- Госпожа президент, не считаете ли вы, что излишняя сдержанность во взаимоотношениях Латвии и России создала стереотип, что наши государства недружественны по отношению друг к другу? И напротив: нельзя не заметить панибратства Латвии со странами Запада.
- Безусловно, различия есть - и в смысле интенсивности, и в смысле изменений в наших отношениях. В то же время нельзя сказать, что Латвия совсем не поддерживает контактов с Россией. Список двусторонних мероприятий и встреч довольно длинный. Впечатляет также список заключенных между странами договоров. Все основы для нормальных отношений уже заложены, однако есть множество проблем, решение которых стоит на месте. Например, наша межправительственная комиссия. С тех пор как я вступила в должность президента, она продолжает формироваться, согласовываются даты встреч и т.п.
За последние четыре года ни на шаг не сдвинулся и латвийско-российский договор о границе. Многое еще предстоит сделать и в вопросе таможни, сейчас это один из самых актуальных вопросов.
Прогресс заметен лишь в региональном сотрудничестве. Недавно я была в Валмиере, где у местного самоуправления есть успешные проекты сотрудничества с Псковской областью и Эстонией. Кроме того, достойны внимания наши культурные связи.
- Похоже, есть политические силы, которые заинтересованы в том, чтобы не допустить сближения Латвии и России?
- Хороший вопрос. В этой связи я слышала самые разные теории заговоров. Некоторые из них настолько будоражат воображение, что можно целые романы написать. Возьмем, к примеру, контрабандистов. Ведь непорядок на таможне им только на руку. Но хотелось бы надеяться, что преступники не заставляют политиков принимать выгодные им решения. Что касается политических мотивов для сдерживания отношений с Россией, то тут, положа руку на сердце, могу сказать, что у Латвии таковых нет!
- Не секрет, что в России существует миф о беспросветно тяжелом положении русскоязычных в Латвии и в Эстонии. Кто, по вашему мнению, в нем заинтересован и как бы вы сами описали положение русскоязычных?
- Я действительно думаю, что это миф. Боже мой, ведь объективно можно измерить, насколько хорошо или плохо русскоязычные живут в Латвии! Давайте посмотрим на средние доходы русскоязычных и латышей. Среди русских очень много успешных предпринимателей. Они бы сильно удивились, если бы узнали, что им тут плохо живется! Нищие же есть и среди русских, и среди латышей, и среди людей других национальностей, это большая проблема для Латвии. Улучшить их социальное положение - сегодня приоритет государства.
- Как вы оцениваете идею о том, что русский язык, на котором говорит большая часть населения Латвии, это - капитал страны? Его можно выгодно использовать, вступая в ЕС и НАТО.
- Несомненно. Лично я считаю, что любой язык - это ценность, особенно в нашей географической ситуации. Причем не только культурная, но и экономическая ценность. Когда мы станем членами ЕС, а наши экономические связи с Россией станут более тесными, и у русскоговорящих будет преимущество - они смогут создавать мост между Европой и нашим восточным соседом.
- А не станет ли Латвия после вступления в ЕС перевалочным пунктом между Востоком и Западом - вечно зависимым и от российских нефти и газа?
- Надеюсь, что транзит останется нашим главным источником доходов. Каждая страна должна использовать свои ресурсы. И для Латвии это ее выгодное географическое положение. Однако нельзя ориентироваться на один-единственный способ заработка. Посмотрите хоть на прекрасные острова, которые выживают за счет туризма. Один тайфун - и в экономике наступит кризис. Поэтому и Латвия кроме транзита развивает финансовый сектор, услуги высоких технологий. Производить тоже что-то надо - хотя бы в сельскохозяйственной отрасли.
- Значит, и альтернативы российским нефти и газу у Латвии тоже есть?
- Конечно. Правительство уже обсуждает черновой вариант плана, как можно пустить норвежский газ по Балтийскому морю в Европу. В ЕС тоже есть идея соединить газопроводы Востока и Запада. Балтийское море в этой сети будет важным элементом. Российский газ сегодня намного дешевле норвежского, но вопрос в том, как страна его поставляет клиентам. Думаю, что переговоры России с ЕС и США о поставках энергоресурсов очень важны, от них зависит, как будет регулироваться доставка в мировых масштабах.
- Во время вашего последнего визита в Вашингтон президент Буш пообещал надавить на Москву в вопросе перекрытой российскими нефтяниками трубы в латвийский порт Вентспилс. Насколько это возможно?
