Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкупа чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам февраля текущего года. 67 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", А.Мирошниченко - "Независимая газета", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, А.Кондратьев - Республиканский центр развития предпринимательства, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-"профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В феврале наконец-то праздник пришел на улицу руководителя РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Госдума, которая ранее неоднократно переносила голосование по пакету законопроектов, реформирующих электроэнергетику, приняла их во втором и третьем чтении. Причем за основу взята "чубайсовская" концепция - электрические сети будет контролировать государственная сетевая компания, а производство и сбыт электроэнергии сосредоточатся в частных компаниях, конкурирующих между собой. Более того, главному энергетику страны удалось заручиться поддержкой правительства, взявшего на себя ответственность за результаты реформы. В результате рейтинг Чубайса заметно вырос, и он вернулся в лидирующую тройку.
В этой же номинации улучшились позиции у Михаила Зурабова. Дело, может быть, в том, что возглавляемый им Пенсионный фонд России постепенно устанавливает контроль над системой обязательного медицинского страхования. По крайней мере это предусмотрено в концепции ее развития, внесенной Минэкономразвития в правительство, согласно которой фонд в порядке эксперимента будет финансировать ОМС.
Впервые в число ведущих лоббистов вошел управляющий Межпромбанком Сергей Веремеенко. В последнее время он сумел существенно расширить присутствие банка в промышленном секторе, что в значительной степени связано с приобретением выгодных активов. Любопытно, что Веремеенко стал вторым представителем Межпромбанка в номинации "первых лиц", старожилом которой является влиятельный лоббист, сенатор и неформальный владелец банка Сергей Пугачев.
И все же увеличение "веса" Веремеенко, по-видимому, в большей степени обусловлено вновь формируемой не без его участия расстановкой политических сил в Башкирии - регионе, с которым у Межпромбанка существуют давние экономические связи.
На этом фоне эксперты неоднозначно трактуют перенос выборов президента Башкирии с июня на декабрь. Многие наблюдатели расценили это не в пользу Муртазы Рахимова, опустившегося в региональной номинации сразу на пять позиций. Ведь его оппоненты, в первую очередь из федерального Центра, за полгода могут "раскрутить" достойную альтернативную кандидатуру действующему президенту республики.
Рейтинг ярославского губернатора Анатолия Лисицына, наоборот, возрос. Лоббируемый им в течение долгого времени проект создания международного аэропорта увенчался в феврале успехом. "Туношна" стал первым немосковским аэродромом в Центральном федеральном округе, получившим статус международного согласно требованиям Международной организации гражданской авиации.
В номинации "профессионалов" снижение рейтинга вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, по-видимому, объясняется тем, что правительство приняло решение перенести рассмотрение проекта налоговой реформы с февраля на март. Премьер Михаил Касьянов посчитал "налоговые" предложения Кудрина, прежде всего по снижению единого социального налога, неподготовленными и чересчур консервативными. В результате вице-премьер уступил лидерство заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову.
В этой же номинации можно отметить рост рейтинга Евгения Примакова и Гарегина Тосуняна, возглавляющих соответственно Торгово-промышленную палату РФ и Ассоциацию российских банков. Объединить свои лоббистские усилия им помогло соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совершенствование нормативно-правовой базы и налоговой политики в сфере банковской деятельности.
В число ведущих лоббистов вернулся депутат Государственной Думы Константин Ремчуков. В феврале внимание экспертов привлек ряд его концептуальных выступлений, в которых Ремчуков заявил о необходимости активизировать административную реформу и структурную перестройку национальной экономики за счет профицита бюджета.
Можно также отметить переход бывшего руководителя МХК "Еврохим" Николая Левицкого из номинации "первых лиц" в номинацию "профессионалов", связанный с его утверждением первым заместителем главы администрации Республики Коми. Как показали первые шаги Левицкого на новом посту, он успешно использует свой лоббистский потенциал, наработанный во время занятия бизнесом.
