Почти нежданно и негаданно, а на самом деле - вполне закономерно в общественном мнении обозначилась проблема, о которой раньше особенно не задумывались: а что у нас, дорогие сограждане, с транспортом? А то странная вещь получается: бурно обсуждаются все инфраструктурные реформы - ЖКХ, энергетика, теперь вот и до МПС очередь дошла, но о каких-то переменах системного уровня и характера в транспортном комплексе России не слышно. Министерство транспорта, на котором лежит обязанность выработки стратегии транспортного развития страны, информацией о своих планах общественность не радует.
Правда, в последнее время наметились кое-какие перемены, особенно после того, как транспортной отраслью стали интересоваться серьезные научные центры. Недавно появившиеся результаты проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования об отношении российских граждан к транспортной системе страны и перспективам ее реформирования показывают, что мы имеем дело с серьезной общенациональной проблемой. Исследование обнаруживает проявления системного кризиса российского транспорта - кризиса, самым неблагоприятным образом влияющего на социально-экономическое развитие страны.
Это начали признавать и руководители Минтранса, которые сочли за благо провести в одной уважаемой газете круглый стол по проблемам своей отрасли. Ну что ж, все имеют право на пиар. Другое дело, что до сих пор целостной картины развития транспортной инфраструктуры страны обществу не представлено. Из разных источников общественность может узнать о состоянии дел в отдельных отраслях, но не более того. Хотя, конечно, весьма интересно то, что статистика последних десяти лет показывает 10-15-процентное сокращение отечественного флота. Что доходы российских судовладельцев, размещаемые в национальных банках, сократились с 500 млн. долл. США в 1995 году до 195 млн. в 2001-м. А к 2010 году, по прогнозам экспертов, они составят всего лишь 76 млн. Или другой "транспортный цех" - автомобильный. Оказывается, российский бюджет ежегодно недополучает от международных перевозок российских грузов до 300 млн. долл., поскольку российских грузоперевозчиков на наших автодорогах теснят иностранные транспортные компании.
Есть и другие факты, которые можно собрать, если внимательно читать газеты, - все ж таки мы живем в информационном обществе. Не лучше обстоят дела у судостроителей. Министерство транспорта России собирается построить в Финляндии в 2004-2005 годах 15 портовых ледоколов. Предполагаемая сумма сделки - 600 млн. евро. А это более 15% емкости российского рынка судостроения.
Аналогичная ситуация в авиастроении. Главный акционер ОАО "Аэрофлот" - Российское государство - собирается закупить в Европе 18 самолетов среднего радиуса действия компании Airbus - А319 и А320.
При этом руководство Минтранса признает, например, что на городском транспорте наблюдается системный кризис, который продолжает углубляться. И что масштаб социально-экономических последствий этого кризиса выводит его за рамки внутригородских проблем. Но мы и так наблюдаем этот кризис каждый день. Исследование ВЦИОМа показывает, что работа общественного транспорта волнует все слои населения. Но более всего - вот это уже неожиданность - оно заботит людей с высоким и средним уровнем квалификации, жителей крупных городов с доходами выше среднего, лиц, относящих себя к среднему слою.
На первом месте оказалось качественное состояние транспортной инфраструктуры, не соответствующее новому состоянию общества. Российская транспортная система не обеспечивает потребности социально мобильного общества. Наибольшие претензии к транспортной отрасли высказывают менеджеры, квалифицированные работники и бизнесмены. Но, независимо от имущественного состояния и характера занятий, 40% всех опрошенных согласны платить налог на содержание дорог и общественного транспорта в размере до 1% своих доходов. Но только при условии полной прозрачности того, на что будут израсходованы собранные таким образом средства, и при гарантии реальных позитивных сдвигов в решении транспортной проблемы в ближайшее время.
Вот это условие - реальные позитивные сдвиги - пока кажется невыполнимым, нереальным. Слишком очевидно, что деятельность Минтранса не имеет в своей основе единого видения российского транспорта, единой стратегии его модернизации. Исследования социологов, при всей внешней строгости, сухости "научной цифири", рисуют очень образную, очень эмоциональную картину. "Человек передвигающийся", "россиянин путешествующий" стоит перед огромным левиафаном, перед неким чудищем, которое за долгие годы социализма и советской власти привыкло обслуживать исключительно самого себя. И не замечает потребителя, покупателя транспортных услуг, просто человека со своим частным, но общественно значимым интересом. Потому что обеспечение мобильности российских граждан - проблема исключительного общественного, национального значения.
И ведь нельзя сказать, что этого не понимают в МПС, которое с трудом, с огромными усилиями, но все-таки движется к реформированию. В Минтрансе же продолжается спячка. Нынешний глава ведомства Сергей Франк пережил уже пять (!) премьер-министров - он пришел на свой пост еще при Викторе Черномырдине. Аппаратные таланты очевидны, а вот реформистские и менеджерские способности за пять долгих министерских лет пока не проявились. Более заметно другое - активный пиар министра в регионах, где Сергей Оттович бывает часто, где он налаживает контакты с губернаторами и где местная пресса всегда находит для него самые хвалебные слова. Принимая во внимание именно эту сторону деятельности министра транспорта, следует, наверное, самым серьезным образом оценить появляющуюся в последнее время информацию о его политических амбициях, о его стремлении продолжить карьеру на более высоком по сравнению с министерским уровне.
Может быть, поэтому обществу и не представлено ни одного стратегического проекта реформирования транспортной системы - зачем вылезать с рискованными предложениями, задевать чьи-то интересы (а без этого не обходится ни одна серьезная реформа), если все силы сосредоточены на аппаратной борьбе с целью дальнейшего карьерного роста. Но дембель неизбежен. Граждане страны готовы уже "скинуться на транспорт", а те отрасли народного хозяйства, которые заинтересованы в динамичном развитии "транспортного цеха", еще не сказали своего слова.