Сегодня понятно даже школьнику: замороженные трубы и целые поселки на севере страны - это прямое следствие того, что о реформе ЖКХ пока только говорят. Веерные отключения электричества - следствие того, что реформа электроэнергетики пока еще в стартовом состоянии. Но вот когда мы, замерзая на остановке, не можем дождаться автобуса или пытаемся выбраться из какой-нибудь глубинки в город на перекладных, светлая мысль о том, что в нашей с вами стране есть еще и Министерство транспорта, приходит в голову далеко не каждому.
Жизнь меняется, а транспортная система страны - остается практически такой, какой была десять лет назад. О реформах ЖКХ, электроэнергетики мы читаем и слышим практически каждый день. Но то, что сегодня страшно садиться в наши самолеты, автомобильные дороги - постоянная тема для анекдотов, большая часть морского и речного флота ржавеет в доках, а понятие "загородный транспорт" стало почти виртуальным, - известно всем и без сообщений в прессе. Разработка и реализация государственной транспортной политики, программ развития транспортного комплекса, проведение в транспортном комплексе структурной перестройки - это задачи Министерства транспорта Российской Федерации, так записано в положении об этом министерстве. Но ни о каких реформах в этой области никто, никогда, ничего не слышал.
Десять лет в своих докладах, записках и прочих документах министерство повторяет те или иные идеи по поводу создания надлежащих институциональных, налоговых, таможенных и прочих условий для обновления транспортной системы страны, повышения ее конкурентоспособности. Но дальше идей дело не идет.
Разумеется, национальному Министерству транспорта нет нужды покупать суда, автомобили, самолеты. Его обязанность - разработать концепцию и программу проведения структурных реформ в отрасли, доказать своим коллегам в правительстве и Государственной Думе необходимость радикальных изменений в транспортном хозяйстве страны.
К сожалению, за последние десятилетие самый большой успех в деятельности Минтранса - строительство нового здания министерства взамен сгоревшего корпуса бывшего Минморфлота на Лубянской площади.
С началом экономических реформ на отечественную сеть дорог вышел принципиально другой трафик: и по структуре, и по размерам. Либерализация внешней торговли привела к резкому увеличению автоперевозок. Но, к сожалению, сегодня на наших дорогах в большинстве своем не отечественные фуры. При импорте транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования, запасных частей более трети инвестиций транспортные предприятия должны перечислить в бюджет. Так, например, при покупке автопоезда для международных перевозок и ввозе его на территорию России автотранспортник должен заплатить еще около 70% цены в виде налогов, пошлин, акцизов. При получении автомобиля на условиях лизинга суммарные фискальные выплаты превышают первый лизинговый платеж. При этом отечественная промышленность ("КамАЗ", "ЗИЛ") таких автомобилей не выпускает и в ближайшее время выпускать не будет.
В результате, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и таможенной статистики, на фоне шестикратного увеличения объема автомобильных перевозок внешнеторговых грузов доля российских перевозчиков в освоении этого объема сократилась с 75 до 25%.
Конечно же, у Минтранса были более важные задачи и масштабные планы, нежели защита интересов отечественных перевозчиков. Но они почему-то не реализованы до сих пор. Попытка создания знаменитого когда-то "контейнерного моста" от восточных портов через Транссиб и далее в Европу окончилась всего лишь пиаровской демонстрацией.
Не так давно многие стали свидетелями телевизионного диалога между министром транспорта и владельцем одной из крупнейших нефтяных компаний. Нефтяной магнат выразил недоумение тем, что, приобретая новейшие танкеры в Германии для последующей постановки на баланс компании и под российский флаг, он, раньше чем перевезти первую тонну нефти, получает от государства вместо благодарности полную программу фискальных изъятий.
Министр ответил в том духе, что его ведомство работает над проблемой учреждений так называемого "второго (международного) морского реестра". Но разговоры об этом реестре идут тоже десять лет. А российские суда продолжают уходить под иностранные флаги.
Речной флот, пережив номинальные реформы в эпоху массовой приватизации, законсервировался на следующие десять лет. Авиация потеряла все десять лет, отведенных ИКАО для подготовки к выполнению норм шумности. И те же десять лет были потеряны для структурных преобразований. Организация движения в городах и общественный городской транспорт и вовсе остались советскими. Это мы видим каждый день, как бы ни добирались на работу - в своей машине или на автобусах и троллейбусах. Нет реформ - нет порядка. Но если социальные последствия торможения реформы ЖКХ уже всем известны, то пассивность Минтранса - это социальная мина замедленного действия. И рвануть может в любой момент.