- Геннадий Юрьевич, все мы являемся свидетелями того, каким устойчиво высоким остается рейтинг поддержки президента, как партия власти все энергичнее работает на традиционном поле левой оппозиции, старается отобрать самые привлекательные лозунги. Как вы можете оценить в связи с этим перспективы левой оппозиции?
- Я уверен, что Россия еще на очень долгое время останется преимущественно левой страной, а у левопатриотической оппозиции может быть самое блестящее политическое будущее. Естественно, это не произойдет само собой, но все объективные условия для этого имеются.
- Что вы имеете в виду?
- Думаю, никому не нужно доказывать, что левопатриотическая идея имеет в России глубокие корни и традиции. Это очевидно. Более того, по результатам целого ряда социологических исследований можно сделать вывод, что большинство, до двух третей, россиян в том или ином виде придерживаются левых и левоцентристских взглядов. Это, кстати, и объясняет стремление власти поэксплуатировать левые лозунги. Другое дело, что реализуемая в настоящее время социально-экономическая политика в своей основе не соответствует базовым принципам левой идеологии, в числе которых социальная справедливость, подлинное народовластие, равенство возможностей для каждого. В то же время в открытой политической системе настроения избирателей, тем более столь значительной их группы, должны быть представлены конкретной политической силой или политическими силами. Маловероятно, что эту функцию смогут выполнить власть и поддерживающие ее политические организации. Люди могут доверять отдельным лицам во власти, но они по-прежнему не верят государству в целом. В связи с этим совершенно очевидно, что левопатриотические силы в России всегда будут иметь достаточно широкую поддержку, в том числе и на выборах. И только вокруг них в стране может быть сформирована сильная оппозиция. Речь идет прежде всего о КПРФ и НПСР, которые вместе являются наиболее адекватными выразителями левопатриотической идеи в политическом пространстве. Сильная, конкурентоспособная оппозиция на базе правых организаций вряд ли возможна - как показывает политическая практика, их идеологию и действия в стране поддерживает устойчивое меньшинство.
- Что вы понимаете под сильной оппозицией и нужна ли она нынешней России?
- Не просто нужна, а жизненно необходима. Сильная оппозиция - это, пожалуй, единственная действенная гарантия от скатывания к авторитаризму, от беспредела власти. Рассчитывать на добровольное самоограничение со стороны власти в этом случае было бы не совсем разумно. И дело здесь не в желаниях конкретных людей - есть определенные законы функционирования политической системы. Ликвидация политической конкуренции - это первый шаг к монополизму и диктату власти.
Что касается определения сильной оппозиции, то я бы выделил несколько ее характерных черт. Прежде всего сильная оппозиция должна быть в состоянии составить реальную конкуренцию действующей власти. Подчеркну, реальную. Сильная политическая оппозиция не может ограничиваться критикой власти, она действует конструктивно и ответственно, предлагает альтернативные пути решения самых острых проблем, которые дадут наилучший результат. Например, оппозиция не просто говорит, что реализуемая бюджетная политика не эффективна, а разрабатывает и предлагает обществу альтернативный бюджет. И, наконец, сильная оппозиция должна иметь ясное понимание того, в каком направлении должна развиваться страна, к каким целям стремиться.
Думаю, что первым шагом к формированию такой оппозиции могло бы стать создание соответствующих правовых условий. Нужен закон "О гарантиях оппозиционной деятельности", который мог бы ввести действенные процедуры защиты оппозиционных политических объединений от различных видов дискриминации. Причем в этом должна быть заинтересована и сама власть, ведь в нормальном обществе сегодняшняя власть может запросто завтра оказаться оппозицией - и наоборот. Речь не идет о политической конъюнктуре: наличие профильного законодательства в этом ключе - одно из условий стабильности и устойчивости политической системы в целом.
- То есть оппозиция должна быть в любую минуту готова сменить власть?
- Конечно. Сильная оппозиция должна заставить власть быть эффективной или сменить ее и на деле доказывать людям правильность своих программных установок. При этом нужно хорошо понимать, что стремление к власти ради самой власти - это тупиковый путь. Власть - это прежде всего инструмент, и критерий эффективности его использования - ощутимое улучшение жизни каждого россиянина. Правда, прежде чем завоевать власть, с ней сначала нужно научиться эффективно конкурировать. Для этого российской оппозиции нужно быть на порядок энергичнее действующей власти, работать на опережение ее инициатив. Ведь власть по определению обладает на порядок большим набором ресурсов. Безусловно, это непростая задача, ее решение требует колоссальных усилий. Но только если такая стратегия будет положена в основу развития российского левого движения, можно будет сказать, что у современной левой оппозиции есть политическое будущее.
