Четыре года назад сторонники генерала Семенова активно убеждали избирателей Карачаево-Черкесии, что победа Владимира Магомедовича на выборах главы республики "положит конец разорению - экономическому и моральному". Основанием для подобной уверенности, по утверждению "семеновцев", служил его "опыт блистательного командующего миллионными воинскими коллективами". Возглавит-де Семенов республику - и начнет "войну с беззаконием, коррупцией и преступностью, всем тем, что мешает трудиться, воспитывать детей", - заверял главный тогда рупор семеновской пропаганды газета "Новая жизнь". Установится порядок, и пойдут инвестиции, валом повалят туристы, начнется подъем производства, вторили прочие соратники отставного военачальника. И многие им поверили.
Перековавши мечи на орала
Вообще-то обещания подобного рода обычно дают и другие кандидаты. Было бы странно, если бы кто-нибудь пообещал развивать взяточничество и казнокрадство, стимулировать деятельность похитителей скота и грабителей на больших дорогах, устроить резню инородцев и иноверцев и, на десерт, войну со всеми соседями. У генерала Дудаева, к примеру, все именно так и получилось, хотя он тоже обещал мир, порядок и процветание. Ну ладно, пусть пример Дудаева - крайность. Но разве нет у нас других примеров, когда бывшие генералы оказывались, мягко говоря, не очень состоятельными на сугубо мирном поприще. Александр Руцкой в Курской области, Александр Лебедь в Красноярском крае, Владимир Шаманов в Ульяновской области┘
Все они обещали покончить с преступностью и коррупцией, привлечь инвесторов, поднять производство - не правда ли, знакомый набор. Сыграли роль и выправка, бравый вид и командные голоса отставных вояк. В общем, где генерал - там порядок┘
Как показала практика, порядка в "генеральских" регионах не прибавилось, скорее наоборот: во многих областях, краях, республиках и городах, руководимых сугубо штатскими, дела идут куда успешней.
А с чего бы порядку взяться? Даже в самой военной сфере, как показывает опыт последнего десятилетия, понятия "генерал" и "порядок" не всегда тождественны. Мало ли было скандалов с воровством, незаконной приватизацией, взяточничеством, в которых "отличались" генералы?
Под чутким и умелым руководством
Семенова "скоропостижно" уволили в апреле 1997 года. Воспользовавшись тем, что реальные причины увольнения не были преданы гласности, Семенов заявил тогда, что увольнение будто бы связано с его антивоенной позицией по Чечне. Он даже пообещал, что подаст в суд, чтобы защитить свою честь.
К слову, об "антивоенной позиции" главкома. Государство для того и держит на своей службе генералов, чтобы вверенные им войска были готовы вести боевые действия. И уж коль война началась, именно на генералах лежит ответственность за то, чтобы их войска выполнили боевую задачу с наибольшей эффективностью и наименьшими потерями. Именно так действовал генерал Лев Рохлин, тоже, кстати, противник войны, отказавшийся от звания Героя России за взятие Грозного.
Напомним также, что в отставку Семенов, протестуя против войны, подавать не стал. В отличие от генералов Громова, Миронова, Кондратьева. (Все эти генералы имели опыт войны, опять же в отличие от Семенова.) Так что в пацифисты Семенов записался лишь после отставки.
Но до суда по защите чести и достоинства дело не дошло - Семенов быстро осознал, что защищать-то нечего. В прессе уже не раз мелькали публикации о продажах оружия и боевой техники боснийцам и хорватам, грузинам и абхазам, молдаванам и приднестровцам, даже воюющим против России чеченским и таджикским боевикам. Доказательств не было, но мало ли что могло всплыть на суде. В общем, про суд Владимир Магомедович "подзабыл".
Свою жену с детьми генерал оставил еще в начале карьеры "блистательного главкома". В период первой чеченской кампании в его жизни появилась молодая чеченка Мадлена Сенгиреева.
"Молодожены" весьма активно обустраивали семейное гнездышко, а в это время сотни тысяч подчиненных Семенова маялись без крыши над головой, размещались во времянках, а то и палатках. Некогда самые грозные в мире Сухопутные войска превращались в форменный бомжатник.
Но "командующего многомиллионными воинскими коллективами" это особо не волновало. Как не волновало и тотальное разграбление воинского имущества, накопленного за десятилетия, включая стратегический неприкосновенный запас.
После бракосочетания с Мадленой Сенгиреевой Семенова даже окрестили "зятем чеченского народа". Поистине блистательная "военная" операция.
Города берут солдаты, генералы их сдают
А каких, кстати, достижений достиг Семенов "на страже мира и труда"? Напомним, что основное назначение армии - вовсе не парады, не дорожные и сельскохозяйственные работы, не разведение огородов и строительство свинарников или даже генеральских дач. Ее назначение - защищать с оружием в руках интересы своей страны и уничтожать тех, кто на эти интересы покушается. У Семенова не очень-то получалось дело даже с огородами и свинарниками (с дачами, похоже, лучше). Но с боевой готовностью вверенных ему Сухопутных войск случилась просто катастрофа. По собственному признанию Семенова, к концу 1994 года в Сухопутных войсках не осталось НИ ОДНОЙ полностью боеспособной дивизии.
Чеченская кампания это, к сожалению, подтвердила. И роль в ней генерал Семенов сыграл отнюдь не блестящую. Мало того, что войска, оснащенные списанной техникой, без боеприпасов, средств связи и экипировки, не были готовы к ведению боевых действий. Не хватало даже палаток, печек, продовольствия, медикаментов, военной формы. А чего стоили "сводные" части, и не только части - отдельные экипажи, сформированные из солдат из различных военных округов...
Плохо обученные, отвратительно вооруженные и оснащенные, на разваливающейся технике, голодные, оборванные и промерзшие, тем не менее геройски сражались и погибали. У него как раз в разгаре были "дачные дела".
Зато потом он не стал отказываться ни от награждения орденом "За военные заслуги" (какие, к черту, заслуги?!), ни от присвоения звания генерала армии (чьей армии?!).
Теперь Семенов руководит Карачаево-Черкесской Республикой. Руководит так же, как ранее командовал войсками, поэтому и результаты плачевны. Сам Владимир Магомедович с супругой при этом, разумеется, не бедствуют.
Конечно, вряд ли стоит уповать на чудесное преображение республики под генеральским руководством. Какие основания считать, что на совершенно незнакомом поприще управления регионом, причем находящимся в глубочайшем кризисе, у Семенова дело пойдет лучше, чем на профессиональной военной стезе?
Строптивый боевой генерал Аушев пользовался поддержкой своего народа, но ушел сам, открыв дорогу политикам, которые способны выстраивать более конструктивные отношения с федеральным Центром. Семенов с супругой, мягко говоря, непопулярны как в республике, так и в Кремле, но из последних сил держатся за власть в Карачаево-Черкесии.