-Леонид Григорьевич, как бы вы охарактеризовали принятое решение о выводе с Балкан в течение этого года российского миротворческого контингента?
- В первую очередь это очередной виток геополитического отступления России. Москва уже добровольно отдала Соединенным Штатам все постсоветское пространство. И вот теперь уход с Балкан и вообще с миротворческого поля. Как заявляют российские официальные лица, это решение связано с необходимостью экономии финансовых средств. Конечно, экономить нужно, и этот тезис вряд ли стоит оспаривать. Однако статус Отечества в иерархии сообщества государств напрямую связан отнюдь не только с текущими расходами на миротворческий процесс.
- Уход с Балкан - очередная неудача миротворческих усилий России?
- Почему, например, Украина, Пакистан, Нигерия и другие страны, менее мощные в экономическом плане, чем Россия, настойчиво бьются за место в мировом миротворческом процессе, стремятся занять в системе международного сообщества более высокую геополитическую нишу? У нас же решения об участии или неучастии российских миротворцев в операциях ООН фактически принимаются на уровне Генерального штаба, где с приходом к руководству генерала Анатолия Квашнина давно разучились мыслить стратегически. Именно поэтому мы отказались от военно-морской базы Камрань во Вьетнаме и разведывательного центра Лурдес на Кубе. Сегодня налаженный процесс отбора и подготовки миротворцев, организация руководства контингентами, преемственность опыта, отработанная методика взаимодействия с миротворцами других стран - все выброшено на свалку во имя личной интриги начальника Генштаба.
- Как наши миротворцы зарекомендовали себя в Косово?
- Из личной служебной практики знаю, что российский десантник-миротворец являлся образцом мужества, справедливости, беспристрастности и выдержки для контингентов всех других стран мира - участников той или иной операции ООН. Это не только мое личное наблюдение, это всеобщее признание. При выезде на патрулирование у натовцев поднимался дух, когда в состав патруля включались российские ребята.
- Получается, все усилия напрасны?
- В июне 1999 года наши десантники своим дерзким броском в Приштину вернули России международный престиж, утраченный после серии предательств и ошибок. Если бы российское руководство имело хорошо разработанную стратегию продвижения и защиты национальных интересов в регионе, а наша дипломатия четко определилась с силами на пространстве Балкан, которые следует поддерживать России, ситуация могла бы быть иной. Миротворческий контингент пришлось бы не выводить, а усиливать. Увы, можно только констатировать, что на Балканах у России союзных сил нет - одних она предала, другие сами отвернулись, не веря в нее, третьих перекупили то ли американцы, то ли немцы. Вот такая бухгалтерия "а-ля Квашнин".
Свое мнение "НГ" по этой проблеме высказал и председатель комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев:
- Вывод российских миротворцев из Косово не стал внезапностью для комитета по обороне Государственной Думы. О необходимости подобного шага мы говорили уже давно. Миротворческий контингент в Косово не имеет конкретной задачи. Его нахождение там не обусловлено необходимостью. В то же время под российским флагом проводились и проводятся действия, которые не отвечают интересам Российской Федерации. Сегодня в зоне нахождения российского миротворческого контингента процветают торговля наркотиками и проституция. Что касается сербского населения, то оно фактически депортировано из автономного края. Что касается возможных консультаций о выводе наших миротворцев с Балкан с комитетом по обороне Госдумы, то напомню: в соответствии с Конституцией Российской Федерации применение Вооруженных сил за пределами России относится к компетенции Совета Федерации. Государственная Дума участвует в решении подобных вопросов в части их финансирования при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета на текущий год.