0
1556
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.02.2003 00:00:00

Граждане не заметили диктатуры закона

Олег Митрошенков

Об авторе: Олег Александрович Митрошенков - доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Социологического центра РАГС при президенте РФ.

Тэги: чиновник, закон, диктатура, произвол


Насколько эффективна проводимая в стране правовая политика, в какой степени она соответствует нормам демократической государственности и представлениям наших граждан о справедливом правопорядке? Исследование, позволяющее ответить на эти вопросы, недавно завершено в Социологическом центре Российской академии госслужбы при президенте РФ (руководитель работы - профессор Владимир Бойков). Материалом для анализа в основном стали результаты опроса населения (репрезентативная выборка - 1930 человек), проведенного в октябре 2002 г. Ранее подобного рода исследований в России не проводилось.

Жертвой преступности стал каждый четвертый

Массовое сознание противоречиво, и в оценках, полученных в ходе опроса, можно найти основания и для оптимистических выводов, и для весьма тревожных прогнозов. Исследование, например, зафиксировало, что, несмотря на трудности переходного периода, правовое пространство в нашем обществе расширяется. Из таблицы 1 видно, как россияне оценивают изменения в правовом положении населения, происшедшие за годы реформ (данные - в % от числа опрошенных).

Однозначно негативно оценивают эти перемены только 20,1% (преимущественно люди старше 40 лет). В то же время большинство опрошенных считают, что действующий в стране правопорядок в "основном" или "отчасти" обеспечивает основные права рядовых россиян (таблица 2).

Впервые за последние 5 лет количество респондентов, считающих, что регулирующие экономику законы "в основном исполняются", превысило 20%. Если к этому добавить мнение более чем четверти опрошенных о том, что "в основном исполняются" Трудовой кодекс РФ и другие законы, гарантирующие социальные права граждан (27,9%), и что в той или иной мере улучшается правопорядок в регионе (26,4) или в стране в целом (28,2), то можно говорить пусть о небольших, неуверенных, но все же сдвигах к лучшему. На этом фоне высоким остается уровень доверия президенту РФ Владимиру Путину: 77% граждан положительно оценивают его деятельность, направленную на укрепление законности и правового порядка в стране. Это говорит о том, что у реформ имеется значительный политический ресурс.

Впрочем, если интерпретировать приведенные выше данные в более широком контексте, то мы увидим, что проблем и трудностей в правовой сфере у нас гораздо больше, чем достижений.

Так, более 50% опрошенных ответили, что российским гражданам совершенно не обеспечивается защита от преступности, и 40% считают, что им обеспечивается лишь некоторая защита от нее.

Это мнение трудно назвать голословным, поскольку более четверти (!) респондентов (25,3%) стали в 2002 г. жертвами преступлений - краж, воровства, насилия, хулиганства и т.д. При этом лишь 28,1% из тех, кто обратился в правоохранительные органы, получили от них хотя бы небольшую помощь. Особо тревожный факт - распространение в сфере личной безопасности неформальных, теневых отношений, когда в поисках защиты или справедливости граждане вынуждены обращаться к людям, которые оказывают помощь негласно, за денежное вознаграждение. Причем "эффективность" теневых каналов оказывается в 4-5 раз выше, чем легальных.

Закон служит тем, у кого есть деньги

В коллективном мнении населения РФ о существующем в стране правопорядке сегодня доминируют представления о том, что государство состоит на службе у финансовой олигархии и высшей бюрократии (таблица 3).

Заметим, что суждения 195 экспертов (госслужащих, занимавших ответственные должности в органах исполнительной и законодательной власти), опрошенных нами в мае 2001 г., были даже более категоричными, чем приведенные выше данные массового анкетирования. А эти эксперты, безусловно, знают, о чем говорят.

Устойчивое мнение о недемократическом характере Российского государства подкрепляется целым рядом других опросов. Вот как, например, отвечали респонденты на вопрос о центрах сосредоточения государственной власти (таблица 4). Результаты, как видим, совершенно "не стыкуются" с номинальными основами конституционного строя РФ, а именно с разделением властей.

Неудивительно, что у 31% опрошенных первая реакция на действия властей - стремление держаться от них подальше. Понятно также, почему убийства государственных чиновников не вызывают у населения ни гнева, ни скорби. В общественном мнении России концентрация экономической и политической власти в руках нескольких бизнес-групп, судя по всему, является системной характеристикой государственного строя, который сложился в 1990-е гг. Формирование финансово-экономической базы этих групп осуществлялось нелегитимными с точки зрения общественного большинства способами. Приватизированная ими власть мало заинтересована в реализации принципов политического и экономического либерализма, поскольку всецело зависит от возможностей теневого доступа к механизмам государственного регулирования хозяйственной и финансовой систем. Это подтверждается, в частности, устойчивой тенденцией к укреплению административно-бюрократических начал (таблица 5).

