Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам декабря прошедшего года. 62 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", А.Мирошниченко - "Независимая газета", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", А.Хазин - Республиканский центр развития предпринимательства, И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования".
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии и шкала оценки одинаковы для всех категорий, легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Одним из основных событий, оказавших влияние на декабрьский рейтинг, стало утверждение тарифов на услуги естественных монополий в текущем году. Правительство на специальном заседании полностью приняло предложения Минэкономразвития, что стало причиной заметного увеличения "веса" его главы Германа Грефа. Опасения высокой инфляции перевесили лоббистские усилия руководителей "Газпрома" и РАО "ЕЭС России" Алексея Миллера и Анатолия Чубайса. Несмотря на то что первый лоббировал 37-процентное увеличение цен на газ, они с начала года возросли на 20%. Еще меньше повезло Чубайсу - абонентская плата за электричество поднялась всего на 12%, и его рейтинг упал в большей степени, чем у Миллера. Также ухудшились позиции у руководителя Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового, который в определенной степени поддерживал "тарифные" предложения естественных монополий.
В номинации "профессионалов" на первое место после долгого перерыва вернулся министр финансов в ранге вице-премьера Алексей Кудрин. Декабрь стал для него исключительно удачным - во-первых, бюджет на 2003 год был окончательно одобрен Госдумой и Советом Федерации, во-вторых, Кудрин возглавил Национальный банковский совет, обладающий большими полномочиями по регулированию деятельности Центробанка.
В декабре возрос рейтинг еще у двух вице-премьеров - Виктора Христенко и Алексея Гордеева. Первому, по мнению наблюдателей, удалось одержать важную победу в борьбе за контроль над экспортом нефти. Дело в том, что Московский арбитражный суд признал законными некоторые решения правительственной комиссии по вопросам использования магистральных нефте- и газопроводов, возглавляемой Христенко. Гордеев методично расширяет полномочия возглавляемого им Минсельхоза по контролю над алкогольным рынком. В последнее время вице-премьер лоббирует создание федерального органа, контролирующего оборот алкогольной продукции. Соответствующие предложения в декабре были отправлены в администрацию президента.
В региональной номинации одним из факторов, влияющих на "вес" губернаторов, являются итоги выборов в органы местного самоуправления. Так, в декабре на выборах мэра в Новгороде внушительную победу одержал Николай Гражданкин, поддерживаемый губернатором Михаилом Прусаком. Как следствие - позиции последнего улучшились. Для Прусака это особенно важно, так как губернаторские выборы в области не за горами. Но наибольший общественный резонанс вызвали выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Здесь решалось, сможет ли губернатор Владимир Яковлев обеспечить себе большинство в петербургском парламенте, дающее ему возможность баллотироваться на третий срок. Этого не получилось, и рейтинг Яковлева снизился, но ненамного - оппозиции тоже не удалось добиться преимущества.
Положительную динамику рейтинга главы администрации Чечни Ахмада Кадырова можно связать с успешным проведением организованного им съезда народов республики. После него в Чечне началась подготовка к референдуму по Конституции республики и законам о выборах местных властных структур, а Госдума приняла постановление "О мерах по нормализации обстановки в Чеченской Республике".
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев не смог противодействовать принятию Госдумой и одобрению Советом Федерации поправок к Закону "О языках народов РФ", что могло привести к ухудшению его позиций. Теперь все российские республики могут использовать для своих государственных языков только письменность, основанную на кириллице, против чего особенно резко выступает Татарстан.
"Лидером повышения" по результатам проведенного исследования стал руководитель Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. В декабре он проявил беспрецедентную активность, направленную на либерализацию внутреннего финансового рынка. Она должна быть проведена до валютной либерализации и одной из своих целей имеет обеспечение малого, среднего и крупного бизнеса дешевыми и доступными кредитными ресурсами. В противном случае предстоящая валютная либерализация может привести к торможению развития российской банковской системы. В результате Тосунян поднялся в таблице сразу на 8 мест и вошел в группу "сильной эффективности".
