- Геннадий Андреевич, в вашей приемной, кажется, уже образовалась небольшая женская манифестация. Ходоки пошли?
- Да, делегация из Липецка, работницы тракторного завода. Предприятие, на котором когда-то работали 22 тысячи человек, стоит, люди пятый месяц сидят без зарплаты, новые хозяева завода ничего внятного не говорят, чиновники из областной администрации - тоже. Вот женщины и приехали искать правду в Москву.
- Интересно, чем вы можете им помочь? Посоветуете выходить 27 марта на митинг и требовать отставки правительства?
- Я договорился, что завтра их примет Георгий Полтавченко (полпред президента в Центральном федеральном округе. - Ред.), свяжусь с губернатором Олегом Королевым, с министром Грефом. То, что в силах сделать лидер депутатской фракции, будет, конечно, сделано. Но это не кардинальное решение проблемы. Разве только на Липецком тракторном люди остались без работы и без куска хлеба? А в других регионах лучше? Учителя, врачи, пенсионеры сыты и довольны жизнью? Это только официальная пресса говорит о стабилизации, на деле же мы видим совсем другое. Снова растет задолженность по зарплате, опять начались забастовки, пикеты, голодовки┘ Страна тяжело пережила зиму, сейчас на юге начинается посевная, а крестьянам нечем пахать и сеять. Что ни возьми, везде провал. И мы не видим другого способа изменить положение, если народ не поднимется и не скажет решительное "нет" грабительской политике безудержного роста цен и тарифов, "замораживания" зарплаты, урезания социальных льгот и пособий.
Кроме всероссийской акции протеста, которая начнется 27 марта, у нас в планах целая серия массовых мероприятий, на которых властям будут предъявлены самые жесткие социальные требования. Главным лозунгом, с которым выступят в этих акциях коммунисты, будет, конечно, требование отставки правительства Путина-Касьянова. По-моему, за три года все нормальные люди убедились, что ничего доброго для страны эта команда сделать не способна.
- Рефрен вашей партийной пропаганды: "Путин - это Ельцин сегодня". Но, судя по рейтингу Владимира Путина, россияне не склонны отождествлять его с предшественником. Впервые вы идете на выборы, оппонируя популярному президенту. Вам не кажется, что это рискованная тактика?
- Хотел бы вам напомнить, какие замечательные рейтинги были вначале у Горбачева с Ельциным и как резко они потом рухнули. Это первое. Второе: социологи сами не могут толком объяснить, откуда растет путинский рейтинг. Когда они спрашивают людей о конкретных успехах нынешнего президента, то положительных оценок - 18-20 процентов. И в самом деле, что изменилось к лучшему за эти три года? Преступность пошла на убыль? Увеличился выпуск продукции высоких технологий? Из Чечни перестали возить гробы? Ничего подобного. Экономический рост, который был подстегнут дефолтом, прекратился. Инвестиций в отечественную промышленность как не было, так и нет. Коррупция процветает, нация вымирает со скоростью миллион человек в год┘ Это стабилизация? Согласен, это "стабилизация ельцинизма".
- Коммунисты могли бы быть признательны Путину хотя бы за то, что в отличие от Ельцина он не грозится запретить Компартию и очистить Мавзолей. Более того, он реабилитировал советский гимн, вернул армии красное знамя.
- Ну цена таких щедрых жестов, думаю, всем понятна. Можно пару часов пообщаться с населением по телевизору и сделать вид, будто ты узнал про все народные беды и решил все больные проблемы. Но разве не ясно, что это показуха? Не по таким рекламным акциям судят о деятельности главы государства. Четыре года назад у нас замерзало три региона, а этой зимой - 30. Ельцин все же не решился пустить в продажу землю, а Путин пустил. Энергосистему, железные дороги до Путина не распродавали, а теперь - разрешено. У нас было до полусотни разного вида социальных льгот для стариков, инвалидов, женщин, военнослужащих - нынешнее правительство отменило их одним махом. Американские полковники в Тбилиси и натовские базы в Средней Азии тоже появились при Путине. Я считаю, разрушительных законов за последние три года было принято больше, чем за предыдущие семь лет.
- Оппозиция всегда найдет, за что критиковать власть. Но, согласитесь, в реальной политике не бывает, чтобы власть выполняла программу оппозиции.
- Есть требования, которым государственный руководитель обязан соответствовать, какой бы идеологии он ни придерживался. Прежде всего он обязан понимать проблемы страны, уметь находить исполнителей, которые способны эти проблемы решать. А что мы видим сегодня? На ответственные участки ставят людей, взятых чуть ли не с улицы. Вместо профессионалов во власть приходят земляки, дилетанты без знаний и опыта. Возьмите прежний Совет Федерации и сегодняшний, сравните хотя бы спикеров, Строева и Миронова, - ясно же, что уровень последнего не тот. Допустим, президент не доверяет рекомендациям, которые готовят люди, принадлежащие к оппозиции. Но есть Госсовет - орган, который создал сам Путин. Он же им и руководит. Кажется, не может быть совещательного органа авторитетнее этого. А что на деле? Помнится, Госсовет одобрил перспективную программу экономического развития, подготовленную под руководством хабаровского губернатора Виктора Ишаева. Ну и где эта программа? В мусорном ведре. Правительство в нее и не заглядывало, а президент сделал вид, как будто так и надо. Вот это очень характерно для нынешнего режима. Произносятся сильные, решительные слова, принимаются какие-то антикризисные программы, а страна продолжает сползать в пропасть. Я уже говорил Путину: не надо вашим "стратегам" ничего придумывать, посмотрите, как выводили свои страны из кризиса Рузвельт и Эрхард, посмотрите, как творилось "японское чудо", что делают китайцы - вникните в этот опыт и действуйте. Нет, не хотят! О чем дальше разговаривать с этими людьми? Я считаю, не о чем. На их место должны прийти компетентные управленцы, патриоты России, готовые работать в интересах народа, а не кучки нуворишей.
