- Алексей Михайлович, от многих руководителей предприятий оборонки не раз доводилось слышать о необходимости создания единой государственной структуры, отвечающей за стратегию и тактику развития отрасли. Что вы думаете по этому поводу?
- Не секрет, что в управлении оборонным комплексом есть немало проблем. Моя позиция такова: вертикаль власти здесь надо усиливать и ее следует доводить в сегодняшних условиях, может быть, до президента РФ. Иначе ОПК можно потерять как управляемый объект.
Нужен единый орган, отвечающий за работу всего военно-промышленного комплекса. Думаю, что административный ресурс такого органа сегодня чрезвычайно востребован.
- Нередко Минобороны критикуют за многотемье в разработках, распыление средств, своеобразном долгострое. Что бы вы ответили на это?
- Давайте разберемся. В прошлом году мы приняли на вооружение примерно 70 образцов. В этом году планируется завершить опытно-конструкторские работы и принять 120 образцов вооружений и военной техники (ВВТ) различной сложности. Если взять первоначальные тактико-технические задания (ТТЗ) некоторых разработок, когда параметры задавались еще в 80-е годы, формально можно говорить о некотором долгострое. Но лишь формально, ибо ТТЗ каждый раз уточняются, когда по тем или иным причинам переносятся сроки. Есть сложные образцы, такие, например, как "Тополь-М", работа над которыми идет в среднем от 12 до 14 лет. И это мировая практика.
- Нельзя ли ускорить этот процесс?
- У нас есть отработанный цикл, который мы нарушать не вправе. После опытно-конструкторских работ, государственных испытаний и даже принятия на вооружение следует этап установочной партии, когда доводка идет уже в процессе производства нового образца. В свое время у нас был этап войсковых испытаний, в ходе которых выявлялись и устранялись недостатки. Все это преследует лишь одну цель - сделать оружие и боевую технику более эффективными, надежными, с высоким качеством.
Сегодня мы столкнулись с тем, что у нас крайне мало заделов в военно-технической области. Почему? Раньше на оборону работали многочисленные коллективы ученых. Даже если получался отрицательный результат, специалисты знали, что это направление тупиковое.
Напряженный поиск, полет научной мысли способствовал рождению нетрадиционных систем оружия. Разработчиков не одергивали, им давали себя проявить. В 90-е годы под шквалом критики оказалась не только армия, но и программы вооружения. Это негативно отразилось на конечном результате. Некоторые направления были закрыты, другие переориентированы. Чтобы не потерять ряд базовых технологий и научных школ, их приходилось вписывать в обеспечение работ по гособоронзаказу. Тем самым мы сохранили коллективы разработчиков, поддержали их в трудное время. Но это не могло не сказаться на стратегии исследований. Задача сегодняшнего дня - сделать все возможное, чтобы научные горизонты были снова широкими и безоблачными.
- Чем отличается гособоронзаказ этого года от предыдущих?
- Главная его особенность - существенный рост по сравнению с предыдущими годами. Когда я вступал в должность в начале 2001 года, госзаказ составлял около 40 миллиардов рублей, сегодня - 112,8 миллиардов, 45,5 из которых будут направлены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Другими словами, общая ресурсная составляющая по вооружению возросла за последнее время почти в три раза. Это говорит о том, что государство выполняет свои обязательства перед оборонно-промышленным комплексом, Вооруженными силами, следуя букве Закона РФ "Об обороне".
И еще. По предложению Минобороны правительство РФ приняло беспрецедентное за последние годы решение: 5 января этого года мы получили разрешение заключать договоры до выхода постановления о госзаказе, а через день уже стали поступать под это средства. Другими словами, полмесяца до формального утверждения госзаказа 22 января сего года не "ушли в песок", оборонный комплекс уже начал работать над его выполнением. А ведь были времена, когда гособоронзаказы утверждались в мае и даже позже.
- Известно, что в 90-х годах гособоронзаказ систематически не выполнялся. Как сегодня обстоит дело?
- Действительно, проблемы существуют. Рост ресурсов, инвестиции государства в совершенствование технологической базы, разработку вооружения, на поддержание и развитие промышленности вскрыли и так называемые узкие места. Ранее эти проблемы легко можно было списать на дефицит средств, хроническое недофинансирование.