- Еще до моего визита в Белый дом министр иностранных дел Сандра Калниете говорила о проблеме Вентспилса с заместителем госсекретаря США. На ближайших переговорах США и России планируется затронуть тему энергопоставок. Американцы близко к сердцу принимают вопрос свободного рынка, поэтому их так беспокоит, когда нарушается свобода спроса и предложения. Для Соединенных Штатов также неприемлемо, если ограничения на рынке происходят по политическим мотивам.
- Получается, что и вы, и США считаете, что Россия прикрутила нефтяной вентиль для Латвии по политическим соображениям?
- Скажем так: американские партнеры тщательно будут следить за развитием ситуации и поинтересуются, что же происходит на самом деле.
- Что изменилось в Латвии за 12 лет независимости, в том числе в вопросах нацменьшинств?
- Главное достижение государства в том, что оно существует, что почти без кровопролития нам удалось вернуть свободу и демократию. Хотя на протяжении нескольких десятков лет казалось, что замысел Сталина стереть страны Балтии с карты воплотился. Кроме того, удалось вернуть и экономическую независимость, хотя любому, кто не шел в ногу с плановой экономикой Советского Союза, грозила голодная смерть. И третье достижение - усиление демократии, включая современное понимание прав нацменьшинств, которое включено в нашу Конституцию. Латвия внесла множество изменений в законодательство, сделала его более либеральным, в том числе и для представителей национальных меньшинств. Все эти поправки самым строгим образом были оценены и ОБСЕ, и Советом Европы. Кроме того, и НАТО предъявляет Латвии жесткие политические критерии. За нами внимательно следили, укоряли, и в конце концов мы прошли тройную проверку в этих международных организациях. И чтобы достичь высочайших международных стандартов, мы должны продолжать начатые реформы. Между прочим, страны Западной Европы либерализовали свои законы в течение 50 лет. Латвии это удалось за более короткий срок.
- Какие же из домашних заданий ЕС и НАТО Латвия еще не выполнила?
- Например, количество неграждан надо обязательно уменьшить (около 500 тыс. постоянных жителей Латвии не имеют гражданства страны. - И.Е.), надо найти какое-то решение этого вопроса. Мне бы хотелось, чтобы на программы по изучению латышского языка для взрослых отводилось больше средств. Я считаю, что реформа перевода десятых классов русских школ на латышский язык обучения будет только способствовать интеграции и должна продолжаться. У нас очень либеральная политика в отношении школ нацменьшинств. Недавно депутат Национальной ассамблеи Франции удивлялся, что в Латвии есть школы восьми национальных меньшинств. Во Франции ничего подобного быть не может! Только пару лет назад там бретонцы получили право на преподавание в своих школах бретонского языка, который возник еще до французского. Так что по этому поводу грех жаловаться. Перед нами другие вызовы - борьба с коррупцией, сборы налогов, проекты для европейских фондов - в том числе и касающиеся интеграции общества.
- Как вы думаете, почему представительство России при НАТО не желает, чтобы Латвия после получения статуса наблюдателя участвовала в заседаниях Совета Россия-НАТО?
- Мне об этом трудно судить. Был создан специальный механизм, чтобы альянс мог вести диалог с Россией. Об этом механизме мне приходилось слышать самые разные отзывы, в том числе и такие, что сидеть на заседаниях совета Россия-НАТО - все равно что слушать заезженную пластинку.
- И все-таки Латвия зависит от решений Совета Россия-НАТО?
- Нет никаких сомнений, что все члены НАТО равны, второсортных нет. И не Россия будет решать, что делать Латвии, когда мы вступим в НАТО. Только когда будет достигнут консенсус между странами альянса, спросят мнение России.
- Как Латвия может поучаствовать в решении иракской проблемы?
- Если понадобится наша помощь в Ираке, Латвия всегда будет готова ее оказать. Но это не касается боевых подразделений.
- Как вы оцениваете необходимость государственного визита в Россию?
- Видите ли, президент не может просто так собрать чемоданы и поехать, куда хочет, должен быть обмен приглашениями. С тех пор как я вступила в должность, у министра иностранных дел России лежит приглашение посетить Латвию. Однажды он уже должен был приехать, но в последний момент его поездка почему-то сорвалась. Визиты на высоком уровне, несомненно, способствуют развитию добрососедских отношений, только их должны согласовывать обе стороны. А то, помнится, как-то президент Латвии Улманис и президент Литвы Бразаускас выехали на охоту. Из этого вышел дипломатический скандал - оказалось, что по протоколу президенты даже отдых должны согласовывать.
Рига