О перспективах развития Кемеровской области рассказывает ее губернатор Аман Тулеев.
- "В Кузнецком районе имеются богатейшие залежи коксующегося угля, недалеко расположены руды... таким образом, здесь суммируются все данные для развития мощной промышленности, если будет обеспечен приток капиталов... Считаясь с неизбежной экономической депрессией Центра и Петрограда и с мощными факторами экономического развития Сибири, которая должна стать притягательным фокусом для иностранного капитала, можно достаточно оптимистично смотреть на перспективы развития Кузнецкого района. В общем, потребность в капиталах... на развитие Кузнецкого бассейна - около 1/2 миллиарда рублей золотом. Ценой такой небольшой затраты средств Россия сможет повысить выплавку чугуна до 400 миллиардов пудов".
Это написано в 1918 году известным русским экономистом профессором Гриневицким. Я бы только добавил в конце вопросительный знак. Можно ли сегодня, отмечая 60-летие Кемеровской области, оптимистично смотреть на перспективы ее развития?
- Прежде всего я бы хотел отметить, что Кемеровская область - это действительно кладовая полезных ископаемых, богатства которой мы еще только начинаем добывать. Кузбасс - один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Сегодня его экономика держится на трех китах - это уголь, металл, химия. В области развивается машиностроение, ведется большое жилищное строительство. Но все по порядку. Начнем с угля.
Как бы ни относиться к историческому наследию большевиков, невозможно отрицать значение плана ГОЭЛРО, реализация которого буквально вытащила Россию из исторической отсталости. Именно это обеспечило затем успехи индустриализации. Угольные регионы сыграли важнейшую роль и в обеспечении энергетической безопасности государства, особенно в войну. Вражеская оккупация значительной территории страны привела к потере 60% мощностей по добыче углей. В кратчайшие сроки эти потери были компенсированы за счет роста угледобычи на севере и востоке страны. На этой энергетической базе обескровленная фашистским нашествием страна в кратчайший срок совершила экономический и технологический прорыв, равного которому не было в истории. В 80-е годы мы вышли на 2-е место в мире по добыче угля.
Однако еще в конце 70-х годов появились в угольной промышленности симптомы кризиса. Одна из причин - резкий крен энергетики в сторону нефти и газа. Своего максимума - 425 миллионов тонн - добыча угля у нас достигла в 1988 году. А в 1991 году кардинально изменилась вся структура экономики. Сократилось военное производство - самое энерго- и металлоемкое. Лишними стали миллионы тонн угля и стали. В стране было закрыто 153 угледобывающих предприятия, из них 35 - в Кузбассе.
- Но ведь это "решение" принимали не плановые органы, таково было "веление" рынка, который теперь сам корректирует экономику, ориентируясь на спрос. И тут уж ничего не поделаешь, нам остается только благодарить Господа Бога, который обеспечил нас энергоресурсами и предоставил возможность выбора.
- На самом деле выбор делают люди, и, на мой взгляд, опрометчивый. К сожалению, у нас преобладающим стало мнение о нерентабельности угольной отрасли. Не спорю, уголь уступает газу и нефти пальму первенства в энергетике. Транспортировка нефти и газа дешевле, использование удобнее. Не последнюю роль играет и политика субсидирования экономики и населения за счет низких внутренних цен на газ, что не согласуется с рыночными законами. Необходимость соблюдения обоснованного топливно-энергетического баланса сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения.
На заседании президиума Госсовета РФ в Междуреченске президент страны признал необходимость перейти на рыночные цены на газ. Правда, постепенно. Уже к 2005 году соотношение цены на газ и уголь будет составлять 1:1,2 вместо нынешнего 0,6:1. И это объективная закономерность. Запасы нефти и газа в мире, включая нас, не столь уж велики. По экспертным оценкам, уже через 10-20 лет основным энергоисточником вновь станет уголь. Недаром уже сейчас ведущие страны мира свою энергетику ориентируют на уголь. Доля угля в топливно-энергетическом балансе в США составляет 52%, в Германии - 53%, Великобритании - 33%, Китае - 70%. В СССР она равнялась 60%. Сегодня же снизилась до 18%, зато на газ приходится аж 62%. Роскошь, которую не может себе позволить ни одна страна.
Закрывая шахты, реформаторы думали лишь о сиюминутной выгоде, забывая о том, что цены на энергоносители - вещь подвижная. Мы уже неоднократно наблюдали, как в течение буквально нескольких лет цена на нефть поднималась в 2-3 раза. То же самое может произойти с газом. И что тогда, будем кусать локти?
- Тем не менее область наращивает объемы производства угля и даже открывает новые шахты.
