Американский взгляд на международную политику и внешняя политика США по-прежнему определяются воздействием терактов 11 сентября 2001 года. Эти атаки бросили мощную тень на различные направления развития в истекшем году, предопределяя повестку дня Вашингтона и оказывая сильное воздействие на его внешнюю и оборонную политику. В день 11 сентября для администрации Буша закончилась эпоха после холодной войны и началась новая - эпоха терроризма.
Одно из явных проявлений этого - чрезвычайная озабоченность проблемой внутренней безопасности. Эта озабоченность для Америки практически полностью в новинку. 11 сентября выявило ее уязвимость перед террористами, и администрация Буша столкнулась со всеобщим требованием эту уязвимость уменьшить. В 2002 году центральным элементом этой попытки стало принятие важнейшего законодательного пакета по созданию крупного нового ведомства - Министерства внутренней безопасности, в задачу которого входит повышение уровня защиты от террористов и совершенствование способности реагировать на возможные теракты.
Еще одним направлением американской политики в области безопасности стала поимка, захват или уничтожение членов террористических организаций. Особый акцент ставится на ликвидации активистов "Аль-Каиды", в особенности тех, кто, возможно, сыграл какую-либо роль в терактах 11 сентября.
Внешнеполитические интересы Вашингтона также претерпели существенные изменения после 11 сентября. Те страны, что раньше не представлялись важными для Соединенных Штатов (например, Афганистан, Узбекистан и Йемен), а также страны, значимость которых для США резко снизилась после холодной войны (Пакистан и Россия), теперь приобрели первостепенную роль в контексте войны с терроризмом. Два года назад никто и представить не мог, что администрация Буша по уши завязнет в Афганистане и будет вовлечена там в государственное строительство - деятельность, к которой президент Буш не единожды выражал свое глубокое презрение.
Наиболее значимой и противоречивой международной проблемой для Соединенных Штатов стало - начинать или нет превентивную войну против Ирака. Для Буша эта война является всего лишь логическим продолжением войны против терроризма. Американская администрация опасается возросшего стремления Саддама Хусейна завладеть оружием массового уничтожения (ОМУ), которым тот может поделиться со своими друзьями из числа международных террористов. Соответственно она оказалась всецело поглощена исходящей из Ирака угрозой и приложила огромные усилия, чтобы обосновать необходимость войны и подготовиться к войне, наращивая ВС США в Персидском заливе.
Многие месяцы казалось, что администрация Буша намеревалась начать эту войну в одностороннем порядке, без широкой международной поддержки или санкции ООН. И в самом деле, некоторые деятели в Вашингтоне открыто выражали свое презрительное высокомерие по отношению к идее о том, что США должны предоставить ООН возможность влиять на выбор администрации Буша по данному насущному национальному приоритету.
В конце концов президент Буш решил действовать через ООН и тем самым минимизировать дипломатический ущерб от своей политики по отношению к Ираку. Это привело к возвращению военных инспекторов ООН в Ирак. Однако сам вопрос о войне пока остается в подвешенном состоянии.
На первое место в числе главных стратегических вопросов 2003 г. выходит дилемма: решит ли администрация Буша использовать угрозу войны против Ирака как переходный мостик к нападению либо все-таки предпочтет обратить эту угрозу в приемлемое дипломатическое решение. Наиболее умные головы в Вашингтоне предпочитают не ставить на то, что войны не будет.
В принятой в сентябре прошлого года новой Стратегии национальной безопасности США провозглашена приверженность к обеспечению американского превосходства "вне досягаемости" для других и выстраиванию на этой основе внешней политики страны. В документе также просматривается скептицизм в отношении контроля над вооружениями и делается ставка на односторонний подход при столкновении с серьезными угрозами.
Наконец, самый дискуссионный момент - провозглашение развернутой доктрины превентивной войны, предусматривающей, что США не потерпят, чтобы враждебные государства приобретали ОМУ, и декларирующей готовность применить силу для пресечения возникновения угроз, исходящих от ОМУ. Эта доктрина четко подходит к нынешнему кризису с Ираком, она может также подвергнуться серьезной проверке в Северной Корее, правительство которой открыто признало наличие программы производства ядерного оружия.
В ядерных делах администрация Буша неустанно совершает революцию. Подготовленный ею год назад Обзор структуры ядерных сил предусматривает возможность возобновления американских ядерных испытаний в целях повышения возможности уничтожать скрытые или мобильные цели. В нем открыто говорится о сдерживании по отношению к врагам Америки, в том числе тем нескольким государствам, на которых эта угроза по идее не должна распространяться в силу их принадлежности к Договору о нераспространении ядерного оружия.
В обзоре однозначно заявляется, что Соединенные Штаты могут нанести ядерный удар в ответ на атаки с применением химического и биологического оружия. Обзор вывел противоракетную оборону на центральное место в американской политике по отношению к формирующемуся стратегическому пространству. Недавно президент Буш официально объявил, что США намерены незамедлительно приступить к развертыванию противоракетной установки на Аляске. Таким образом, без лишнего шума идет преобразование стратегического пространства.
Движущая сила нынешней американской политики проявляется в одном простом факте: президент Буш рассматривает себя как военного президента и полагает, что его место в истории будет определяться его успехом или поражением в войне против терроризма.