Убийство премьер-министра Сербии Зорана Джинджича, арест в Нью-Йорке бывшего постпреда в ООН и одновременно министра иностранных дел Боснии и Герцеговины Мухамеда Шакирбейя, продолжение Гаагского процесса над Слободаном Милошевичем все больше подогревают интерес к персонам, окружавшим в свое время этих людей. Очевидно, что режим Милошевича, вполне типичный для тоталитарного государства (хотя и строившийся на рыночной экономике), требует расследования не только по этническим преступлениям. Без сомнения, придет время, когда в Гааге вспомнят о приближенных к бывшему югославскому лидеру кланах, на чьих, собственно, капиталах и держалась власть Милошевича. Имена этих людей звучат нечасто, а их истории до последнего времени окутаны массой тайн, скандалов и недомолвок. Интерес к подобным персонажам подогревается еще и тем, что некоторые из них, причем с весьма сомнительной репутацией, обосновались в Москве. Именно Россию в качестве объекта для развития бизнеса выбрали братья Каричи (Драгомир, Боголюб, Зоран и Сретен), которых до сих пор называют штатными банкирами и главными хранителями денег семьи Милошевича.
... В середине 60-х годов четверо братьев - Боголюб, Драгомир, Сретен и Зоран Каричи, жители косовского города Печ, древнейшего центра христианства на Балканах, организовали квартет "Плавне звезде" и играли на праздниках. Как сообщала лондонская газета "Файнэншл таймс", первый прорыв семьи Карич состоялся во время визита Иосипа Броз Тито: "Президент был на обеде и позвал нас играть. Мы были приведены в замешательство и испуганы, но для нас это была очень большая честь. Тито спросил, хотят ли что-нибудь братья. Да, ответили они, мы хотим начать бизнес". Тем более что особых доходов музыка не приносила. С благословения президента семья основала мастерскую, которая выросла до завода по металлообработке под названием "Косово Универсум". Вскоре Каричи поняли бесперспективность и этого ремесла и основали компанию, которую назвали "Братья Каричи". Долгое время фирма ничем не отличалась от себе подобных, занимаясь типичными для югославских коммерческих предприятий делами - финансовыми и торговыми операциями, а также строительством.
Стремительный взлет "Братьев Каричей" относится к началу 90-х годов. К этому моменту компания занимала солидное положение в югославском бизнесе, владела одним из самых крупных частных банков в Сербии (Карич-банк, переименованный впоследствии в Астра-банк). После распада Югославии "Братья Каричи" превратились в главную компанию Союзной Республики Югославия (СРЮ). Это положение гарантировало близость не только к власти, то есть к Слободану Милошевичу (с которым, как утверждает "Файнэншл таймс", Боголюб Карич нередко засиживался за чашечкой кофе), но и к финансам, а также давало компании приоритет на получение госзаказов. Достаточно сказать, что руководитель "Братьев Каричей" Боголюб до 1999 года являлся министром по приватизации в правительстве СРЮ. Сколько миллионов братья сделали на политическом капитале, точно неизвестно. Впрочем, своего достатка Каричи не скрывают. Разные источники периодически сообщают о баснословном богатстве братьев: поговаривают даже, что один из них якобы владеет средневековым замком в окрестностях Лондона.
Ничего удивительного, что спустя некоторое время рамки небольшого балканского государства оказались тесными для Каричей и они открыли дело в Америке и Западной Европе. Однако заграничная деятельность братьев не сложилась: известно, что они поссорились с канадскими бизнесменами югославского происхождения и были вынуждены свернуть бизнес. Но сложа руки не сидели. Наиболее перспективным направлением деятельности им представлялась Россия, где вскоре появились совместные предприятия: "МКТ-Карич", зарегистрированное в подмосковном Одинцове, "Массив Карич" (поселок Комсомольский Тюменской области) и ЗАО "Компания "Зодчий" (Москва). Именно эти предприятия наряду с Карич-банком вошли в состав учредителей московского Агро-Карич банка (приставку "Агро" банк получил благодаря одному из российских учредителей, которым стал колхоз "Россия" Гусь-Хрустального района Владимирской области). По имеющейся информации, в состав учредителей также вошел малоизвестный кооператив "Интердекор".
Банк стал основой российской ветви империи Каричей. Об уровне банка можно судить по такому факту: именно он был избран для размещения счетов Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия), вошедшего впоследствии в состав акционеров (после этого учреждение переименовали в АКА-банк). Именно с АКА-банком связано несколько громких скандалов, в том числе так называемое "дело Мабетекс" и банкротство производственно-коммерческого центра "Кыргыз Жер" в Киргизии. В Якутии "Братья Каричи" и Мабетекс работали рука об руку на дорогостоящих строительных объектах. Их главным заказчиком являлось государственное унитарное предприятие "Сахавнешстрой". Впоследствии АКА-банку приписывали отмывание денег в ходе незаконных операций с алмазами (об этом, к примеру, говорится на страницах интернет-ресурса POLIT.ru).
В 1999 году о Каричах вспомнили в связи с так называемым "антимилошевическим списком", составленным Евросоюзом. По сообщениям "Коммерсант-daili", попавшие в него братья были объявлены "невъездными" в страны Евросоюза.
Каричи стали вести себя предельно осмотрительно. Помимо предпринимательской деятельности основали в Белграде университет, а в Москве открыли его филиал - Международный университет управления. Занялись благотворительностью. Одним из самых примечательных фактов их некоммерческой деятельности стало присуждение Патриарху Московскому и всея Руси почетной премии сербского фонда "Братья Каричи" за "гуманитарную деятельность, борьбу за укрепление мира, сотрудничества и дружбы между народами". Как отмечает ИТАР-ТАСС, "особо отмечен вклад Святейшего Патриарха в противодействии агрессии НАТО против православного сербского народа".
В последний раз Каричи "всплыли" в сентябре 2001 года, когда в Белграде Боголюбу Каричу предъявили обвинение в незаконном переводе денег из Сербии и сокрытии их за границей. Сразу после этого, как сообщало информагентство РБК, Боголюб бежал из страны, заявляя впоследствии, что "покинул территорию страны, опасаясь расправы".
Несмотря на многочисленные скандалы, связанные с семьей Каричей, и санкции в их отношении, братья продолжают развивать бизнес. Корпорация Каричей пытается интегрироваться в экономику России. Сегодня наибольшую активность проявляет строительная фирма ЗАО "Компания "Зодчий". Несмотря на достаточно длительное пребывание на российском рынке, компания до сих пор не отметилась каким-либо серьезным участием в строительных проектах. В свое время при попытке выхода на наиболее насыщенный строительный рынок Москвы компания потерпела фиаско, не подтвердив своего профессионализма (по сообщениям "МК-Новости", в 1997 году московское правительство уже отбирало у компании лицензию на производство земляных работ при прокладке подземных коммуникаций). Сегодня "Компания "Зодчий" опять претендует на новые строительные подряды. Но нужно ли это государству? И почему в российской экономике значительную долю продолжают занимать корпорации со специфической репутацией?