- Начиная с 1998 года Кузбасс увеличивает добычу угля. В 1999 году она составила 108,8 миллиона тонн, а уже в 2002-м - 131,7 миллиона. Ежегодный прирост - порядка 5%. Таких темпов Кузбасс не знал даже в лучшие советские годы. В последние пять лет открылись 15 новых шахт и разрезов плюс две обогатительные фабрики, строится еще 18 угольных предприятий.
В ходе реструктуризации более 93% особо убыточных и опасных производств было закрыто, что позволило увеличить производительность труда в отрасли на 75%. Достигнуто беспрецедентное для мировой практики снижение себестоимости угледобычи, которая сейчас не превышает 10 долларов за тонну. В 2003 году в отрасли завершается приватизация. Большинство угольных предприятий уже стало частными и входит в состав крупных промышленных холдингов, объединяющих угольщиков и металлургов.
Подчеркну: угольная отрасль первой и пока единственной в отечественной экономике прошла путь рыночных реформ от начала до того принципиального рубежа, за которым действительно нет возврата к старой системе хозяйствования - ни политически, ни экономически, ни психологически. Свои финансовые ресурсы отрасль сегодня формирует только за счет реализации производимой продукции.
- Но если возврата к старому нет, не опрометчиво ли наращивать объемы производства при нынешнем диспаритете цен на энергоносители: какой бы низкой ни была себестоимость кузбасских углей, их востребованность будут ограничивать транспортные издержки?
- При существующих тарифах МПС стоимость перевозки тонны угля на 2500 километров равна его прейскурантной цене. Сегодня лишь половина угля, отгружаемого из Кузбасса, направляется потребителям Западной Сибири на расстояние до 1500 километров. Остальное идет на Урал и в европейскую часть. До балтийских и черноморских портов - 4 тысячи и более километров. Основные потребители коксующихся углей находятся за 3200-3700 километров от нас. При перевозке энергетических углей потребителям Западной Сибири на расстояние 1500 километров транспортная составляющая колеблется от 35 до 41%. Для сравнения: при перевозке черных металлов в Сибирь транспортная составляющая в конечной цене всего 7%, до Москвы - 12,3%. Все это, разумеется, требует от МПС научно выверенной тарификации и тарифных льгот...
- Которые были в плановой экономике, но с которыми распрощались в условиях рынка. Но вы же сами говорили, что к старой системе хозяйствования возврата нет.
- Возврата нет, а выход есть. Если рассматривать уголь как полуфабрикат (или сырье) для производства металла и электроэнергии. Понятно, что возить его за тридевять земель смысла нет. Но таких богатых месторождений угля, как в Кузнецком бассейне, в европейской части страны нет. Говорят, если гора не идет к Магомету, тот может прийти к горе. Я хочу сказать, что экономическая выгода от строительства новых предприятий по производству металла и электроэнергии в Кузбассе очевидна.
В последнее время получают распространение новые технологии сжигания угольного топлива с предварительной газификацией, технологии получения жидкого топлива глубокой переработки угля. Эти технологии позволяют сначала из угля получать мазут, керосин, солярку, битум. Переработка добываемого сырья на месте и отгрузка полуфабриката или готового продукта могут существенно снизить транспортную составляющую.
В русле стратегии снижения стоимости транспортной составляющей весьма перспективной представляется реализация проекта "Метан", которым заинтересовался и президент РФ. Еще в 2000 году мы начали реализовывать эту целевую региональную программу по добыче метана из угольных пластов. Уже пробурено 8 экспериментальных скважин. Промышленная добыча метана начнется в 2005 году. Конечно, этот проект дорогостоящий. Часть денег мы вносим из областного бюджета, но в основном деньги должен вкладывать "Газпром". Что даст нам реализация проекта? Она принципиально изменит всю структуру экономики области. Из потребителя газа область превратится в его производителя и поставщика. Мы можем обеспечивать и собственные потребности, и потребности наших соседей. Это один из путей вывода региона на бездотационный уровень развития. Вот вам и программа развития других отраслей.
- Не менее перспективными, надо полагать, могут быть инвестиции и в другие базовые отрасли экономики. И прежде всего в металлургию. Производство и потребление стального проката в значительной степени определяют спрос на уголь. Как развивается металлургия региона, с какими проблемами сталкивается?
- В черной металлургии продолжает развиваться система международного разделения труда. Промышленно развитые страны стремятся закрепить за собой производство наиболее технологичной и дорогой продукции, оставляя развивающимся странам и России роль поставщика полуфабрикатов, металла с низкой добавленной стоимостью. Это вызвано не только экономическими, но и экологическими причинами - развитые страны стремятся вывести со своей территории грязные энерго- и материалоемкие производства. Такая политика позволяет им оставлять в качестве стратегического резерва свои природные богатства. При этом многие страны вводят квоты на поставку высокотехнологичных видов продукции, а США ввели ввозные пошлины, которые практически закрыли доступ для российского проката на их рынок.
