- Геннадий Николаевич, раньше в Госдуме доминировали левые силы, теперь здесь тон задают центристы. С каким парламентским большинством вам как спикеру легче работать?
- Политическая конфигурация в нижней палате парламента менялась, по сути, на протяжении трех лет. Когда нынешний состав Госдумы начинал свою работу, действовала временная коалиция, в которую входили и коммунисты, и "Единство", и "Народный депутат". Я понимал, что этот союз непрочен и рано или поздно даст трещину. Что и произошло спустя год. После этого прошел передел комитетов, сопровождавшийся большими скандалами. Создалась коалиция центристов, "четверка", как они ее называют. Конечно, у правительства в Думе появилась надежная депутатская база, поскольку они могут собрать как минимум 232 голоса, а если постараются - то и больше. Правительство и не стесняется говорить, что все основные законы они теперь обсуждают в рамках этой коалиции, по поводу чего я сделал замечание Михаилу Касьянову, ведь кабинет министров должен работать со всеми думскими фракциями. Отдавать предпочтение "четверке", тем более когда речь идет о федеральном бюджете, несправедливо.
Вместе с тем до выборов остался лишь год, и ситуация, очевидно, начинает опять меняться. Сегодня уже и в центристской коалиции есть трещины. К примеру, когда шло обсуждение кандидатур от Госдумы в Национальный банковский совет, туда прошел лишь один человек - Павел Медведев. А кандидатуры других представителей, в том числе и оппозиции - к примеру, Сергея Глазьева, провалились. Кроме того, когда обсуждался закон, вносящий поправки в жилищно-коммунальное законодательство, он не набрал нужного количества голосов. Несмотря на уверения лидера ОВР Вячеслава Володина в том, что этот закон будет обязательно принят. Причины произошедшего вполне понятны. За год до выборов те депутаты, которые избирались по одномандатным округам, не будут жестко выполнять партийную дисциплину. Им это невыгодно. Поэтому и "Народный депутат", и "Регионы России" часто голосуют не так, как решило руководство коалиции. И чем ближе выборы, тем чаще такие случаи будут возникать в Госдуме. Поэтому правительство должно работать с депутатами более гибко, тщательно выверяя любой закон, консультируясь не только с центристской "четверкой", но и с другими фракциями. Ведь перестановка акцентов в Думе далеко не завершена.
- Недавно вы заявили, что ваша Партия возрождения России является соперником КПРФ и будет стремиться разрушить НПСР. Каким образом вы собираетесь это реально осуществлять?
- Я не говорил, что мы стремимся разрушить НПСР и будем работать против КПРФ. Действительно, очень много сторонников Компартии хотят работать с нами. Это естественно, что они отдают предпочтение нашей программе, нашим идеям. К нам в партию идут те, кто уходит из КПРФ. В своих заявлениях они пишут, что не состоят в других партиях. И главная проблема здесь - в лидере Компартии. Геннадий Зюганов из демократа превратился в автократа. В основополагающем партийном принципе демократического централизма его слух больше ласкает слово "централизм". Он всегда хотел руководить всем только сам. Он не прислушивается к чужим мнениям, хотя его точка зрения часто бывает ошибочной. С таким стилем руководства сегодня не согласны как многие первые секретари, так и партийный актив, и рядовые коммунисты.
Что касается НПСР, то мы официально обратились с заявлением, что движение "Россия" уходит из Народно-патриотического союза. Причину этого мы тоже объяснили. Дело в том, что Геннадий Зюганов ведет против нас постоянную публичную работу через газеты "Завтра" и "Советская Россия". Эти издания постоянно ругают нашу партию и ее лидера. Это уже не союзнические отношения. И мы прямо сказали, что надо быть честными по отношению друг к другу. Если вы сами разрушаете коалицию в НПСР, то это спрос с вас, а не с нас. Но мы не можем работать в таком сообществе, где нас поливают грязью.
- А в КПРФ думают о смене лидера?
- Этот вопрос там давно обсуждается, но, к сожалению, чаще шепотом. Потому что сегодня в руках Геннадия Андреевича будущий избирательный список. Это тот угол, которым можно многих привести в состояние покорности, когда говорят: будешь выступать - не попадешь в список. Если человек десять лет является генсеком партии, он, естественно, бронзовеет. Но Геннадий Андреевич считает, что он пожизненно приватизировал КПРФ. Пытаясь сохранить свой пост, он пускает в ход все: интриги, конфиденциальные встречи, уговоры, обещания... Он прекрасно освоил механизм дворцовых интриг.
