0
2397
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.04.2003 00:00:00

Просуществует ли Россия до 2015 года?

Василий Бочкарев

Об авторе: Василий Кузьмич Бочкарев - кандидат социологических наук, губернатор Пензенской области.

Тэги: россия, распад, государство


Прогнозов развития России, особенно касающихся стратегического периода - до 2015 года, сегодня множество. Наиболее амбициозные связаны с ежегодно проводимыми конференциями "Россия 2015: новые источники роста". Представляют интерес также и книги на данную тему. Так, еще в 1999 году был выпущен увесистый труд под редакцией академика Л.Абалкина "Россия-2015: оптимистический сценарий". Не умаляя значения общественного оптимизма в российской жизни (иначе невозможно было бы существовать), замечу, однако: одно дело - иметь дело с оптимистическими заклинаниями, другое - опираться на реальные тенденции.

Я не пророчествую о будущем России, но многое заставляет задуматься.

Известный современный математик и социолог Игорь Шафаревич, осмысливая будущее России, применил системный метод - сравнивая социально-экономические процессы в конечных фазах существования различных империй с сегодняшними российскими. И пришел к выводу, что настоящий кризис у нас - "всерьез и надолго". Другими словами, выходить из него придется нам с очень большими потерями, если вообще выберемся. Может, лет через сто┘

В этом есть большая доля истины, потому как во все времена распад государственности сопровождают, как правило, одни и те же явления: системная коррупция, деградация сельского хозяйства, кризис института семьи, экономики в целом.

Теоретики-прогнозисты указывают на некий объективный закон неизбежного увеличения количества государств в мире по мере продвижения (полу)феодальных неоднородных замкнутых образований к открытым экономическим рыночным системам.

И действительно, в начале XX века независимых государств в мире насчитывалось всего 42. В настоящее время их количество подбирается к 200. Прогноз - более 500.

За счет чего пойдет этот рост? Наиболее вероятно, что за счет трех самых больших "полуимперских образований" - Китая, Индии, России.

В настоящее время наиболее активно обуржуазивается Китай. Некоторые наши политологи, особенно левого толка, видят в "особом китайском пути" чуть ли не панацею. Но тут, я думаю, не надо обольщаться - единственной цементирующей силой для почти уже замкнутых образований в рамках "одной страны с разными общественными системами" остается Коммунистическая партия Китая, окончательное разложение которой предрешено. То есть на месте китайской империи рано или поздно обнаружится нечто вроде содружества государств, говорящих на китайском языке. Что касается России, то в отличие от Китая, ВВП которого в 90-е годы возрастал в среднем на 11,6% в год (в среднем во всем мире - на 2,2%), распад России может произойти на фоне общего экономического спада, что чревато кардинальной дезинтеграцией общероссийского пространства.

С несимметричными федерациями тоже дела обстоят не так, как хотелось бы. Пример - судьба Югославии. И эти глобальные тенденции оспаривать трудно.

Теперь о внутренних российских социально-экономических процессах, ведущих к распаду. Конечно, в первую очередь здесь бросается в глаза увеличение неоднородности социально-экономического пространства России.

Если мы выделим три наиболее значимых социальных показателя - среднедушевой денежный доход, уровень безработицы и коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших до 1 года, на тысячу родившихся живыми) - и сравним по ним наиболее "перспективные" субъекты Федерации с "неперспективными" в рамках одного федерального округа, то представленные здесь графики 1, 2 и 3 (с линейными трендами) для двух субъектов Федерации Центрального федерального округа - "перспективного" и "колониального" типа (Москвы и Тамбовской области) - продемонстрируют это весьма ярко. И это - сегодняшняя реальность во всех федеральных округах. Неравномерность социально-экономического развития субъектов Федерации стала доминирующей и необратимой. И в краткосрочный период никакие меры правительства РФ не сделают уже эти тенденции обратимыми. А в силу того, что территориальное выравнивание экономических различий у нас не прописано также на конституционном уровне, процесс выравнивания социально-экономического положения регионов остается под большим вопросом и на долгосрочный период.




Периферийная территориальная модель развития стала в современной России доминирующей. А это значит, что ее социально-территориальное пространство все более поляризуется на внутренние "колонии" (глубинку) и "субимпериалистические агломерации", развивающиеся исключительно благодаря поглощению (колонизации) периферийных территорий. Хотя в одних федеральных округах эти процессы идут жестче, в других мягче, но суть остается одна. В этом смысле мы становимся все более похожи на Мексику, Бразилию, Перу и т.п.

Между тем в ФРГ, например, Конституция не позволила бывшей ГДР стать внутренней колониальной территорией. Федерация продолжает предоставлять ей финансовую помощь в виде "особо важных инвестиций┘ которые необходимы для предотвращения нарушения общеэкономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории Федерации" (ст. 104а, ч. 4 Конституции ФРГ).

С помощью же предлагаемых Государственной Думой РФ законопроектов, прежде всего "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации", "О федеральных целевых программах регионального развития", "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации", а также недавно инициированного президентом проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", предусматривающего выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, вряд ли ситуацию удастся принципиально изменить.

Перспектива, увы, однозначна: между 2005-2006 и 2010-2011 гг. в результате развития по периферийной модели в России произойдет окончательный распад сегодняшней территориально-политической модели организации государства - хотим мы того или нет. Сознательно ускорить этот процесс мы можем, замедлить - уже вряд ли.

Можно, конечно, попытаться продлить срок существования территориально-политической системы под вывеской "Россия" - например, не принимать больше профицитных бюджетов, дабы избежать большего "разбегания" регионов по социально-экономическим показателям (т.е. того, что произошло после 1998 года, пример - график 1), но это приведет лишь к "подмораживанию государственности", о чем в свое время настойчиво писал К.Леонтьев. Полагаю, исторический опыт с "подмораживанием" конгломерата "СССР" мы все помним...

Есть еще один проект противодействия распаду, время от времени всплывающий на страницах газет, - административно-территориальная реформа, связанная с преобразованием федеративного устройства России. Основной вариант спасения существующей территориально-политической организации здесь видится в укрупнении субъектов Федерации, при котором наиболее "перспективные" поглощают "депрессивные". Однако этот путь, как мне представляется, также малоперспективен, потому что в числе "депрессивных" субъектов РФ много национальных республик и автономных округов, сепаратистские тенденции в которых уже сильны и необратимы.

Одним словом, всего через несколько лет мы окажемся в "другой России". И только русский язык, возможно, будет напоминать нам о еще недалеком Великом Прошлом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1433
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
903
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
644
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
892

Другие новости