0
2042
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.03.2003 00:00:00

Война цивилизаций - не для Ирака

Тэги: ирак, ислам, война, цивилизация


Вокруг новой войны против Ирака, подготавливаемой США и их союзниками, не стихают острые идеологические дискуссии. Оппоненты Белого дома, в том числе в нашей стране, зачастую говорят о том, что эта война будет носить антиисламский характер. На мой взгляд, подобная позиция ошибочна: возможные боевые действия против нынешнего иракского режима отнюдь не означают "войну цивилизаций". Ирак никогда не отличался религиозным фанатизмом, тем более что в этой стране Церковь очень четко отделена от государства.

Потомки крестоносцев и тикритский клан

По не столь давним подсчетам, примерно 45% населения Ирака (а на мой взгляд, еще меньше) - сунниты, к которым принадлежит и правящая верхушка. Саддам Хусейн, например, суннит. А 55% - шииты, проживающие в основном на юге страны, где находятся и главные шиитские святыни. В истории современного Ирака между шиитами и суннитами периодически возникали напряженные отношения. Но власти жестко дистанцировались от подобных проблем.

В состав иракского правительства входят не только сунниты, но и шииты, и даже христиане: например, "человек номер два" в стране, вице-премьер Тарик Азиз - католик. Кроме того, на севере Ирака существуют сравнительно большие христианские анклавы.

Считается, что христиан в Ираке немного - примерно 5% (впрочем, перепись населения в Ираке не проводилась уже свыше 15 лет). Это неудивительно: Ирак всегда был удален от традиционных христианских центров. Другое дело, что в результате многочисленных войн шли миграционные процессы, до территории Ирака доходили и крестоносцы. Значительная часть иракских христиан считают себя потомками крестоносцев и очень этим гордятся.

В иракском руководстве главную роль играет тикритский клан, относящийся к мусульманам-суннитам. Но этот клан построен не по религиозному, а по родовому принципу - все его члены происходят из города Тикрит. Это отнюдь не означает, что ближайшее окружение Саддама Хусейна составляют только его земляки или друзья. Скажем, Тарик Азиз не принадлежит к тикритскому клану.

Конфессиональная модель

Иракская оппозиция рассматривает разные варианты построения новой государственности в своей стране. С одной стороны, во избежание религиозных распрей после возможной войны обсуждается так называемая модель конфессионализма по типу ливанской, когда высшие государственные посты пропорционально распределяются между представителями ведущих конфессий. С другой стороны, данная модель может завести в тупик, как это случилось в том же Ливане. Но даже если в Ираке будет избран такой вариант, этому должны предшествовать новая перепись населения и составление соответствующего общественного межконфессионального договора, который будет необходимо внести в Конституцию.

В то же время в Сирии, например, межконфессионального согласия удалось достичь практически на неофициальной основе. Ряд заместителей министров в сирийском правительстве - христиане, среди высших чиновников есть даже евреи. Последнее неудивительно. Еще во времена Хафеза Асада, когда на волне антиизраильских настроений в Сирии были предприняты попытки еврейских погромов, глава государства сурово предупредил население о необходимости сохранить межконфессиональный мир. Погромщиков ожидали самые жестокие репрессии. Поэтому и не произошло массового исхода сирийских евреев в Израиль, как это было с иранскими и йеменскими евреями, когда те стали подвергаться гонениям со стороны властей.

За статистику - смертная казнь

Как нельзя судить по Сергиеву Посаду о приверженности православию населения нашей страны, так же невозможно определить степень религиозности иракцев, когда находишься в тамошних святых местах. В то же время мечети, часть которых заложена еще Пророком Мухаммадом, полны. Поклониться святыням приходят массы паломников.

Информации о современной религиозной жизни в Ираке крайне мало. Так же, как за последние 10 лет ни у нас, ни за рубежом практически не было серьезных аналитических материалов по иракской экономике. Еще в 1989 г. Саддам издал указ - за несанкционированную публикацию статистических сведений об Ираке виновные подлежат смертной казни.

Правящая партия "Баас" все чаще стремится привлечь верующих на свою сторону. До недавнего времени иракский флаг предельно напоминал сирийский, отличаясь только количеством звездочек. Но на иракском флаге примерно три года назад появилась надпись "Аллах акбар".

