В России уже пятый год продолжается экономический рост - в среднем по 4%. Основной фактор роста - увеличение доходов от экспорта нефти и других сырьевых ресурсов, обеспечивающих большую часть поступлений в бюджет. Вот только реальные денежные доходы населения хотя и росли в последние три года, но пока даже не вернулись к уровню преддефолтового 1997 года. Не помогают в этом и беспрецедентно высокие мировые цены на нефть. Впрочем, Россия - не Кувейт, здесь не так много добывается нефти на душу населения и невозможно создать ситуацию, чтобы экономическое благополучие и социальная стабильность в стране определялись хотя бы на пять лет исключительно нефтяными доходами.
Что будет дальше? Да ничего не будет: если мировые цены на нефть вернутся к уровню 1998 года, то никакие резервы Центробанка не помогут хотя бы удержать нынешние показатели. Скорее всего не только ВВП, но и реальные доходы населения снизятся. Дело в том, что в России объемы создаваемой добавленной стоимости определяются не столько трудом наемных работников, производительностью труда в реальном секторе, сколько выручкой от продажи на мировых рынках нефти, природного газа, леса, черных и цветных металлов. В структуре российского ВВП по видам первичных доходов только 35% приходится на официальную оплату труда (в странах с развитой диверсифицированной экономикой - 55-60%), остальные элементы - валовая прибыль экономики, налоги и скрытые доходы. Сырьевая ориентация экономики в последние 4 года даже усилилась, перерабатывающий сектор промышленности так и не получил развития, поэтому надеяться можно только на экспортеров сырья и высокие мировые цены на нефть.
Кто за все это отвечает? Политическую ответственность за положение дел в экономике несут президент и правительство. А материальную, как это ни парадоксально, - низкооплачиваемые бюджетники (работники здравоохранения, образования, культуры и в значительной мере профессиональные ученые). Их реальная заработная плата в 2002 году была ниже уровня 1990 года в 2 раза, хотя и ранее труд врачей и педагогов оплачивался невысоко. Теперь же эта категория работников государственного сектора имеет заработную плату в 5 раз ниже средней заработной платы работников предприятий добывающей промышленности (обычная для "нормальных" стран разница в оплате работников сопоставляемых отраслей - порядка 30%). Работники здравоохранения и образования, балансирующие на черте бедности, ждут "амбициозных" темпов экономического роста, повышения эффективности экономики, что является, как им объясняют власти, необходимым условием повышения их заработной платы.
В частном же секторе такой проблемы нет. Олигархи, руководители предприятий сырьевых отраслей даже при снижении производительности труда в компаниях и отраслях промышленности платят себе и своим наемным работникам столько, сколько считают нужным (себе - в 5 или 10 тысяч раз больше, чем своим "подданным").
В топливной промышленности, например, производительность труда в 2002 году оказалась на 22% ниже уровня 1990 года, в то время как реальная заработная плата не уменьшилась, а увеличилась на 25%. В цветной металлургии производительность снизилась на 26%, реальная заработная плата восстановилась на уровне 1990 года. В электроэнергетике производительность уже к началу 1998 года снизилась по отношению к 1990 года вдвое и продолжает снижаться до сих пор, а заработная плата непрерывно растет и теперь на 70% превышает среднюю заработную плату по экономике (в 1990 году превышение составляло 20%).
В области финансов, кредита и страхования реальная заработная плата за 12 лет возросла на 22%, хотя реальный объем услуг организаций этой отрасли сократился вдвое при двукратном увеличении численности персонала. Непосредственно в банковском секторе численность персонала к концу 2002 года достигла почти 700 тыс. человек, в том числе в системе Центрального банка - более 80 тыс. (в США - 12 тыс.). Такая армия служащих Центробанка способна загрузить работой не то что 600 тыс., но и миллион банковских работников. По эффективности работы кредитные организации России уступают зарубежным банкам в 8-10 раз.
Много вопросов вызывает сравнительно низкая заработная плата в сфере управления. Численность управленцев за 12 лет возросла почти в 2 раза, а реальная заработная плата сократилась на 45%. Но доходы управленцев состоят не только из заработной платы: к ней надо приплюсовать теневые доходы. Госкомстат России все теневые доходы относит к скрытой оплате труда наемных работников (в 2001 году - 1 трлн. руб., или 11% ВВП). Примерно 60% фонда скрытой оплаты труда (600 млрд. руб., или 20 млрд. долл.) "ушло" на взятки чиновникам (фонд "ИНДЕМ" называет даже большую цифру), остальные 400 млрд. руб. можно считать действительно скрытой оплатой труда наемных работников, занятых производительным трудом. Вся сумма оплаты труда российских управленцев в 2001 году составила по отчету 383 млрд. руб., а с учетом взяток - почти 1 трлн. При официальной среднемесячной заработной плате в сфере управления 3,6 тыс. руб. среднестатистический чиновник имел более 9 тыс. рублей (крупный взяточник - в десятки раз больше, мелкий - меньше).