Лоббисты - первые лица
# | Ф.И.О. | В феврале 2003 г. | В январе 2003 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Волошин А.С. (администрация президента) | 4,17 | 4,20 |
2 | Фридман М.М (холдинг "Альфа-групп") | 4,12 | 4,14 |
3 | Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") | 4,10 | 3,87 |
4 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,08 | 4,10 |
Сильная эффективность |
|||
5-6 | Миллер А.Б. ("Газпром") | 3,90 | 3,85 |
5-6 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,90 | 3,83 |
7 | Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") | 3,87 | 3,92 |
8 | Ходорковский М.Б. (ЮКОС) | 3,80 | 3,83 |
9 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,67 | 3,71 |
10 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,63 | 3,67 |
11-12 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,45 | 3,49 |
11-12 | Потанин В.О. ("Интеррос") | 3,45 | 3,47 |
13 | Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") | 3,43 | 3,49 |
14 | Евтушенков В.П. (АФК "Система") | 3,41 | 3,46 |
15 | Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") | 3,38 | 3,35 |
16 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") | 3,35 | 3,33 |
17 | Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) | 3,32 | 3,30 |
18 | Вайншток С.М. ("Транснефть") | 3,22 | 3,28 |
Средняя эффективность |
|||
19 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) | 2,87 | 2,80 |
20 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 2,83 | 2,87 |
21 | Богданчиков С.М. ("Роснефть") | 2,67 | 2,50 |
22 | Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) | 2,65 | 2,75 |
23 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк) | 2,60 | 2,49 |
23 | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,58 | 2,73 |
25 | Бородин А.Ф. (Банк Москвы) | 2,52 | 2,55 |
═ | Средний рейтинг | 3,40 | 3,41 |
Лоббисты - региональные лидеры
# | Ф.И.О. | В феврале 2003 г. | В январе 2003 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,37 | 4,42 |
2 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,28 | 4,33 |
3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,23 | 4,15 |
4 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) | 4,04 | 4,10 |
Сильная эффективность |
|||
5 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 3,98 | 3,94 |
6-7 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,93 | 3,90 |
6-7 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,93 | 3,97 |
8 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,87 | 3,90 |
9 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 3,80 | 3,77 |
10 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,76 | 3,83 |
11 | Титов К.А. (Самарская область) | 3,40 | 3,43 |
Средняя эффективность |
|||
12 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,92 | 2,83 |
13-14 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 2,91 | 2,87 |
13-14 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 2,91 | 2,67 |
15 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,90 | 3,80 |
16 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,67 | 2,59 |
17-18 | Лапшин М.И. (Республика Алтай, Аграрная партия России) | 2,53 | 2,47 |
17-18 | Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) | 2,53 | 2,65 |
19 | Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) | 2,51 | 2,59 |
20 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,43 | 2,40 |
21 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) | 2,41 | 2,35 |
22 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,33 | 2,35 |
23-24 | Штыров В.А. Республика Саха (Якутия) | 2,30 | 2,35 |
23-24 | Меркушкин Н.И. (Республика Мордовия) | 2,30 | 2,28 |
25 | Егоров В.Г. (Калининградская область) | 2,28 | 2,31 |
═ | Средний рейтинг | 3,17 | 3,21 |
Лоббисты-"профессионалы"
# | Ф.И.О. | В феврале 2003 г. | В январе 2003 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,43 | 4,40 |
2 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,34 | 4,43 |
3 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,32 | 4,37 |
4 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 4,21 | 4,19 |
5 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,11 | 4,08 |
6-7 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,03 | 4,12 |
6-7 | Матвиенко В.И. (федеральное правительство) | 4,03 | 3,80 |
8 | Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) | 4,00 | 4,08 |
Сильная эффективность |
|||
9 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,89 | 3,80 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,70 | 3,73 |
11 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,67 | 3,61 |
12 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,65 | 3,67 |
13 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,32 | 3,28 |
14 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,30 | 3,25 |
15-16 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс Капитал") | 3,28 | 3,22 |
15-16 | Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) | 3,28 | 3,30 |
17 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,14 | 3,06 |
18 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,12 | 3,11 |
19 | Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) | 3,10 | 3,09 |
20 | Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") | 3,09 | 3,22 |
Средняя эффективность |
|||
21 | Лысяков А.А. (Совет Федерации) | 2,94 | 2,96 |
22 | Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) | 2,86 | 2,73 |
23 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, "ФосАгро") | 2,84 | 2,82 |
24 | Левицкий Н.В. (администрация Республики Коми) | 2,80 | 2,72 |
25 | Генералов С.В. (депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) | 2,77 | 2,92 |
═ | Средний рейтинг | 3,53 | 3,53 |
Агентство экономических новостей, 2003