Насколько эффективна проводимая в стране правовая политика, в какой степени она соответствует нормам демократической государственности и представлениям наших граждан о справедливом правопорядке? Исследование, позволяющее ответить на эти вопросы, недавно завершено в Социологическом центре Российской академии госслужбы при президенте РФ (руководитель работы - профессор Владимир Бойков). Материалом для анализа в основном стали результаты опроса населения (репрезентативная выборка - 1930 человек), проведенного в октябре 2002 г. Ранее подобного рода исследований в России не проводилось.
Жертвой преступности стал каждый четвертый
Массовое сознание противоречиво, и в оценках, полученных в ходе опроса, можно найти основания и для оптимистических выводов, и для весьма тревожных прогнозов. Исследование, например, зафиксировало, что, несмотря на трудности переходного периода, правовое пространство в нашем обществе расширяется. Из таблицы 1 видно, как россияне оценивают изменения в правовом положении населения, происшедшие за годы реформ (данные - в % от числа опрошенных).
Однозначно негативно оценивают эти перемены только 20,1% (преимущественно люди старше 40 лет). В то же время большинство опрошенных считают, что действующий в стране правопорядок в "основном" или "отчасти" обеспечивает основные права рядовых россиян (таблица 2).
Впервые за последние 5 лет количество респондентов, считающих, что регулирующие экономику законы "в основном исполняются", превысило 20%. Если к этому добавить мнение более чем четверти опрошенных о том, что "в основном исполняются" Трудовой кодекс РФ и другие законы, гарантирующие социальные права граждан (27,9%), и что в той или иной мере улучшается правопорядок в регионе (26,4) или в стране в целом (28,2), то можно говорить пусть о небольших, неуверенных, но все же сдвигах к лучшему. На этом фоне высоким остается уровень доверия президенту РФ Владимиру Путину: 77% граждан положительно оценивают его деятельность, направленную на укрепление законности и правового порядка в стране. Это говорит о том, что у реформ имеется значительный политический ресурс.
Впрочем, если интерпретировать приведенные выше данные в более широком контексте, то мы увидим, что проблем и трудностей в правовой сфере у нас гораздо больше, чем достижений.
Так, более 50% опрошенных ответили, что российским гражданам совершенно не обеспечивается защита от преступности, и 40% считают, что им обеспечивается лишь некоторая защита от нее.
Это мнение трудно назвать голословным, поскольку более четверти (!) респондентов (25,3%) стали в 2002 г. жертвами преступлений - краж, воровства, насилия, хулиганства и т.д. При этом лишь 28,1% из тех, кто обратился в правоохранительные органы, получили от них хотя бы небольшую помощь. Особо тревожный факт - распространение в сфере личной безопасности неформальных, теневых отношений, когда в поисках защиты или справедливости граждане вынуждены обращаться к людям, которые оказывают помощь негласно, за денежное вознаграждение. Причем "эффективность" теневых каналов оказывается в 4-5 раз выше, чем легальных.
Закон служит тем, у кого есть деньги
В коллективном мнении населения РФ о существующем в стране правопорядке сегодня доминируют представления о том, что государство состоит на службе у финансовой олигархии и высшей бюрократии (таблица 3).
Заметим, что суждения 195 экспертов (госслужащих, занимавших ответственные должности в органах исполнительной и законодательной власти), опрошенных нами в мае 2001 г., были даже более категоричными, чем приведенные выше данные массового анкетирования. А эти эксперты, безусловно, знают, о чем говорят.
Устойчивое мнение о недемократическом характере Российского государства подкрепляется целым рядом других опросов. Вот как, например, отвечали респонденты на вопрос о центрах сосредоточения государственной власти (таблица 4). Результаты, как видим, совершенно "не стыкуются" с номинальными основами конституционного строя РФ, а именно с разделением властей.
Неудивительно, что у 31% опрошенных первая реакция на действия властей - стремление держаться от них подальше. Понятно также, почему убийства государственных чиновников не вызывают у населения ни гнева, ни скорби. В общественном мнении России концентрация экономической и политической власти в руках нескольких бизнес-групп, судя по всему, является системной характеристикой государственного строя, который сложился в 1990-е гг. Формирование финансово-экономической базы этих групп осуществлялось нелегитимными с точки зрения общественного большинства способами. Приватизированная ими власть мало заинтересована в реализации принципов политического и экономического либерализма, поскольку всецело зависит от возможностей теневого доступа к механизмам государственного регулирования хозяйственной и финансовой систем. Это подтверждается, в частности, устойчивой тенденцией к укреплению административно-бюрократических начал (таблица 5).
