На этой неделе премьер-министр Михаил Касьянов поставил точку в затянувшейся дискуссии по поводу расширения практики разработки месторождений на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). По его мнению, СРП необходимо применять только в исключительных случаях и только тогда, когда на данное месторождение не претендует кто-либо, готовый платить налоги в обычном режиме. Не последнюю роль в принятии такого решения сыграл тот факт, что иностранные инвесторы действующих проектов СРП всеми правдами и неправдами стараются обойтись без российского оборудования и доля участия россиян год от года снижается (см. таблицу). Отечественные промышленники поддерживают точку зрения премьера Михаила Касьянова о том, что режим СРП для России крайне невыгоден. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин утверждает, что участие российских подрядчиков исключается иностранными операторами уже на стадии проектирования.
- Какова сейчас ситуация с участием российских подрядчиков в действующих проектах СРП?
- Крайне неутешительная. Достаточно взглянуть на данные, приведенные в таблице. Например, в 2001 году по проекту "Сахалин-2" доля российских производителей едва превысила 25% - при том, что должна быть 70%. Кстати сказать, эта квота в 70% ни разу ни по одному из трех проектов СРП не выбиралась. О таком развитии событий наш союз предупреждал давно. Еще в середине 90-х годов, когда Закон "О СРП" только обсуждали, я говорил со страниц центральных газет об опасностях непродуманного подхода к режиму СРП. Постоянно выступал на парламентских слушаниях. Наш союз даже организовал коллективный запрос в правительство. Запрос подписали группа депутатов Госдумы РФ от Челябинской области и руководители промышленного комитета Госдумы РФ. В ответ мы получили лишь отписки ответственного секретаря правительственной комиссии по СРП.
- Известно, что в 2001 году российское участие в проекте "Харьяга" доходило до 63,8%. Однако, как утверждают эксперты, хитрость заложена в системе подсчета их участия в СРП. Так ли это?
- Совершенно верно. Когда мне пришлось анализировать отчеты иностранных операторов по подрядным работам, то сразу бросилось в глаза, что в графе "российское участие" доминируют различные совместные предприятия. Иностранные инвесторы в ряде случаев проводят закупки у собственных дочерних структур, которые лишь формально зарегистрированы на российской территории. Поэтому требуется уточнить в законе о СРП само понятие "российское участие".
К тому же есть еще один элементарный способ "раздуть" российское участие: СП может просто привинтить к сложной конструкции болт, и будет считаться, что изделие изготовлено в России. Доходит до смешного. Говорят, что иностранные операторы, приобретая в московских кассах билеты на рейсы иностранной авиакомпании, эти затраты тоже вписывают в графу "российское участие", поскольку авиакассы расположены на российской территории.
- Каким образом проводятся тендеры в рамках проектов СРП, если доля заявок от российских участников, по данным Минэкономразвития РФ, около 80%, а контракты все равно достаются иностранным компаниям?
- Практика проведения тендеров иностранными операторами говорит о том, что делается все возможное, чтобы не допустить к подрядным работам российские предприятия. Например, выдвигаются надуманные требования к участникам работ. Но, главное, нет механизма предварительной передачи информации о предстоящих закупках большинству российских заинтересованных предприятий. Объявления в "Российской газете" иностранные операторы публикуют слишком поздно, чтобы предприятие не успело подготовиться. Союз производителей нефтегазового оборудования неоднократно обращался к операторам проектов по СРП с предложением заблаговременно передавать такую информацию, но безрезультатно.
- Иностранные операторы СРП ссылаются на некачественную продукцию российских подрядчиков, длительные сроки изготовления нужной продукции и тому подобное. Так ли это?
- Иностранные операторы уже на стадии проектирования исключают использование российской продукции, умышленно закладывая в проекты оборудование, которое не выпускается в России. Кроме того, игнорируются российские ГОСТы и требуется обязательная сертификация оборудования по стандартам Американского нефтяного института (API). Зачем это нужно? Оборудование устанавливается не на хьюстонских, а на российских промыслах. Следовательно, нужна наша, а не американская сертификация. Кроме того, иностранным операторам сегодня выгодно закупать оборудование по более высокой цене. Все равно все затраты мы им должны вернуть добытой нефтью. Понятно, что в первую очередь они закупают оборудование у собственных производителей, тем более что во всех развитых странах в отличие от России существует система государственной поддержки национальных экспортеров.
- С помощью каких поправок в Закон "О СРП" можно улучшить ситуацию с привлечением в СРП отечественных производителей?
- Поправки в Закон "О СРП" эксперты Союза производителей нефтегазового оборудования подготовили и через депутатов Госдумы РФ прошлого созыва Владимира Горбачева и Степана Сулакшина внесли в 1999 году. Поправки препятствовали ввозу иностранного оборудования под видом отечественного, равномерно распределяли 70-процентную квоту по всему сроку действия соглашения и предусматривали санкции за ее несоблюдение. Тогда эти поправки были заблокированы иностранными лоббистами и не дошли даже до первого чтения. Только сегодня ситуация начала меняться. Об опасностях режима СРП высказался премьер-министр Михаил Касьянов. Это дает основание надеяться на то, что ситуация скоро изменится к лучшему.
Российское участие в подрядных работах по СРП
Проект |
Годы |
Общая стоимость подрядов, млн. долл. |
Стоимость контрактов и субконтрактов с российскими предприятиями |
Доля российского участия подрядных работ, % |
Сахалин-1 | 1997 |
109,1 |
61,6 |
57 |
1998 |
73,4 |
42,2 |
57 |
|
1999 |
53,0 |
27,8 |
52,5 |
|
2000 |
28,9 |
18,3 |
63 |
|
2001 |
364,3 |
763,3 |
44,8 |
|
Сахалин-2 | 1997 |
339,2 |
168,6 |
49,7 |
1998 |
287,8 |
168 |
58,4 |
|
1999 |
53,0 |
27,8 |
52,5 |
|
2000 |
132,6 |
78,8 |
59,4 |
|
2001 |
347 |
87,9 |
25,3 |
|
Харьягинское месторождение | 2001 |
111,8 |
71,3 |
63,8 |
Источник: составлено по данным Союза производителей нефтегазового оборудования РФ, 2002 г.