- Вы сказали о том, что оппозиция должна дать ясный ответ на вопрос: "Куда идет Россия?" Речь идет о разработке новой стратегии развития страны?
- Речь идет о разработке стратегии как таковой, ее в настоящее время просто не существует. Мы сегодня совершенно не представляем себе, в какой стране будем жить не только через 15-20 лет, но и в ближайшие три-пять. Это приводит к тому, что основные направления развития даже на год определяются бессистемно, выдвигаемые приоритеты в осуществлении ключевых реформ носят зачастую конъюнктурный характер. Все это нуждается в скорейшем упорядочивании. Нельзя, например, пытаться реформировать все направления деятельности государства и отрасли экономики сразу. Нужно выстроить обоснованную последовательность и сконцентрировать усилия на тех сферах, которые могут стать локомотивами и вытянуть за собой остальные. Цели всех преобразований должны быть понятны гражданам, нужно чтобы большинство россиян разделяли и поддерживали их. Я также считаю, что эффективность реформирования нужно оценивать исходя из достижения поставленных целей и ощутимости положительных изменений для людей. Все эти позиции найдут отражение в Модели развития России, разработкой которой заняты в настоящее время наши специалисты. Будем пытаться заглянуть вперед на 50 или даже на 100 лет.
Что касается дня сегодняшнего, то здесь можно было бы в определенной степени оптимизировать порядок определения ключевых задач развития страны на будущий год. Например, ввести в практику представление Послания президента РФ Федеральному собранию на будущий год в сентябре года текущего вместе с отчетом о реализации предшествующего Послания. Было бы целесообразно обязать правительство представлять план развития страны в будущем году, подготовленный на основе Послания, равно как и формировать федеральный бюджет в соответствии с разработанным планом.
- Геннадий Юрьевич, распространено мнение, что многие российские проблемы не решаются из-за несовершенства законодательства. Насколько это соответствует действительности?
- Да, действительно отечественная система законодательства далека от совершенства и нуждается в модернизации. Но пытаться объяснять все российские беды только отсутствием хороших законов я бы не стал - очень многое ведь зависит и от того, как эти законы исполняются. В связи с этим, считаю, давно уже назрела потребность в формировании новой модели всего правового пространства. А начать можно было бы именно с законодательства как основы для всех остальных нормативных актов в стране.
- Что конкретно вы предлагаете сделать?
- Прежде всего провести комплексную ревизию отечественного законодательства, в первую очередь федерального. Затем расчистить правовое поле: отменить устаревшие законодательные акты, избавиться от законодательной шелухи. Нужно обязательно принять закон о законах, в котором определить исчерпывающий перечень базовых федеральных законов, а также общие процедурные аспекты их подготовки, рассмотрения и принятия. После этого кодифицировать все федеральное законодательство до 100-150 базовых законов-кодексов, установив, что в дальнейшем законотворчество будет осуществляться путем их корректировки необходимыми поправками. Думаю, что при грамотной организации такая работа могла бы занять около двух лет.
- Геннадий Юрьевич, вы упомянули о том, что оппозиция должна стать ответственной. А как насчет ответственности власти?
- Это вопрос первостепенной важности. Люди не доверяют власти именно потому, что она остается не ответственной перед ними. Хотя существуют довольно очевидные механизмы, позволяющие сделать работу властных органов более понятной для граждан. Почему, например, не ввести в политическую практику обязательные ежегодные отчеты президента, губернаторов, глав местных администраций, депутатов всех уровней перед избирателями? Люди увидели бы, что конкретно сделал для них тот или иной избранный руководитель исходя из его полномочий.
В этой же плоскости находится вопрос о подотчетности правительства парламенту и прежде всего Государственной Думе, депутаты которой избираются непосредственно народом. Думаю, было бы целесообразно ввести, например, обязательное представление кандидатом на должность председателя правительства программы деятельности кабинета минимум на год, равно как и кадрового состава правительства, при утверждении кандидатуры премьер-министра Государственной Думой. Было бы правильно ввести и практику добровольных ежегодных отчетов правительства перед Госдумой. Не говоря уже о том, что слагающее полномочия правительство также должно отчитываться перед парламентом по итогам своей работы с момента назначения.
Здесь же можно подчеркнуть и необходимость избрания членов Совета Федерации непосредственно гражданами. Нынешний порядок его формирования удобен для власти, но совершенно отрывает Совет Федерации от потребностей и нужд избирателей. Уверен, что рано или поздно мы еще вернемся к этому вопросу.