О какой эффективности управления в России может идти речь, если аппарат государственной службы поражен неизлечимой болезнью - коррупцией? Чиновнику аппаратного государства не нужны ни экономический рост, ни структурные реформы, ни работающие законы о государственной службе, поскольку лично ему они не принесут никаких дивидендов. Только в условиях управленческого кризиса, хаоса в экономике чиновник обеспечивает себе "достойное кормление". Финансовая база для коррупции сформирована крупным бизнесом (в основном компаниями сырьевого сектора) с участием криминальных структур. Они и определяют правила игры в экономике как для чиновников, так и для предпринимательского сословия. А малый и средний бизнес с их скудными теневыми ресурсами чиновнику вообще не интересны, он их в упор не видит, а если заметит, то "наедет", как самый примитивный рэкетир.
Выше было сказано, что удельный вес официальной оплаты труда в российском ВВП составляет 35%, скрытой - 11%, всего - 46%. Это немного. Но и при этом большая часть заработной платы оказалась не заработанной, а выплаченной по конъюнктурным соображениям. В топливной промышленности, электроэнергетике, цветной металлургии, финансово-кредитной сфере платят высокую заработную плату при низкой производительности только потому, что там имеются хорошие финансовые возможности. Взятки чиновникам - "святое" дело: бизнес не может снять с довольствия эту армию, иначе последуют такие санкции, что придется платить значительно больше. Вот и получается, что на заработную плату учителям, врачам денег не остается, хотя многие из них работают с еще большим напряжением, чем работали при "развитом" социализме. А увеличивать им заработную плату волевым путем, не считаясь с возможностями экономики, бюджета, даже у президента рука не поднимается, хотя он готов плакать при виде голодного интеллигента.
Государственные деятели в публичных выступлениях обычно оперируют статистическими данными, характеризующими темпы экономического роста и рост реальных доходов населения. Среднестатистический россиянин по итогам 2002 года увеличил свои реальные доходы почти на 9%, а номинальный размер среднедушевых доходов более чем вдвое превысил прожиточный минимум. Но если присмотреться внимательнее к данным всеобъемлющей российской статистики, то окажется, что среднедушевые доходы в прошлом году не более чем на 90% обеспечивали нормальную физиологическую потребность среднестатистического индивида в основных продуктах питания, содержащих незаменимые белки и жиры животного происхождения (по нормам, действовавшим в СССР). Две трети населения России, при изобилии продуктов на рынке, в настоящее время не имеют полноценного питания, а четверть населения, живущего за чертой бедности, потребляет не более 60% указанных компонентов питания и живет в состоянии частичного патологического голодания. Причина может быть только одна - нехватка денег. Вот почему большая часть населения встречает в штыки попытки властей полностью переложить на него бремя коммунальных расходов: если это произойдет, придется урезать расходы на питание.
При всей неоднозначности отношения общественности к российским олигархам они, как и большинство населения страны, выражают обеспокоенность в связи с поразившей "вертикаль власти" тотальной коррупцией, ставшей тормозом в развитии экономики и повышении уровня жизни населения. Известный предприниматель Олег Дерипаска, выступая на международной конференции "Рост прибылей и устойчивое развитие бизнеса", организованной журналом "Economist", заявил, что "стратегической задачей, стоящей перед Россией, является борьба с бедностью населения и так называемым административным капиталом". Богатый русский язык позволяет взятки, коррупционный капитал называть "административным капиталом", а для слова "бедность" подходящий синоним подобрать пока не удалось.
В России только около 20% населения имеют доходы, позволяющие пользоваться рыночными благами. Для этой группы населения строятся хорошее коммерческое жилье, дорогие коттеджи, загородные виллы, ведется массированная реклама всевозможных товаров и услуг. Доля этой группы в расходах населения на легковые автомобили превышает 95%. Остальная часть населения живет своей жизнью, надеясь, что произойдет какой-то качественный сдвиг в экономике, появятся возможности заработать на более достойную жизнь.
Однако ничего не меняется к лучшему. Нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции работают на полную мощность, и Герман Греф бодро докладывает президенту перед телекамерой об успехах - за два месяца текущего года темп экономического роста оказался даже выше, чем ожидалось. И чуть слышно добавляет о снижении объемов производства в легкой промышленности и проблемах в машиностроении. Таким образом, сырьевой "перекос" экономики увеличивается. А это значит, что среднему по доходам и более бедному россиянину ничего хорошего ждать не приходится.
Что делать? Представители разных ветвей власти отвечают на этот вопрос по-разному, исходя из своих ближайших политических целей. И верхняя, и нижняя палаты парламента стесняются задать вопрос исполнительной власти: почему она не выполняет свои основные функции? Как известно, в их числе - повышение экономической эффективности, уменьшение неравенства в распределении дохода, стабилизация экономики с помощью взвешенной макроэкономической политики. Если же все это отдано в ведение "невидимой руки" рынка, то путь России к "нормальному" капитализму окажется не менее долгим, чем путь к коммунизму.