- То есть смена лидера КПРФ практически невозможна и партия будет вырождаться?
- Я думаю, да. Потому что линия, которую сегодня ведет Зюганов, приводит как раз и к поражениям, и к вырождению партии. Это понимают очень многие коммунисты, но вместе с тем они ничего не могут сделать. Но если бы сегодня провести закрытое голосование по рейтингу Геннадия Андреевича даже внутри состава ЦК КПРФ, то объективная картина была бы видна. Но на это никто не пойдет, потому что он таких вещей просто не допустит. Ведь даже на пленумах КПРФ выступающие фильтруются. Заранее известно, кто по какой теме будет выступать, кого будет громить, а кого хвалить.
- Видимо, вам придется бороться не только с КРПФ, но и с "Единой Россией"?
- Ну, я думаю, нам со многими придется бороться. Наверное, часть избирателей центристов будут на нашей стороне, поскольку "Единая Россия" - это по большому счету партия чиновничья. Конечно, чиновники - народ очень важный и нужный, но так строить партию нельзя. Это уже все понимают. Потому что самое главное у партии - это принцип добровольности, и если "Единая Россия" будет и дальше нажимать на административные рычаги, то в критический момент это все может просто лопнуть. Такой пример уже у нас был с "Нашим домом - Россия", ее тоже на чиновничьем ресурсе выстраивали. Но не стало премьер-министра, который возглавлял партию, - не стало и самой партии.
Я в хороших отношениях в Борисом Грызловым, мы с ним эту тему тоже обсуждали. Он оказался в щекотливом положении. Это вообще странная структура, когда лидер партии не является ее членом. Это просто большая панама. Я не очень представляю, как это все будет функционировать и что такое "я буду заниматься партийными делами во внеурочное время". Министр внутренних дел всегда мобилизован, у него всегда могут возникать ситуации, связанные с его работой, поэтому выделять "свободное время" на партию ему будет очень трудно. Я по-товарищески высказал свое сочувствие Грызлову. Мне кажется, что это тактический просчет "Единой России".
- А как вы оцениваете сам факт того, что министр, возглавляющий партию, сможет использовать свои административные рычаги?
- Это тоже настораживает, потому что МВД - все-таки военная организация. Дан приказ, все сказали "Есть!" и пошли, куда им приказали. Но я убежден, что в органах внутренних дел тоже работают политически сознательные люди и они прекрасно понимают, что им запрещается заниматься партийной работой, агитировать за собственную партию. Это та структура, где каждый день работают и с коммунистами, и с правыми, и с кем угодно, потому что они работают с гражданами. Что же это за принцип такой: если ты в моей партии, я тебя не оштрафую за неправильную езду, а если ты не моей партии, я с тебя семь шкур сниму?
- Вернемся к вашей партии. Вы называете ее структурой социальной направленности. Но сегодня почти каждая партия, которая хочет пройти в Думу, называет себя "социальной". Хватит ли им всем места на политическом поле?
- Я бы очень хотел, чтобы все партии нас услышали. Потому что мы не просто заявили о том, что мы партия социальной направленности, мы конкретно называем себя партией 7-й статьи Конституции. Есть такая хорошая статья в нашей Конституции, которая, к сожалению, пока не работает. Поэтому всю программу нашей партии мы как раз строили на том, чтобы показать, что нужно сделать государству, чтобы она заработала. И люди поддерживают эту программу. Что касается других партий, которые тоже делают отдельные разделы по социальной политике, то мы подготовили для них специальный меморандум, который будет широко обсуждаться. Мы приглашаем все партии за круглый стол. Чем больше будет сторонников реализации 7-й статьи Конституции, тем быстрее мы к этой цели придем. Я бы хотел подчеркнуть, что мы не будем состязаться, кто из партий главнее, кто впереди. Для нас самое главное - результат, чтобы повернуть всю государственную политику на строительство именно социального государства, как было провозглашено в Конституции.
- Могут ли способствовать эти межпартийные мероприятия созданию какого-то партийного блока?