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
В декабре 2002 г. |
В ноябре 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Волошин А.С. (администрация президента) | 4,23 |
4,17 |
2 | Фридман М.М. (холдинг "Альфа-групп") | 4,10 |
4,15 |
3 | Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") | 4,05 |
3,81 |
4 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,03 |
4,10 |
Сильная эффективность |
|||
5 | Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") | 3,98 |
4,12 |
6 | Ходорковский М.Б. (ЮКОС) | 3,96 |
4,05 |
7 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,81 |
3,75 |
8 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,67 |
3,70 |
9 | Миллер А.Б. ("Газпром") | 3,64 |
3,70 |
10 | Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") | 3,62 |
3,73 |
11-12 | Евтушенков В.П. (АФК "Система") | 3,60 |
4,01 |
11-12 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,60 |
3,46 |
13 | Вайншток С.М. ("Транснефть") | 3,48 |
3,46 |
14 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,41 |
3,43 |
15 | Потанин В.О. ("Интеррос") | 3,40 |
3,41 |
16 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") | 3,37 |
3,39 |
17 | Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") | 3,35 |
3,37 |
18 | Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) | 3,23 |
3,05 |
Средняя эффективность |
|||
19 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) | 2,85 |
2,77 |
20 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 2,83 |
2,87 |
21 | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,73 |
2,52 |
22 | Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) | 2,72 |
2,75 |
23 | Левицкий Н.В. (МХК "Еврохим") | 2,70 |
2,68 |
24-25 | Бородин А.Ф. (Банк Москвы) | 2,51 |
2,54 |
24-25 | Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) | 2,51 |
2,64 |
Средний рейтинг |
3,41 |
3,43 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
В декабре 2002 г. |
В ноябре 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,51 |
4,43 |
2 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,37 |
4,30 |
3 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) | 4,12 |
4,05 |
4 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,07 |
4,21 |
Сильная эффективность |
|||
5 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,98 |
4,07 |
6 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 3,96 |
3,98 |
7 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,90 |
3,87 |
8 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,87 |
3,91 |
9-10 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,85 |
3,71 |
9-10 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,85 |
3,71 |
11 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 3,82 |
3,87 |
12 | Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) | 3,48 |
3,50 |
13 | Титов К.А. (Самарская область) | 3,43 |
3,47 |
Средняя эффективность |
|||
14 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,81 |
2,79 |
15-16 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 2,61 |
2,51 |
15-16 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 2,61 |
2,63 |
17 | Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) | 2,57 |
2,63 |
18 | Кресс В.М. (Томская область) | 2,53 |
2,51 |
19-20 | Лапшин М.И. (Республика Алтай) | 2,43 |
2,40 |
19-20 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,43 |
2,43 |
21 | Говорин Б.А. (Иркутская область) | 2,39 |
2,33 |
22-24 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,34 |
2,38 |
22-24 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,34 |
2,36 |
22-24 | Егоров В.Г. (Калининградская область) | 2,34 |
2,33 |
25 | Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) | 2,28 |
2,23 |
Средний рейтинг |
3,24 |
3,22 |
Лоббисты-"профессионалы"
# |
Ф.И.О. |
В декабе 2002 г. |
В ноябре 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,53 |
4,45 |
2 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,45 |
4,49 |
3 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,41 |
4,32 |
4 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,23 |
4,05 |
5 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 4,12 |
4,18 |
6-7 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,10 |
4,15 |
6-7 | Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) | 4,10 |
4,05 |
Сильная эффективность |
|||
8 | Матвиенко В.И. (федеральное правительство) | 3,87 |
3,91 |
9-10 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,75 |
3,49 |
9-10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,75 |
3,77 |
11 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,70 |
3,74 |
12 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,39 |
3,27 |
13 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,33 |
3,30 |
14 | Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) | 3,28 |
3,30 |
15-16 | Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") | 3,20 |
3,24 |
15-16 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,20 |
3,15 |
17 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,12 |
2,67 |
18 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,08 |
3,10 |
19 | Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) | 3,06 |
3,07 |
20 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс Капитал") | 3,02 |
3,18 |
Средняя эффективность |
|||
21 | Лысяков А.А. (Совет Федерации) | 2,96 |
2,92 |
22 | Кулик Г.В. (депутат Госдумы) | 2,94 |
2,87 |
23 | Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) | 2,92 |
2,97 |
24 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,81 |
2,74 |
25 | Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) | 2,65 |
2,61 |
Средний рейтинг |
3,52 |
3,48 |
Агентство экономических новостей, 2003