Хотя выше мы отмечали позитивные изменения в оценках исполнения законов в РФ, лишь незначительное число людей видят в этих изменениях "утверждение диктатуры закона". Зато одновременно с усилением административно-бюрократических начал вновь обозначилась тенденция к росту дезорганизации (анархии) социальной жизни (это хорошо показало отсутствие тепла в домах сотен тысяч россиян по всей стране), что, на наш взгляд, вытекает из природы российской бюрократии, системной характеристикой которой является ее неискоренимая безответственность. Так, 51,1% респондентов полагают, что законы в стране не исполняются как раз из-за того, что должностные лица не несут за это никакой ответственности. Лишь 2,7% опрошенных согласны с тем, что в РФ "полностью соблюдается" такой фундаментальный принцип правового государства, как соблюдение законов органами самого государства, тогда как 29,3% считают, что он "совсем не соблюдается".

Очевидно, что существующая в настоящее время политико-административная система самодостаточна, носит самовоспроизводящийся характер и в этом качестве тормозит демократическое и социально-экономическое развитие страны.

Данные опросов показывают, что ценности солидарности, взаимности, консенсуса не обладают сколько-нибудь значимыми регулятивными функциями в российском обществе. В этих условиях формируется система неформального согласования интересов, прав и обязанностей, основанная, естественно, не на законе, а на коррупционных отношениях и "диком" лоббизме. Функции государственных институтов узурпируются разного рода кликами, которые не признают общепринятых норм гражданской и правовой культуры. Совокупность подобных клик образует сеть отношений, масштабы которой позволяют определить ее как "теневое государство". Это ставит под вопрос возможность трансформации российского социума в современное гражданское общество с развитой правовой культурой и становления в нем цивилизованного корпоративизма.

Табл. 1. Оценка изменений в правовом положении граждан за годы реформ

Положительно 8,4
В чем-то положительно, а в чем-то отрицательно 57,4
Отрицательно 20,1
Затруднились ответить 14,1

Табл. 2. Оценка уровня обеспеченности основных прав граждан (в % от количества опрошенных)

В основном Отчасти Нет Затруднились ответить
Политические права (свобода слова, создания общественных организаций, проведения митингов и т.д.) 30,1 43,4 15,7 10,8
Права личности (неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижений и т.д.) 17,8 51,2 26,3 4,7
Экономические права (на частную собственность, свободный выбор профессии, защиту от безработицы и т.д.) 15,1 47,0 31,6 6,3
Социальные права (на отдых, образование, медицинскую помощь и т.д.) 11,0 43,6 41,2 4,2
Гражданские права (на судебную защиту, охрану от преступлений и т.д.) 7,5 46,5 37,1 8,9

Табл. 3. Мнения респондентов о том, чьи интересы защищает действующая
государственная власть в России (в % от количества опрошенных)

Варианты ответов Май 2001 Октябрь 2002
Крупного финансового, торгового и промышленного бизнеса 46,9 56,4
Бюрократии (высших чиновников) 43,8 54,2
Президента и его ближайшего окружения 39,2 32,6
Пенсионеров 10,1 11,0
Малого и среднего предпринимательства 7,8 10,1
Военнослужащих 3,8 8,2
Рабочих государственных и частных предприятий 2,8 4,8
Интересы других 2,0 3,6
Крестьян 1,0 2,0
Ничьи интересы не защищает 12,6 9,7
Затруднились ответить 14,9 10,3

Табл. 4. Мнение населения о том, кто управляет государством (в % от количества опрошенных)

Обладают властью

Затруднились ответить

В большой или очень большой мере

В слабой или очень слабой мере

2001 2002 2001 2002 2001 2002
Крупные бизнесмены 64,2 77,8 17,9 11,3 17,8 10,9
Президент страны 72,4 72,4 16,8 20,5 10,8 7,1
Преступные группировки 63,0 63,0 15,4 18,5 21,6 18,5
Государственный аппарат (чиновники) 51,7 57,5 29,5 30,3 18,8 12,2
Руководители регионов 57,9 53,5 29,6 45,6 12,5 10,9
Федеральное правительство 52,6 44,9 30,0 39,6 17,4 15,5
Государственная Дума 30,9 36,0 50,8 26,5 18,3 14,2

Табл. 5. Оценки типа политического режима и правопорядка
в России (в % от количества опрошенных)

Варианты ответов 1998 2000 2002
Утверждается "диктатура" закона 2,2 8,8 10,9
Усиливается административный произвол чиновников 13,5 22,8 22,6
Единоличные решения высших руководителей 54,6 38,6 31,4
Царит анархия - - -
Другое
Затруднились ответить 10,8 11,3 20,8

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
508
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
541
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
225
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
333

Другие новости