Можно обратить внимание также на исламскую риторику, все более заметную в выступлениях Саддама Хусейна, вице-президента Таха Ясина Рамадана или даже христианина Тарика Азиза. Последнее время все больше афишируется хадж в Мекку, совершенный Саддамом много лет назад. Широко распространяются его портреты в одеждах паломника. Иракский президент вообще-то не любит выезжать за границу (где он был всего раза два). Но Саддаму очень важно показать себя не только светским, но и духовным лидером арабского мира.

Курдские страхи

В Иракском Курдистане примерно такое же соотношение представителей религиозных конфессий, как и в районах с преобладающим арабским населением (хотя именно на севере Ирака издавна селились христиане, поскольку местные жители более толерантно относились к их религии).

Курды составляют около 25% населения Ирака. Официально иракские власти как при Саддаме Хусейне, так и при его предшественнике Ахмеде Хасане Бакре утверждали: нет народа курды, нет народа арабы, есть иракцы. Власти намеренно тщательно их "перемешивали", стремясь ликвидировать места компактного проживания разных национальных групп. Часть курдов была переселена в болота Шат-аль-араб. Там проживали так называемые болотные арабы, которые фактически, к сожалению, исчезли во времена ирано-иракской войны, так как именно в тех местах шли наиболее тяжелые бои. Болотных арабов, в свою очередь, переселяли частично в Иракский Курдистан, одновременно какое-то количество иракцев из южной и центральной частей страны - в район Мосула и Киркука, то есть тоже на исконно курдские земли.

Целенаправленное "перемешивание" курдов и арабов продолжалось до начала войны с Ираном. После перемирия - небольшая передышка, затем агрессия Ирака против Кувейта, приведшая к потере Центром контроля над северными районами страны. После того как ситуация стабилизировалась, курды смогли обрести относительный покой. Именно поэтому их руководители стремятся оградить свой народ от проявления каких-либо разногласий на религиозной почве. Очевидно, что как только среди курдов начнутся открытые разногласия, например, между христианами и мусульманами, то на нынешней автономии можно будет поставить крест.

На севере Ирака есть деревни, где живут курды-езиды. По разным оценкам, их более 200 тыс. человек. Это весьма специфическое религиозное направление, содержащее элементы язычества, древних индо-иранских верований, иудаизма, христианства несторианского толка и ислама. В прошлом году один из западных спутниковых телеканалов передал репортаж с интервью старосты из езидской общины, который рассказывал, что в Ираке вообще не было преследований езидов. Но он мог говорить и неправду. Этот человек прекрасно понимал, что, если в Иракский Курдистан вернется центральная власть, ему припомнят все высказывания, звучавшие из его уст, - ведь страх перед Саддамом Хусейном по-прежнему очень силен.

Иракская ситуация иногда напоминает времена СССР, когда официально евреев никто не преследовал, но все знали, что они подвергаются определенным ограничениям. Вообще-то мы часто забываем о том, что баасистский режим в Ираке во многом ориентирован на советскую модель с ее принципом однопартийности, с жестким подчинением по властной вертикали. При этом для внешнего имиджа власти декларировалась толерантность в религиозной сфере, в национальном вопросе. Ведь иракцы учились у нас в совпартшколах, и принципы советского социализма весьма удачно переносились на баасистскую почву в Ираке.

Улемы решают все

В то же время говорить о том, что Ирак (равно как и Сирия или Египет) - совершенно светская страна, было бы несерьезно. Ислам тем и отличается от христианства, что он регламентирует нормы не только духовного поведения, но и повседневной жизни. Богословы (улемы) собираются и рассматривают сферы, где воля Аллаха жестко выражена, то есть известно, что разрешено и что запрещено, а также третью область, где воля Аллаха выражена неясно. Например, Коран запрещает изображения людей и животных, как идолопоклонничество. Поэтому долгое время арабские газеты выходили без фотографий и рисунков. В конце концов улемы приняли решение не считать их "изображением людей и животных". На разрешение телевидения тоже потребовалась специальная фетва.

Но в Коране запрещены и процентные ставки при финансовых сделках независимо от того, "исламские" банки этим занимаются или нет. Улемы нашли и здесь выход: считать проценты всего лишь "платой за услуги, оказываемые банками".

Ни одна мусульманская страна, в том числе светский Ирак, не свободна от таких проблем, которые европейцам часто кажутся надуманными. Однако без знания особенностей религиозной и светской жизни арабских стран у политиков велик риск совершения ошибок, на исправление которых, как правило, приходится затрачивать немалые усилия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1131
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
712
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
495
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
711

Другие новости