Если такая ситуация сохранится, уже в ближайшее время как минимум 3,5 миллиона тонн стали могут оказаться на внутреннем рынке, что приведет к падению цен и снижению рентабельности. А поскольку конкурентоспособность нашего металла во многом определяется стоимостью услуг отраслей-монополистов - энергетиков, железнодорожников, - потребуется вмешательство правительства. Считаю, что в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировых рынках правительство должно установить пределы роста цен и тарифов на 3-4 года на продукцию и услуги естественных монополистов - энергетиков, железнодорожников, газовиков.
Особое значение для развития металлургии имеет создание государством условий для опережающего развития отраслей, потребляющих наш металл. В частности, прогнозируемый рост производства автомобилей в 2 раза к 2010 году может привести к увеличению потребления металлопроката на 2 миллиона тонн, замена изношенных труб в коммунальном хозяйстве - на 1,5 миллиона тонн.
- Это, в свою очередь, требует модернизации производства, внедрения новых технологий...
- Ускоренная реконструкция основного производства становится для нас приоритетом. Это тем более актуально, если учесть, что наш ближайший сосед Китай, куда мы направляем до 70% экспорта металлопроката, к 2005 году вводит четыре новых металлургических завода, каждый из которых - как Запсиб. Поэтому мы реализуем Программу стратегического развития этого комбината до 2010 года. Недавно здесь заработала уникальная машина непрерывного литья заготовок знаменитой фирмы "Даниели" (Италия) производительностью 1,2 миллиона тонн стальной заготовки в год. Таких машин в мире всего пять. При этом на каждой тонне разливной стали экономится порядка 100 килограммов металла, который раньше уходил в отходы. На комбинате появятся еще три подобных машины.
На заводе "Кузнецкие ферросплавы" ввели единственную на всем постсоветском пространстве установку по выпуску микрокремнезема. Этот материал используется в строительстве тоннелей, мостов. На старейшем Гурьевском металлургическом заводе - новую мартеновскую печь. Список можно продолжить. А всего на освоение новых технологий мы только в прошлом году потратили 1,5 миллиарда рублей. Новые мощности дали 1000 рабочих мест. А бюджет от этого получит прибавку в 200 миллионов налоговых рублей.
- Упомянутый профессор Гриневицкий приводит такие данные. В 1908 году доля зарплаты в 1 тонне стали (и угля) в России составляла 29%. В СССР зарплата металлургов составляла порядка 13%. Примерно такую же долю получали шахтеры. Но при этом они получали бесплатное жилье, было бесплатное образование, здравоохранение, путевки в лучшие здравницы. А теперь? Почему в Америке плата за труд на порядок выше, чем у нас?
- Прежде всего потому, что эффективность работы у них в угольной отрасли в 11 раз превышает нашу.
- Тем не менее, по расчетам академика Дмитрия Львова, в РФ на 1 доллар зарплаты производится продукции (ВВП) на 4,6 доллара. В то время как в США - только 1,7 доллара. Это означает, что наш рабочий, если сравнивать его с американским коллегой, получает лишь треть того, что зарабатывает.
- Низкая зарплата становится тормозом для развития экономики. Чтобы увеличить вдвое производство автомобилей, прежде всего надо увеличить зарплату, иначе некому будет их покупать. Мы говорим о рыночных механизмах и рыночных ценах, а на самый главный товар - на рабочую силу - рыночные цены не установились. Правда, в последние четыре года зарплаты у нас в регионе выросли примерно в 2,2 раза, и сегодня средняя зарплата шахтеров - 5,5 тысячи рублей в месяц. В то же время в газовой промышленности средняя зарплата составляет 15,5 тысячи рублей, в нефтеперерабатывающей - 14,5 тысячи. В целом по размеру зарплаты в отраслях угольщики сегодня находятся никак не выше 6-го места.
Что касается льготного жилья, здравоохранения, мы стараемся всю эту систему социальных гарантий восстановить. Да, схема финансирования строительства в условиях рынка изменилась, за жилье теперь приходится платить. Но мы в Кузбассе предоставляем льготные займы на строительство и приобретение жилья. Работникам бюджетной сферы мы выдаем кредит на 10 лет под 6% годовых. Ни один банк под такие проценты денег не выдает. И, естественно, по количеству займов наша область, по данным Госстроя, занимает 1-е место в Западно-Сибирском регионе и 2-е в Российской Федерации (после Башкортостана). Немаловажную роль играет и низкая цена строительства. Средняя цена квадратного метра жилья в Кемеровской области в 2002 году составила 7000 рублей. И цена на хлеб в регионе одна из самых низких в стране. Жители области уже привыкли к тому, что булка хлеба в области самая дешевая в Сибири - 4 рубля 80 копеек. Такой стабильности цен на хлеб нет ни в одном регионе России.
