Десять лет назад на картах Европы появилось новое государство - Чешская Республика. Разделение Чехо-Словацкой федерации, к счастью, обошлось без каких-либо катаклизмов, но в душах чехов и словаков осталась естественная ностальгия по совместному государству, просуществовавшему целых семь десятилетий. И хотя оба народа разделяет теперь граница, наше сотрудничество плодотворно развивается.
Новое государство, старо-новые вызовы
Геополитическая позиция нового государства, конечно, изменилась. Приоритетным осталось членство в ведущих международных структурах, в чем Чешская Республика всегда видела гарантии своей безопасности и возможность эффективно участвовать в международном политико-экономическом сотрудничестве.
Этому содействовал и тот факт, что нашу страну в мире сразу восприняли не в качестве новичка, но как государство с тысячелетней историей, внесшее глубокий политический и культурный вклад в историю Европы. Чешская Республика первой из стран ЦВЕ была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития, а вскоре вместе с Польшей и Венгрией стала членом НАТО.
НАТО - инструмент стабильности
Нам хорошо известно, сколь болезненно многими россиянами было встречено вступление нашей страны в НАТО. Однако чешские политики и общественность всегда воспринимали вступление в альянс в более широком контексте, нежели как поиск новых критериев безопасности для страны. Ведь речь не идет лишь о том, чтобы предоставить в распоряжение НАТО определенное число дивизий или самолетов и, в свою очередь, пользоваться выгодами совместной обороны. Большая часть обязательств перед другими странами - членами альянса носит долговременный характер и требует глубоких структурных реформ в общественной жизни страны, укрепления политической системы, основанной на демократии, торжестве закона, частной собственности и рыночной экономики, а также на соблюдении основных принципов гражданских прав и свобод.
Исходя именно из этих принципов, Чешская Республика поддержала идею дальнейшего расширения НАТО, видя в нем важный процесс совместного обеспечения безопасности, углубления стабильности и радикального улучшения условий для демократического развития во всем Евроатлантическом регионе.
Это развитие тесно касается также роли Российской Федерации при координации европейской и мировой безопасности. Выгода России состоит в расширении территории стабильности. К тому же страны НАТО и Россия имеют схожие ключевые интересы: стабильность, успешное развитие, совместное и мирное разрешение международных проблем. Понимание совместной заинтересованности в укреплении коллективной безопасности стало базой для кардинального углубления отношений между Североатлантическим альянсом и Российской Федерацией на Римском саммите в мае 2002 года. С той поры НАТО и Россия уже нашли взаимопонимание по множеству конкретных практических проектов. Когда существует столь широкое сотрудничество, расширение НАТО идет на благо нашим общим интересам.
Европейский союз - не только источник процветания
Одна из важнейших задач внешней политики нашей страны на нынешнем этапе - подготовка к вступлению в Евросоюз, намеченному на май 2004 года. Свое мнение об этом граждане Чешской Республики выскажут на специальном референдуме.
Чешская Республика уже сейчас активно участвует в дебатах о будущем этой организации, в частности по вопросам реформирования ее основных структур и развития интеграционных процессов. На наш взгляд, главное сейчас - укрепить демократический кредит доверия к Евросоюзу и сделать четкой и прозрачной процедуру принятия его решений. Европа должна оставаться на международной арене ключевым игроком, имеющим единую скоординированную позицию по проблемам внешней политики и безопасности.
В связи с этим необходимо также упомянуть о роли Европы в нынешней напряженной международной ситуации, вызванной кризисом вокруг Ирака. Ни у кого не существует сомнений, что режим Саддама Хусейна крайне опасен для всего мира, поэтому руководство Чешской Республики полагает, что этот вопрос необходимо экстренно решить, принудив Ирак к безотлагательному разоружению. Я думаю, что какие-либо военные инспекции не будут эффективными до тех пор, пока за ними не ощущается объединенная сила. Поэтому важно, что европейские государства после некоторого периода сомнений смогли все же выработать общую позицию и одновременно сохранить единство в трансатлантическом пространстве. Это лишний раз доказывает, что страны - члены Евросоюза способны вместе действовать на международной арене, осуществляя общую внешнюю и оборонную политику.
Вступлением новых стран в состав ЕС интеграционный процесс не заканчивается, он будет продолжаться до тех пор, пока не достигнет своего естественного предела. При этом европейскую интеграцию нельзя воспринимать лишь как технико-организационную проблему. Необходимо, чтобы и в будущем Евросоюз сохранил характер содружества, основанного на общих культурных и этических традициях и принципах, на христианско-иудаистских корнях.