- О патриотах и нуворишах. В своей недавней статье вы написали: "Современное народно-патриотическое движение есть соглашение классов. А конкретнее - соглашение труда и капитала для реализации определенных целей┘" Невозможно поверить, что это сказал коммунист.
- Не понимаю, что вас так удивило. Кто знает советскую историю, тот должен помнить, что Ленин за четыре года четырежды менял свой подход к тактике социалистического строительства. Когда он объявил НЭП, многие коллеги его не поддержали, 20 процентов членов партии тогда побросали партбилеты. А НЭП дал оптимальное сочетание частной инициативы и государственной воли, и это спасло обескровленную войной страну. Сегодня нам снова надо поднимать Россию из разрухи. А для этого нужна консолидация всех здоровых сил общества.
- Ваш опыт "соглашения классов" - участие КПРФ в Народно-патриотическом союзе России. Опыт нелегкий, поскольку перед каждыми выборами кто-нибудь из ваших союзников устраивает вам скандал. Не очень понятно, для чего коммунисты держатся за этот альянс.
- Нам дорог этот союз как форма сотрудничества с людьми, которые не являются коммунистами, но так же, как мы, понимают свой гражданский долг. Избирателю в конце концов неважно, какая организация как называется, кто где состоит, но если он видит рядом с нами нобелевского лауреата Жореса Алферова, генералов Ивашова, Родионова, это ему о многом говорит. А что касается скандалов, я бы не стал их преувеличивать.
- Сегодня у коммунистов - конфликт с исполкомом НПСР. Небывалое дело: соратники выясняют отношения в суде.
- Да, я тоже не помню, чтобы политические разногласия служили поводом для гражданского иска. Честно говоря, не думал, что какой-нибудь суд примет такой иск. Хочу, однако, поправить: у нас нет конфликта с исполкомом НПСР - с газетами "Советская Россия" и "Завтра" судится председатель исполкома Семигин. Это его личный иск. И причины этого конфликта - глубоко личные. Товарищ, попросту говоря, оказался несостоятельным в той роли, которую ему доверила организация. В частности, Семигину было поручено создать фонд финансовой поддержки НПСР. Три года прошло - фонда нет. Должен признать: Семигину удалось спровоцировать раскол в нашей ленинградской организации. Пришлось принимать срочные меры: недавно пленум городского комитета избрал нового секретаря - Святослава Сокола. Естественно, что такое поведение председателя исполкома стало вызывать критику.
- А как вы отнеслись к тому, что вразрез с вашим мнением выступил Сергей Глазьев? Это отразилось на его статусе особо ценного союзника?
- Глазьев - самостоятельный политик. Он не член партии и не обязан подчиняться ее решениям. Это грамотный экономист, плодотворно работающий в НПСР, и мы ценим его именно за это.
- Тогда скажите, есть ли у Глазьева шанс попасть в первую тройку избирательного списка КПРФ?
- Думаю, у него хорошие перспективы. Но большего я сказать не могу, потому что утверждение списка - прерогатива съезда.
- Две верхние строчки партсписка, насколько мне известно, уже заняты. Первым стоит понятно кто, вторым - Жорес Алферов. Третьей, по законам политеса, пойдет дама?
- Съезд решит. Толковых женщин в наших рядах много, это не проблема. Если же говорить о принципиальном составе нашей "тройки", то она будет выглядеть так: коммунист, патриот, аграрий. Так будет строиться и центральная колонна кандидатов, и региональные списки.
- На последнем пленуме ЦК КПРФ было решено объявить среди населения сбор средств в избирательный фонд Компартии. Это ваш "ответ клеветникам", которые утверждают, что коммунисты продались олигархам?
- Да ну, какой "ответ"! Отвечать на всякую чушь - много чести. Во-первых, сбор пожертвований - абсолютно законное дело. Во-вторых, это наиболее честный способ формирования избирательного фонда. Конечно, наши избиратели не миллионеры, но если они сбросятся по 20-50 рублей, нам вполне хватит. Удобно ли просить их об этом? Может, и не совсем удобно, но они же понимают, в какие условия поставлена Компартия. Нам ведь не дадут бесплатного эфира даже на государственном телевидении, хотя оно минимум на треть содержится на деньги наших избирателей. Поэтому мы вынуждены одалживаться у тех, кто за нас голосует.