Взять, например, ценовую политику. Теперь, когда средства появились, подскочили и цены. Недавно в прессе (см. "НГ" за 16 февраля 2002 г. - Прим. ред.) на эту тему приводился такой пример: если вчера 10 гаубиц нам предлагали по 5 миллионов рублей, то сегодня - 5 гаубиц по 10 миллионов. Нечто подобное наблюдаем и с опытно-конструкторскими работами.
Не скрою, определенные трудности были с номенклатурной частью гособоронзаказа, но мы ее все же выдержали в полном объеме по количеству, типажу вооружения и военной техники, приоритетным НИОКР, финансирование которых идет, что называется, рубль в рубль. Другими словами, мы выдерживаем политику Государственной программы, тем самым закладываем фундамент для последующего перевооружения армии и флота.
Особенностью гособоронзаказа этого года является то, что в нем впервые все силовики представлены в единой его части. Что подвигнуло нас, госзаказчиков, сесть за общий стол переговоров и выработать общие правила? Еще в мае прошлого года президент РФ подписал указ о порядке формирования и реализации гособоронзаказа по вооружению и военной технике общего применения, где Минобороны отдана головная роль по согласованию и координации действий всех силовых министерств и ведомств. Отмечу, что нам не были переданы их функции и средства. Теперь Минобороны осуществляет контроль за выполнением гособоронзаказа, а также координационную политику, касающуюся цен, проведения единых тендеров, конкурсов, корректировки различных параметров и т.д. Действуя сообща, мы добиваемся ощутимой экономии государственных средств.
- Что конкретно принято на вооружение в прошлом году и что ожидается в году нынешнем - исходя из гособоронзаказа-2003?
- В прошлом году на вооружение был принят полк современных ракетных комплексов стратегического назначения "Тополь-М", а также шесть космических аппаратов, обеспеченных ракетами-носителями, и ряд другого ВВТ. По государственному оборонному заказу на 2003 год, планируется, как я упоминал, принять на вооружение 120 новых образцов вооружения и военной техники. В этом году, в частности, будет закуплено 9 космических аппаратов и примерно столько же ракет-носителей. На вооружение Сухопутных войск поступит до конца года оперативно-тактический комплекс "Искандер". Согласно гособоронзаказу будет продолжена модернизация бронетанковой и авиационной техники.
В 2003 году планируется разработать эскизный проект боевого самолета пятого поколения с его начинкой - авионикой, системой управления, вооружением. Исполнитель проекта, ОКБ "Сухой", должен провести тендер среди конструкторских бюро для создания составных частей и вооружения перспективного самолета. Его первый пробный полет может состояться через 8-9 лет. Вся программа рассчитана на 12-14 лет. Это обычная практика создания техники подобного уровня сложности.
- Один из самых волнующих директорский корпус вопросов - возвращение долгов оборонке за уже выполненные работы. Как он решается?
- Немного статистики: к концу 1999 года 50% средств гособоронзаказа составляли такие долги предприятиям и организациям ОПК. В 2002 году этот показатель снизился с 17% в январе до 12% - в декабре. Финансовый план этого года предусматривает реструктуризацию долгов за прошлые 2000-2002 годы, на их погашение пойдет лишь 7% гособоронзаказа. В декабре эту цифру планируем снизить до 4%, а в конце 2004 года полностью рассчитаться с оборонкой за долги всех предыдущих лет. Эта политика требует немалых ресурсозатрат, но мы нашли возможность маневрирования внутри оборонзаказа, не снижая номенклатуры изделий и ОКР. В течение первого квартала этого года мы оплатим всю кредиторскую задолженность гособоронзаказа 2002 года.
- Как учтены интересы научно-исследовательских организаций Минобороны в гособоронзаказе этого года?
- Впервые с этого года научные исследования, выполняемые научно-исследовательскими организациями нашего ведомства, финансируются по линии государственного оборонного заказа. Ранее это осуществлялось за счет статей, направляемых на содержание Вооруженных сил. Другими словами, Минобороны само содержало такие организации и само оплачивало их научно-техническую продукцию.
Здесь есть своя особенность. Дело в том, что юридический статус у этих организаций разный, не у всех он соответствует механизму гособоронзаказа. При решении юридических вопросов важно не потерять часть уникальных институтов, не ухудшить их экономическую ситуацию, сберечь кадры. Это наша головная боль и забота. Ведь с 1 января мы в связи с новым порядком пока не обеспечиваем их финансами, хотя и продолжаем руководить ими.