Невинный на первый взгляд разговор президента с олигархами о необходимости административной реформы в стране стал поводом для страстных разбирательств в правительстве. За считанные дни определились противоборствующие группировки, намечены потенциальные жертвы. Впрочем, как говорится, пока паны дерутся, главное - холопам не сплоховать.
Среди ведомств, которые могут повторить судьбу налоговой полиции, называют МНС, МАП, ГТК, Минприроды, Минпромнауки, Минсельхоз, Минтруд, Минэнерго, Госстрой и Госкомитет по рыболовству РФ. Ожидается, что все они будут сокращены за ненадобностью. Спор в правительстве идет о том, кто станет контролировать освободившиеся после ликвидации этих ведомств властные ресурсы.
На что Касьянов ловится
Уже заслуживший славу самого скандального ведомства Госкомитет по рыболовству вновь оказался в центре конфликта, когда Михаил Касьянов предложил расформировать ведомство за ненадобностью. Похоже, однако, рыбное ведомство в очередной раз оказалось российскому премьеру не по зубам. Два года назад он не смог назначить туда руководителем своего человека. В феврале после двух лет конфронтации с Евгением Наздратенко Михаил Касьянов нашел повод отстранить от занимаемой должности главу Госкомрыболовства. Но через месяц, в течение которого руководитель правительства ждал и не дождался "маячка" из Кремля, Евгений Наздратенко подписал приказ о собственном восстановлении в должности руководителя ГКР. И даже "заверил" законность такого шага в Генеральной прокуратуре.
Оказалось, что это был не последний щелчок премьеру по носу. Скандал вокруг Госкомитета по рыболовству бумерангом полетел в огород Михаила Касьянова. Расследуя убийство магаданского губернатора Цветкова, Генпрокуратура вышла на злоупотребления в распределении научных квот на вылов краба и трубача. В ходе следствия были арестованы заместители председателя Госкомрыболовства Юрий Москальцов и Леонид Холод, советница покойного губернатора Виктория Тихачева, глава Магаданского НИИ Александр Рогатных. Казалось бы, тучи сгущаются над председателем Госкомитета по рыболовству. Но после допроса Евгения Наздратенко в качестве свидетеля неожиданно для всех заместитель генерального прокурора Владимир Колесников заявил, что в связи со злоупотреблениями в Госкомрыболовстве у Генеральной прокуратуры появились вопросы к премьеру Михаилу Касьянову. И неоднократно добавил для острастки, что получил от президента Путина указание вести расследование "дела трубача", невзирая на лица и должности.
Для Михаила Касьянова оставалась возможность избавиться от вечно фрондирующего председателя ГКР, расформировав само ведомство. Но и здесь вмешался российский президент. Опальный экс-губернатор Приморья, опальный чиновник госкомитета Евгений Наздратенко настолько ловко маневрирует между противоборствующими кланами, что умудряется не только не стать жертвой конфликта, но даже усилить свои позиции. Трудно поверить, что он так уж необходим на посту руководителя ГКР российскому президенту или кому-то в его администрации. С одной стороны, Евгения Ивановича банально используют в качестве фактора легкого давления на Михаила Касьянова, а с другой - просто боятся отправить неутомимого борца Наздратенко в свободное плавание публичной политики. Потому что известно, где это плавание может кончиться: на Дальнем Востоке у бывшего приморского губернатора выстроена настолько сильная вертикаль поддержки со стороны политической и бизнес-элиты, что, оставив его без московского кабинета, федеральный Центр может запросто снова обеспечить себе очаг конфронтации на долгие годы.
Где Наздратенко рыбачит
Евгений Наздратенко непотопляем, потому что благодаря своему уникальному чутью и необузданной энергии сумел создать точно сбалансированный механизм из политики и бизнеса. Во Владивостоке и в Хабаровске ни для кого не секрет, что бывший губернатор Приморья до сих пор контролирует большую часть приморских СМИ, мэрию Владивостока и некоторых глав районных администраций, депутатов Законодательного собрания Приморского края и большую часть местной экономики, причем не только связанную с рыбой.
