0
1298
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.03.2003 00:00:00

Стивен Редмейкер: США приветствуют участие России в создании системы ПРО

Тэги: сша, ирак, россия, отношения, редмейкер


- Российская сторона по-прежнему негативно относится к принятию стран Балтии в НАТО. Как не раз заявлялось в Москве, главная причина этого в том, что они не присоединились к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В чем суть проблемы?

- Во-первых, НАТО не считает, что: а) эти страны должны подписать данный договор до того, как вступят в альянс и б) присоединение к ДОВСЕ должно быть предварительным условием членства этих стран в альянсе. Но страны Балтии заявили, что они это сделают впоследствии, и НАТО приветствует это их желание. Юридически страны Балтии не могут присоединиться к ДОВСЕ, ибо данный договор не предусматривает механизма присоединения к нему дополнительных стран.

- Но ведь есть адаптированный договор, подписанный в 1999 году в Стамбуле, который предусматривает такую возможность...

- Да, но данный договор еще никем не ратифицирован. Здесь возникло серьезное препятствие. Дело в том, что одновременно с подписанием адаптированного ДОВСЕ был принят дополнительный документ - так называемые Стамбульские обязательства. В соответствии с ними Россия должна вывести свои вооруженные силы из Грузии и Молдовы. К сожалению, в обоих случаях обязательства эти не выполняются.

Страны НАТО приступят к ратификации ДОВСЕ лишь после того, как Стамбульские обязательства будут выполнены. Это их единая позиция. Это и позиция администрации Буша, а также большинства в сенате США. Таким образом, если Россия хочет, чтобы страны Балтии присоединились к режиму ДОВСЕ, ей нужно выполнить Стамбульские обязательства. Однако в Москве считают, что ратификация должна произойти вне зависимости от этого. И надо сказать, что развитие ситуации в последние месяцы не внушает оптимизма.

- А в чем, собственно, проблема?

- Стамбульским документом предусматривается, что Москва и Тбилиси должны подписать соглашение с указанием конкретного срока закрытия баз. К настоящему времени прошло несколько раундов переговоров между российской и грузинской сторонами. В ходе них грузины предлагали дать три года на вывод войск, но российская сторона с этим не соглашается, говорит, что ей требуется 11 лет.

В Приднестровье иная ситуация. Российской стороне требуется сначала вывести огромное количество складированных там боеприпасов и военной техники. А лидер сепаратистов Игорь Смирнов этому противится.

Москва над проблемой работает, но не слишком настойчиво. В конце прошлого года российская сторона предложила списать с Приднестровья 100-миллионный долг за поставки газа. Когда это обещание было сделано, эшелоны с вооружениями вдруг начали свое движение из Приднестровья. Но затем все застопорилось. Обещание списать долг, данное Смирнову, реализовано не было.

Я посетил Молдову три недели назад и встречался с генералом Сергеевым, командующим российской группировкой в Приднестровье. Он уверен, что пока Москва окончательно не определится со списанием долга, процесс вывода не начнется. Трудно сказать, в чем причина задержки: кто и с кем в Минфине РФ или "Газпроме" не договорился. Но факт остается фактом: обещание списать долг не реализуется. А пока этого нет, вряд ли можно ожидать прогресса с выводом войск...

В итоге возникает такая противоречивая ситуация: с одной стороны, министр обороны РФ Сергей Иванов говорит о критической важности присоединения стран Балтии к ДОВСЕ, а с другой - Россия в том же Приднестровье не выполняет собственное обещание, что как раз и сдвинуло бы проблему с места.

- Давайте поговорим о противоракетной обороне. Итак, от решительного сопротивления планам реализации ПРО Россия перешла к практическому сотрудничеству с США в данной области. Насколько продвинулись стороны в данном направлении?

- Мы заинтересованы в совместных исследовательских работах с Россией, которые бы могли продвинуть вперед проект противоракетной обороны. У России здесь есть определенные заделы. Вот уже почти год существует двусторонняя рабочая группа, фокусирующаяся на проблемах ПРО. Осуществляются совместные научно-исследовательские работы, результаты которых, как мы надеемся, могут быть использованы при создании системы ПРО. Один из проектов - Российско-американский спутник наблюдения (РАСН). Эта программа продолжается уже несколько лет и является наиболее продвинутой.

