По странной традиции социологи и политологи охотно дискутируют о шансах партий и блоков, участвующих в выборах по спискам, забывая про одномандатные округа. А в них, напомню, избирается половина депутатов Госдумы. Выборы в округах проходят по другим правилам; соответственно и подход к их прогнозированию должен быть иным. Опросы и рейтинги здесь если и применимы, то только на последнем этапе, когда круг претендентов определится окончательно. Хотя трудно представить, что достоверные опросы будут проведены во всех 225 избирательных округах.
Наш подход к прогнозированию результатов выборов в одномандатных округах основан на учете закономерностей, проявившихся на предыдущих выборах, на недавних дополнительных выборах в Госдуму, а также принимает во внимание персональный состав и политическую активность "одномандатной половины" нынешней нижней палаты.
Мировой опыт показывает, что действующие депутаты ("инкумбенты") переизбираются в своих округах в 2/3, а то и в 3/4 случаев. Если, конечно, идут на выборы. У нас этот показатель до сих пор был ниже: в 1995 г. в округах переизбралось около 40% одномандатников, в 1999 г. - около 50%. Можно полагать, что на предстоящих выборах мы продолжим движение к мировым стандартам и политическая "живучесть" инкумбентов приблизится к 60%. Скорее всего в декабре на выборы пойдут 170-180 депутатов-одномандатников из 218 действующих (в 1999 г. участвовало 156). Таким образом, инкумбенты после выборов составят около половины депутатов-одномандатников нового состава парламента. Представление об их политическом раскладе можно получить уже сейчас, если проанализировать фракционный состав Госдумы (см. таблицу).
Самую мощную группу инкумбентов сейчас имеет "Единая Россия" - у "Единства", ОВР и "Регионов России" в сумме 82 одномандатника из общего состава фракций в 181 депутат. КПРФ даже вместе с аграриями отстает - у них 63 одномандатника из 125 депутатов. Очевидно, между КПРФ и "Единой Россией" и развернется основная борьба за партийную победу в округах. Заметную конкуренцию им может составить только "Народная партия" Геннадия Райкова, образованная на основе движения "Народный депутат" и одноименной депутатской группы, состоящей из 54 одномандатников. Что же касается других партий, претендующих на попадание в Госдуму по партийным спискам, то ни СПС, ни "ЯБЛОКО", ни ЛДПР всерьез противостоять им в округах не смогут. В рядах фракции ЛДПР одномандатников нет и, судя по всему, не будет. СПС и "ЯБЛОКУ" нужно будет очень и очень постараться, чтобы одномандатников в их фракциях не стало меньше, чем сейчас (соответственно 5 и 3). Для них выборы в одномандатных округах будут интересны скорее как способ повысить общепартийный результат.
Не исключено, что в командном партийном зачете "Народная партия" в одномандатных округах сможет даже занять второе место после "Единства", так как у КПРФ в нынешнем цикле основные проблемы будут именно в округах. Во-первых, коммунисты лишь в считанных регионах могут всерьез рассчитывать на поддержку административного ресурса. Во-вторых, у них серьезные проблемы с кадровым составом - вероятно, уйдут наиболее прагматичные из депутатов-аграриев и одномандатники, симпатизирующие партии Геннадия Селезнева "Возрождение России". В-третьих, во многих округах коммунистам теперь придется либо бороться с кандидатами от партии Селезнева, либо уступить им часть округов по доброй воле. Следует иметь в виду, что Геннадий Селезнев, не слишком пока успешный на уровне федеральных списков, как опытный аппаратчик сосредоточился на округах, где его ресурсы гораздо весомее.
У "Народной партии" же, по всей вероятности, проблем в округах возникнуть не должно. Она успешно согласует кандидатов по округам с "Единой Россией", а уж о поддержке административного ресурса говорить не приходится. В этом отношении она лишь немногим уступает "Единой России". Вообще "Народная партия" призвана играть как вторая команда "Единой России" в одномандатных округах, а вот от выборов по партийным спискам, она скорее всего откажется. Прохождение пятипроцентного барьера ей не светит, а зазря лишать "Единую Россию" двух-трех процентов не позволит Кремль, который, надо думать, поддерживает партию Геннадия Селезнева как раз для того, чтобы она отняла у КПРФ эти же два-три процента, а то и более.
Другая половина одномандатников в новой Госдуме будет формироваться за счет пяти основных групп "новичков": бывших депутатов-списочников, работников региональных администраций, бизнесменов, директоров и депутатов законодательных органов регионов.