Хотя выше мы отмечали позитивные изменения в оценках исполнения законов в РФ, лишь незначительное число людей видят в этих изменениях "утверждение диктатуры закона". Зато одновременно с усилением административно-бюрократических начал вновь обозначилась тенденция к росту дезорганизации (анархии) социальной жизни (это хорошо показало отсутствие тепла в домах сотен тысяч россиян по всей стране), что, на наш взгляд, вытекает из природы российской бюрократии, системной характеристикой которой является ее неискоренимая безответственность. Так, 51,1% респондентов полагают, что законы в стране не исполняются как раз из-за того, что должностные лица не несут за это никакой ответственности. Лишь 2,7% опрошенных согласны с тем, что в РФ "полностью соблюдается" такой фундаментальный принцип правового государства, как соблюдение законов органами самого государства, тогда как 29,3% считают, что он "совсем не соблюдается".
Очевидно, что существующая в настоящее время политико-административная система самодостаточна, носит самовоспроизводящийся характер и в этом качестве тормозит демократическое и социально-экономическое развитие страны.
Данные опросов показывают, что ценности солидарности, взаимности, консенсуса не обладают сколько-нибудь значимыми регулятивными функциями в российском обществе. В этих условиях формируется система неформального согласования интересов, прав и обязанностей, основанная, естественно, не на законе, а на коррупционных отношениях и "диком" лоббизме. Функции государственных институтов узурпируются разного рода кликами, которые не признают общепринятых норм гражданской и правовой культуры. Совокупность подобных клик образует сеть отношений, масштабы которой позволяют определить ее как "теневое государство". Это ставит под вопрос возможность трансформации российского социума в современное гражданское общество с развитой правовой культурой и становления в нем цивилизованного корпоративизма.
Табл. 1. Оценка изменений в правовом положении граждан за годы реформ |
|
Положительно | 8,4 |
В чем-то положительно, а в чем-то отрицательно | 57,4 |
Отрицательно | 20,1 |
Затруднились ответить | 14,1 |
Табл. 2. Оценка уровня обеспеченности основных прав граждан (в % от количества опрошенных) |
||||
В основном | Отчасти | Нет | Затруднились ответить | |
Политические права (свобода слова, создания общественных организаций, проведения митингов и т.д.) | 30,1 | 43,4 | 15,7 | 10,8 |
Права личности (неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижений и т.д.) | 17,8 | 51,2 | 26,3 | 4,7 |
Экономические права (на частную собственность, свободный выбор профессии, защиту от безработицы и т.д.) | 15,1 | 47,0 | 31,6 | 6,3 |
Социальные права (на отдых, образование, медицинскую помощь и т.д.) | 11,0 | 43,6 | 41,2 | 4,2 |
Гражданские права (на судебную защиту, охрану от преступлений и т.д.) | 7,5 | 46,5 | 37,1 | 8,9 |
Табл. 3. Мнения респондентов о том, чьи интересы защищает действующая |
||
Варианты ответов | Май 2001 | Октябрь 2002 |
Крупного финансового, торгового и промышленного бизнеса | 46,9 | 56,4 |
Бюрократии (высших чиновников) | 43,8 | 54,2 |
Президента и его ближайшего окружения | 39,2 | 32,6 |
Пенсионеров | 10,1 | 11,0 |
Малого и среднего предпринимательства | 7,8 | 10,1 |
Военнослужащих | 3,8 | 8,2 |
Рабочих государственных и частных предприятий | 2,8 | 4,8 |
Интересы других | 2,0 | 3,6 |
Крестьян | 1,0 | 2,0 |
Ничьи интересы не защищает | 12,6 | 9,7 |
Затруднились ответить | 14,9 | 10,3 |
Табл. 4. Мнение населения о том, кто управляет государством (в % от количества опрошенных) |
||||||
═ |
Обладают властью |
Затруднились ответить |
||||
В большой или очень большой мере |
В слабой или очень слабой мере |
|||||
2001 | 2002 | 2001 | 2002 | 2001 | 2002 | |
Крупные бизнесмены | 64,2 | 77,8 | 17,9 | 11,3 | 17,8 | 10,9 |
Президент страны | 72,4 | 72,4 | 16,8 | 20,5 | 10,8 | 7,1 |
Преступные группировки | 63,0 | 63,0 | 15,4 | 18,5 | 21,6 | 18,5 |
Государственный аппарат (чиновники) | 51,7 | 57,5 | 29,5 | 30,3 | 18,8 | 12,2 |
Руководители регионов | 57,9 | 53,5 | 29,6 | 45,6 | 12,5 | 10,9 |
Федеральное правительство | 52,6 | 44,9 | 30,0 | 39,6 | 17,4 | 15,5 |
Государственная Дума | 30,9 | 36,0 | 50,8 | 26,5 | 18,3 | 14,2 |
Табл. 5. Оценки типа политического режима и правопорядка |
|||
Варианты ответов | 1998 | 2000 | 2002 |
Утверждается "диктатура" закона | 2,2 | 8,8 | 10,9 |
Усиливается административный произвол чиновников | 13,5 | 22,8 | 22,6 |
Единоличные решения высших руководителей | 54,6 | 38,6 | 31,4 |
Царит анархия | - | - | - |
Другое | ═ | ═ | ═ |
Затруднились ответить | 10,8 | 11,3 | 20,8 |