Из других отмечу проект создания в Москве Совместного центра обмена данными. Его главным предназначением является обмен данными о раннем предупреждении о ракетных пусках, однако в дальнейшем его работу можно будет развить до параметров, которые могут иметь отношение к ПРО. Идею проекта одобрили еще в 1999 году президенты Клинтон и Ельцин, однако вплоть до сего дня существуют препятствия на пути его реализации.

- Какие?

- Дело в том, что мы не можем поставить оборудование для работы этого центра. Существующая в РФ фискальная система мешает. Мы не собираемся расходовать огромные деньги на программы помощи в таких условиях, когда с нас еще хотят взять импортные пошлины и НДС. Это принципиальный спор. Ведь эти программы укрепляют не только нашу безопасность, но и безопасность России. И закупки оборудования в рамках этих программ осуществляются на деньги, выделяемые американской стороной.

- А могут ли "фискальные" проблемы повлиять на реализацию Программы глобального партнерства в рамках "восьмерки"?

- Могут. Никто из стран "восьмерки" не желает брать на себя еще и оплату таможенных пошлин и НДС за поставляемое в Россию оборудование по утилизации ядерных материалов, остающихся в результате сокращения российских стратегических вооружений. Так что данная программа общей стоимостью в 20 миллиардов долларов оказывается под угрозой. Это уже отражается на реализации ряда проектов...

На практике российское правительство в каждом конкретном случае, когда начинается тот или иной проект, адресует нам следующее требование: прежде чем вы поставите то или иное оборудование, предлагаем вам в предварительном порядке уплатить таможенные пошлины и НДС.

Мы пытались доказывать, что это нелогично, но нам в ответ каждый раз говорили: мы в России сейчас очень серьезно, не так, как раньше, относимся к сбору налогов. Вашим же, Запада, советам (по части устрожения сбора налогов) следуем. Так что уплатите импортные пошлины за компьютеры, которые вы в Центр обмена данными собираетесь поставить. На что мы, естественно, отвечаем отказом. Тогда нам говорят: выхода нет, ведь в РФ такой закон, и пока в него не будут внесены поправки, ничего нельзя поделать. Мы в ответ: что ж, подождем, пока вы не внесете поправки в закон. Вот на этом этапе мы сейчас и остановились...

Ваше Министерство обороны говорит, что им такая помощь нужна, МИД - то же самое, а российский Минфин твердит свое: нужно собирать налоги. В общем, получается какой-то бюрократический абсурд.

- Давайте вернемся к ПРО. Как обстоят дела с ПРО ТВД Азиатско-Тихоокеанского региона?

- В Азии нашим партнером в этом деле является Япония. Мы определили ряд областей, в которых начали с Токио совместные исследования для систем ПРО морского базирования. Японские компании уже работают над этим. Соответствующее оборудование намечено разместить как на американских, так и на японских кораблях. И там и там будет использоваться совместно разработанная аппаратура. То есть мы надеемся, что при японском участии нам удастся получить более совершенную систему перехвата ракет противника.

- То есть с японцами вы продвинулись в этом сотрудничестве дальше, чем с Россией?

- В случае с Россией нам еще предстоит совместно выяснить, в каких еще конкретных областях мы можем изыскать возможности для сотрудничества по разработке технологий ПРО. В космосе мы уже успешно сотрудничаем, особенно сейчас это важно, когда мы в критической степени зависим от российских ракетоносителей. Вот мы и думаем: а почему бы не развернуть такое же масштабное сотрудничество в области ПРО?

- Можно ли сейчас предполагать, что дальнейшее расширение сотрудничества в "чувствительных областях" между Россией и США приведет в обозримом будущем к тому, что объемы и поступления от него превзойдут то, что российская сторона получает от продажи вооружений своим традиционным клиентам (Китаю, Индии и т. д.)?

- Мы уверены в этом, и мы об этом говорили нашим российским партнерам. Несомненно, в экономическом плане Россия выиграет больше, если она будет союзником Запада, нежели в варианте выстраивания союзнических отношений с Индией или Китаем┘ Америка - более богатая страна, чем Китай, так что в перспективе Россия сможет больше выиграть от торговли с США, нежели с Китаем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1709
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1768
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
800
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1179

Другие новости