последние 10 лет. К сожалению, нам не удается добиться большего снижения.
- Уверены ли вы, что у вас регистрируются все случаи заражения? В России официальные данные очень сильно расходятся с реальными.
- Вы совершенно правы, истинные цифры получить очень трудно, но у нас есть методы, позволяющие достаточно точно оценивать число вновь инфицированных ежегодно.
- В связи с возникновением острого респираторного синдрома (SARS) появились сообщения, что, если SARS заболеет ВИЧ-инфицированный, он не только погибнет сам вследствие иммунодефицита, но и способен будет заразить не двух-трех человек, как обычный больной SARS, а несколько десятков людей.
- Я думаю, это не так, потому что у этих двух заболеваний абсолютно разная биологическая природа. Единственная связь, которую можно установить, это то, что ВИЧ-инфицированные более подвержены заражению SARS, как и другими болезнями, потому что у них ослаблена иммунная система. Сейчас всеобщее внимание приковано к атипичной пневмонии, хотя на самом деле она затронула не так много людей и уровень смертности от нее несравненно меньше, чем от СПИДа. Разница буквально в сотни раз. По мнению госсекретаря Колина Пауэлла, СПИД - гораздо более важная проблема, чем SARS, потому что он распространяется намного быстрее и притом в отличие от SARS незаметно. СПИД существовал до появления SARS, и вполне возможно, что он останется и после того, как будет найдено лекарство от атипичной пневмонии. Главное отличие между этими двумя инфекциями заключается в том, что атипичная пневмония возникает преимущественно у людей зрелого возраста или уже страдающих какими-то заболеваниями, а СПИД - это в основном болезнь молодых и здоровых.
- Лекарства против СПИДа очень дорогие. Бедные страны не в состоянии покупать их по существующим ценам. Как вы собираетесь сотрудничать с Россией, для которой они тоже дороги?
- Здесь два момента. Первый - значительно дешевле предупредить заболевание, чем потом его лечить. И второй - за последние несколько лет удалось существенно снизить стоимость терапии СПИДа. Например, в Африке стоимость лечения больного составляет не более 300-500 долларов в год. Кроме того, большинство ВИЧ-инфицированных не нуждаются в лечении сразу после заражения. Вполне возможно, что пройдут десятки лет, прежде чем им понадобятся лекарства. Между Африкой и Россией большие различия: в России существует развитая система здравоохранения, пусть в ее работе и много проблем. В Африке же никакой системы здравоохранения нет. В США тоже не все больные СПИДом получают необходимую терапию - у правительства не хватает для этого денег.
Многие люди просто не знают, что заразились ВИЧ, и могут невольно распространять эту инфекцию. Поэтому одна из важнейших программ в нашей стране - убедить американцев сделать анализ на ВИЧ. Как показал наш опыт, если предоставлять людям информацию о ВИЧ/СПИДе, давать им возможность пройти тестирование на ВИЧ и, при положительном результате теста, защищать их в дальнейшем от дискриминации, то это предотвращает или по крайней мере замедляет распространение эпидемии.
В сотрудничестве с Россией по вопросам борьбы с эпидемией СПИДа Америка не собирается диктовать план действий. Мы будем обсуждать вместе все шаги и оказывать возможную помощь.