Равноправный диалог
Глобализующийся мир построен на диалоге, который является одним из основных предположений для преодоления главных проблем и опасностей, угрожающих человечеству. Благодаря сильным международным объединениям в этот диалог могут включиться также те государства, которые в "концерте держав", типичном для минувших столетий, находились в основном в стороне от принятия важнейших решений. Но в сложном переплетении международных усилий не утеряли своего смысла и двусторонние контакты, которые служат развитию исторических связей между государствами.
Чешская Республика в своей новейшей истории чаще выступала в роли объекта, нежели субъекта международной политики. Исходя из печального опыта прошлого, мы постарались в течение 1990-х годов использовать появившуюся возможность эту ситуацию изменить. Прежде всего активно включились в евроатлантическое сотрудничество, понимая, что именно в этом пространстве находятся наши исторические и культурные корни.
Осмысление прошлого
Между нашими странами несколько раз возникали и оказали влияние на наши взаимоотношения важные исторические коллизии. Последствия этих событий до сих пор тем или иным образом сохраняются в памяти наших народов, хотя давно уже не существует ни коммунистической Чехословакии, ни СССР. Благодаря усилиям историков постепенно происходит критический анализ недавней истории, ну а задача политиков - договориться о том, чтобы, так сказать, "с чистого листа" строить дальнейшие отношения наших стран. После ноября 1989 года кончилась пресловутая "дружба на все времена" и настало время для нормальных, корректных отношений между двумя суверенными государствами и их гражданами.
Многообещающая реальность
На мой взгляд, сейчас сотрудничество Чешской Республики и России как в общественной, так и в частной сфере достигло самого высшего уровня с момента установления дипломатических отношений между нашими странами в 1993 году. Что скрывать - за минувшее десятилетие мы не избежали размолвок и недопонимания, но зато теперь можем спокойно сказать, что наши отношения полностью стабилизировались, имеют многоуровневый характер и явно поступательное развитие. Удалось успешно обновить плодотворный политический диалог, в основном решить проблему долгов, активизировать сотрудничество в военно-технической сфере и придать динамику двусторонней торговле. Взаимный товарооборот за 2002 г. достиг 2,352 млрд. долл.
Большое значение, на мой взгляд, имеют и позитивные перемены в области культуры и образования. За последние два года мы в целом заметно расширили договорную базу для сотрудничества и ныне ведем переговоры о некоторых новых соглашениях, которые отражают постепенный переход сотрудничества на качественно более высокий уровень. В связи с этим я хотел бы напомнить, что с 1993 г. между нашими странами было подписано свыше 30 договоров и соглашений.
Прочные отношения на многих уровнях
Позитивное развитие чешско-российских отношений мы наблюдаем не только на правительственном уровне. Явно улучшается развитие экономических и культурных контактов между нашей страной и отдельными российскими регионами, в настоящее время Чешская Республика сотрудничает более чем с 10 субъектами РФ. Может быть, еще более важное значение имеет рост общения на неформальном уровне, в сфере гражданского общества и в рамках личных отношений. Ежегодно в Чешскую Республику приезжает множество граждан Российской Федерации, которые познают нашу страну, нашу культуру и граждан, некоторые из россиян даже находят здесь свой второй дом. Это не только ведет к культурному обогащению, но нередко приносит нам и заметные экономические выгоды.
Правда, выполняя свои обязанности в качестве кандидата в члены Евросоюза, наша страна вынуждена была ввести по отношению к гражданам России визовый режим, однако не секрет, что в данном случае он носит весьма либеральный характер, что способствует укреплению всех вышеупомянутых неформальных связей между гражданами обоих государств. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что число россиян, приезжающих в нашу страну, после введения визового режима осталось в принципе тем же, что и прежде.
У наших молодых соотечественников в последние годы все заметнее проявляется интерес к российской классической и современной культуре. Доказательством тому является растущее число абитуриентов на отделениях русского языка в школах и вузах. Заметный резонанс в Чехии вызвали переходы наших хоккеистов и футболистов, а также тренеров в российские клубы, что положительно сказалось на освещении российской реальности в наших СМИ.
Открытое будущее
Наши страны являются традиционными и многолетними партнерами. Однако необходимо исходить из нынешней ситуации. Поэтому мы должны обращать внимание на перспективы развития и возможности, которые нам в связи с этим открываются.
Традиции всегда имели и имеют для любого межличностного и межгосударственного общения огромное значение, однако одного этого мало. Необходимо строить наши отношения на принципах взаимного доверия, что позволяет нам говорить и о тех проблемах, в которых наши позиции расходятся. Это состояние доверия, которого мы уже во многом достигли, является обязательным условием для поиска компромиссов и для успешного развития наших отношений.