Все это способствовало созданию в регионе нормальной, деловой обстановки. Кузбасс перестал быть пугалом, очагом смуты и протеста. Прошло время, когда регион у всех ассоциировался с шахтерскими забастовками, рельсовой войной. Бастующий регион стал созидательным. Он готов развиваться, расти, работать. Он ждет инвестиций.
Об инвестиционной политике Кузбасса рассказывает Игорь Коробецкий, начальник департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства администрации Кемеровской области:
- Мы считаем, что помимо создания соответствующего климата для крупного бизнеса существенный приток инвестиций может обеспечить продуманная система поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.
У себя мы сделали ставку на развитие малых производств. Сейчас здесь работают 170,0 тысячи человек, на 2% больше, чем в прошлом году. В 2002 г. ими выпущено товаров и услуг на 15 миллиардов рублей, что на 25% больше, чем в предыдущем году. В результате на развитие экономики области направлено более 1 миллиарда рублей (6% от инвестиций в основной капитал по области). Строительными предприятиями освоено 35,2% инвестиций, промышленными - 32,3%, предприятиями торговли и общественного питания - 11,1%. Субъектами малого предпринимательства уплачено налогов во все уровни бюджетов в 2002 году 2,5 миллиарда рублей, что на 6% больше предыдущего года и занимает в общем объеме налоговых поступлений 11%.
Но как ускорить развитие малого предпринимательства? Как сделать так, чтобы оно, как в развитых странах, стало решающим фактором в экономике Кузбасса?
Мне довелось побывать в Австралии и посмотреть, как там пестуют начинающих бизнесменов. И кредиты льготные, и бизнес-планы им готовые предлагают. А не справился с бизнесом, разорился, так государство его убытки из его налогов вычитает. Поэтому им не страшно начинать бизнес.
У нас иначе. Помощи от федерального бюджета ждать не приходится, областной же не в состоянии выделить необходимых малому бизнесу 700-800 миллионов рублей инвестиций. Вот и выходит, что мы, как всегда велось на Руси, должны быть как "голь на выдумки хитра". Нам нужен свой путь развития малого бизнеса, с учетом наших условий. И мы нашли этот путь!
Прежде всего мы провели оценку всех инвестиционных достоинств территорий, на которых расположен малый бизнес, разбив их на три группы.
1-я группа: крупнейшие города - Новокузнецк и Кемерово. В них мы делаем ставку на взаимодействие с крупным бизнесом. Например, сокращают рабочие места на КМК. Мы говорим: отдавайте свои "лишние" фонды и оборудование для создания сети малых предприятий. Они позволят вашим бывшим рабочим начать собственный бизнес. Но чтобы его открыть, мало одного желания, даже подкрепленного материально. Нужно еще найти потребителя своей продукции. И здесь мы подключаем бывших работодателей. Тот же КМК приобретает за пределами Кузбасса комплектующих, расходуемых материалов на многие десятки миллионов. А ведь все это можно делать и на местных малых предприятиях. При этом один работник, организовавший свой бизнес, может дать работу еще пятерым-шестерым своим товарищам, сокращенным с большого предприятия.
2-я группа: транспортные ворота Кузбасса. Федеральные и областные автодороги области должны иметь современную сервисную сеть. По дорогам текут деньги, и наша задача - остановить их в Кузбассе. Юрга, Мариинск, Белово, Таштагол - вот первые территории, на которых должны быть созданы современные центры отдыха для проезжающих по дороге. Каждый из них включает АЗС, автосервис, мойку, парковку, мотель, рестораны, кафе быстрого питания, зоны отдыха и восстановления, детские комнаты и площадки, медпункт. Реализация этого проекта требует немалых денег. Поэтому мы планируем привлечь к этому финансовые группы, муниципалитеты, предпринимателей. Следует централизованно проектировать, строить такие сервис-центры и передавать их в лизинг местным предпринимателям. Вот вам и рабочие места, и наполнение местных бюджетов, и здоровые, и сытые водители на дорогах.
3-я группа: малые города и поселки, где нет ни крупных предприятий, ни больших дорог. Мы считаем, что те средства, что запланированы в областном бюджете на поддержку предпринимательства, должны направляться приоритетно в эти территории. Но не как подарки, а на долевое участие в местных проектах. В таких территориях следует прежде всего обратить внимание на те природные ресурсы, которые там имеются. Где грибы да ягоды, где рыбалка классная и лесные красоты, где горно-лыжные трассы и бурные реки для туристов. Край наш очень богат, только нужно с умом пользоваться этими богатствами.
Таким образом, задача администрации области в том, чтобы помочь определить инвестиционные преимущества территорий, подготовить комплексные инвестиционные проекты, привлечь для их реализации крупные финансовые и инвестиционные группы. Именно эти задачи мы и решаем сегодня.