Бывшие списочники смогут заметно пополнить только будущую фракцию "Единой России". Похоже, функционеры этой партии заметно обновят списочную часть кандидатов за счет малоизвестных личностей, а вот в округа пошлют уже примелькавшихся списочников с относительно высокими шансами на победу. Неплохие шансы попасть в новую Госдуму и у части нынешних списочников КПРФ, а также у "неприсоединившихся". Весьма вероятно, что некоторые из них пройдут в Госдуму под вывеской "независимых" или мелких партий, списки которых шансов на федеральном уровне не имеют. По предварительным оценкам, в округах могут быть избраны 25-30 бывших списочников.
Заметно весомее может оказаться группа "новичков", представляющих региональные администрации (заместители, помощники, советники губернаторов, заместители республиканских министров, начальники управлений и т.д.). Это предположение основано на анализе результатов довыборов в Госдуму за последние три года. Среди 14 избранных на дополнительных выборах депутатов 9 работников региональных администраций, а остальные связаны с региональной властью неформально. Это очевидное свидетельство заинтересованности исполнительных органов власти регионов в проведении своих людей в федеральный законодательный орган власти и действенности регионального административного ресурса в округах. Большая часть таких "новичков" будет приписана к "Единой России" или к "Народной партии", хотя на выборах они могут выступать под флагом независимых. КПРФ за счет этой группы свои ряды в Госдуме почти не пополнит. Регионы, где у власти влиятельные коммунисты, можно перечесть по пальцам одной руки. К тому же в таких субъектах Федерации депутаты и так уже представляют левую региональную власть, и менять их рискованно.
"Новичков", представляющих директорский корпус, бизнес и депутатов региональных парламентов, часто разделить сложно. Многие директора и бизнесмены уже давно совмещают свою основную работу с депутатской деятельностью в регионах. Значительная часть из них захочет повысить свой депутатский статус. Среди этой группы также будет много сторонников "Единой России", хотя преобладать, очевидно, будут "независимые", причем часто действительно не зависимые и от федеральных партий, и от губернаторов.
Кроме указанных нами основных групп "новичков", в состав Госдумы могут войти и отдельные представители других профессиональных групп - силовики, артисты, спортсмены, журналисты. Но их будет совсем немного. Успех этих кандидатов будет определяться не только громкими и известными именами, но и активной административной и партийной поддержкой. Демонстрация независимости вряд ли принесет им дополнительные голоса: политика профессионализируется, и профессионалы в ней играют по более жестким правилам, чем спортсмены и продюсеры.
Вообще предстоящие выборы в одномандатных округах всюду будут в большей степени подверженными административному управлению и/или влиянию партий. На этот раз партии в округах будут вынуждены действовать значительно активнее. Это связано как с требованиями нового законодательства, так и с тем, что одномандатники своими активными действиями помогают повысить результаты своему партийному списку.
Наш предварительный анализ показывает, что политический расклад победителей в округах будет заметно отличаться как от расклада на выборах 1999 г., так и от прогнозируемых сейчас результатов по партийным спискам. Если победителя по федеральному округу сейчас назвать трудно, то в одномандатных округах лидерство "Единой России" сомнений не вызывает. КПРФ в округах придется всерьез побороться за второе место с "Народной партией" и более или менее разношерстной "партией начальников", которая после выборов скорее всего примкнет к центристской платформе.
Звезды федерального политического небосклона, лишенные административной поддержки на местах, такие, как Жириновский, Явлинский или команда СПС, как и в прошлые годы останутся (если останутся) в Госдуме с минимальным числом одномандатников. Если, конечно, не произойдет нечто форс-мажорное.
Распределение депутатов-одномандатников по фракциям в Госдуме РФ (февраль 2003 г.)
Фракции, депутатские группы | Всего депутатов | Избрано в округах | % от численности фракции |
"Единство" | 82 | 21 | 25,6 |
ОВР | 52 | 22 | 42,3 |
"Регионы России" | 47 | 39 | 83,0 |
Итого | 181 | 82 | 45,3 |
КПРФ | 82 | 38 | 46,3 |
Агропромышленная группа | 43 | 25 | 58,1 |
Итого | 125 | 63 | 50,4 |
"Народный депутат" | 54 | 54 | 100,0 |
СПС | 32 | 5 | 15,6 |
"ЯБЛОКО" | 17 | 3 | 17,6 |
ЛДПР | 13 | 0 | 0,0 |
Неприсоединившиеся | 21 | 11 | 52,4 |
Итого | 443 | 218 | 49,2 |