Мэр Владивостока Юрий Копылов был избран при активном содействии административного ресурса Наздратенко. Даже три года спустя после выборов во Владивостоке находят мешки и пачки непогашенных избирательных бюллетеней. Между Копыловым и Наздратенко можно провести интересную параллель: несмотря на проверки КРУ и многочисленные уголовные дела, по которым брали под стражу замов мэра, сам Юрий Копылов умудряется остаться вне подозрений прокуратуры. Зато всячески демонстрирует поддержку Евгения Наздратенко в подконтрольных СМИ.
Основной бизнес-партнер в многоуровневой политике Наздратенко - известный приморский бизнесмен-рыбак Олег Кожемяко, руководитель Преображенской базы тралового флота (ПБТФ). Приморский губернатор Сергей Дарькин не смог перекрыть кислород Олегу Кожемяко, потому что хитроумный Евгений Наздратенко договорился с губернатором Камчатки, чтобы приморское предприятие ПБТФ получало квоты там (газета "Версты" от 01.03.2003 г.). Бизнес Олега Кожемяко не пострадал, и он обеспечил себе место в Совете Федерации РФ от Законодательного собрания Приморья. Любопытно, что с момента этого политического взлета рыболовные суда ПБТФ стали регулярно задерживать за браконьерство. В Приморье в этом усматривают козни губернатора Дарькина. Однако и Олег Кожемяко в долгу не остался - он сумел сформировать в Законодательном собрании Приморского края сильное лобби из сторонников Евгения Наздратенко. И если долгое время в региональном парламенте поддерживался баланс сил нынешнего губернатора Сергея Дарькина и сторонников Евгения Наздратенко, то в конце марта чаша перевесила: после довыборов в краевую Думу по двум округам приморские аналитики уже подсчитывают, хватит ли теперь парламенту голосов для объявления импичмента губернатору Дарькину.
Сыновья Евгения Наздратенко и другой его бизнес-партнер Джамбулат Текиев контролируют в Приморье значительную долю транзита грузов через российско-китайскую границу. Текиев официально имеет в личной собственности таможенный терминал. Этот бизнес настолько успешен, что является одним из финансовых столпов клана Наздратенко. А избранию Джамбулата Текиева в депутаты Законодательного собрания Приморья, как неоднократно писала местная пресса, не смог воспрепятствовать даже полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский.
Ожидается, что уже в ближайшее время Евгений Наздратенко сможет гораздо плотнее заниматься приморской экономикой за счет контроля передела собственности через территориальный орган Федеральной службы финансового оздоровления (ФСФО). Не так давно ведущим специалистом территориального органа ФСФО по Приморью стал Роман Боев. Фигура примечательная не столько сама по себе, сколько как верная тень некогда авторитетного бизнесмена Ломаева. Во времена официального господства Наздратенко в Приморье Ломаев руководил краевым предприятием "Водоканализационное хозяйство Юга Приморья". Когда новый хозяин Приморья Сергей Дарькин проводил "зачистку" старых кадров, с ключевой позиции "главного водяного" слетел и Ломаев. Однако был тут же пристроен - не без протекции Евгения Наздратенко - директором предприятия "Далькомхолодфлот". И в "Далькомхолодфлоте", и в "ВКХ Юга Приморья" правой рукой Ломаева и верной марионеткой Наздратенко был Роман Боев. В Приморье ходят разговоры, что нынешнему руководителю территориального органа ФСФО по Приморскому краю Александру Канчину дали месяц срока, чтобы он завершил свои дела и подготовился передать полномочия Роману Боеву. Это позволит Евгению Наздратенко влиять на процесс банкротства приморских предприятий (газеты "Владивосток" и "Рыбак Приморья").
В Приморском крае сегодня даже не обсуждают вопрос: "А не вернется ли сюда Наздратенко?" Здесь очевидно всем, что бывший губернатор никуда и не уходил. Напротив, в последнее время он лишь усиливает влияние в Приморье, и ни губернатор края Сергей Дарькин, ни полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский не способны противодействовать его интересам.
"Рыба" - это пат в домино. "Главрыба" - это тупик административной реформы, потому что руководство российского правительства оказывается бессильным даже перед той "вертикалью власти", которую выстроил Евгений Наздратенко.
Владивосток-Хабаровск-Москва