- Вряд ли здесь речь идет о блоке. Но мы можем реально реализовывать наши идеи, скажем, через Госдуму. Только после следующих выборов. Мы надеемся, что представители Партии возрождения России будут в парламенте, и здесь уже можно предметно работать с депутатами других фракций, которые тоже написали свои социальные разделы. Насколько искренне другие партии хотят возвращать Россию в лоно социального государства, как раз и покажут межпартийные консультации и переговоры. Но и правительство должно пересмотреть свою политику. Ведь, к сожалению, оно вспоминает о социальных вопросах лишь тогда, когда начинается очередной скандал с невыплатой зарплат, с недостаточностью пенсий, когда нужно лишить прав по льготам при оплате за жилье и так далее. Вот тут-то наши министры и начинают произносить слово "социальный". А нужно от премьера до каждого министра принципиально поставить вопрос, как любой закон связан с социальными последствиями. Это должно быть основой всей политики правительства. А если еще и депутаты будут такую же линию проводить, то можно сдвинуть дело с мертвой точки. России, по нашим подсчетам, не надо проходить путь длиною в 30 лет, чтобы стать социальным государством, как это было, скажем, в Финляндии. Мы могли бы этот путь пройти и за 10 лет.
- Считается, что социальная направленность - это все-таки какая-то популистская марка, что такие партии просто не хотят накануне выборов заниматься непопулярными мерами. Кто, например, должен в этой ситуации стать партией реформ?
- Реформа ради гражданина имеет очень большие социальные последствия, поэтому в первую очередь надо смотреть, как это реформирование отразится на той или иной категории людей. Ну как правительство может вести разговоры о том, чтобы с 2008 года перейти на стопроцентную оплату жилья? Неужели там не знают, что больше 40 процентов граждан России живут за чертой бедности? Сегодня для правительства главное - хорошие показатели. А если бы зафиксировали, что 43 процента россиян живут за чертой бедности - это точка отсчета для правительства. Если через год цифра остается такой же или растет, кабинет министров добровольно уходит в отставку. Значит, он неспособен снижать этот уровень. Вот если мы сегодня четко скажем, что каждый год число людей, живущих за чертой бедности, будет снижаться на 10 процентов, тогда будут эффективное правительство и эффективный парламент.
Бедность стала просто российским пороком: богатейшая по природным ресурсам страна мира фактически живет в нищете. Это ничем не объяснить. Надо просто поставить цель борьбы с бедностью. Вот президент в своих посланиях каждый год бы говорил: сегодня у нас 43 процента граждан живут за чертой бедности, задача правительства - чтобы к следующему моему посланию их было 35 процентов. Тогда бы мы все-таки заставили власти повернуться к этой теме лицом. Какая же может быть жилищная реформа, когда людей просто напугали? Мы год заканчиваем, а рост задолженностей по зарплате растет. У нас сегодня по сравнению с октябрем суммарная задолженность увеличилась на 1,1 процента и составила 35 миллиардов 813 миллионов рублей - это долг по зарплате. Скажем, долг федерального Центра составил 722 миллионов рублей, а в производственных отраслях за месяц вырос до 422 миллионов рублей. Это очень тревожная тенденция к концу года. И то, что у нас во внебюджетной и бюджетной сферах сегодня накопилось 35 миллиардов рублей долга, это тоже плохой сигнал. Значит, с кризисом еще не покончено. На Камчатке, например, уже три месяца коммунальщики не получают зарплату...
- Начнутся ли такие непопулярные реформы, как реформа ЖКХ и РАО "ЕЭС", перед выборами?
- Реформу ЖКХ нельзя назвать непопулярной. Ведь понятно, что в ЖКХ накопилось огромное количество проблем. Но ничего не надо делать в спешке. Вот почему, скажем, те же законы, которые меняют систему органов местного самоуправления, до сих пор не внесены в Думу, хотя они уже целый год обсуждаются? И почему бы закон о ЖКХ, который чувствует каждый гражданин, не обсудить в подробном режиме с субъектами Федерации, с муниципальными образованиями? Чтобы выстроить схемы, из какого бюджета куда поступают деньги, четко определить адрес всех наших дотаций за жилье, узнать, что такое сегодня тариф и так далее. То есть здесь надо иметь полную ясность и все нужно без спешки проработать. Пусть на это уйдет полгода, но это вопрос принципиальный. Мы же знаем, в каком состоянии у нас жилищный фонд. И если мы не вмешаемся в эту проблему, будет катастрофа. Но действовать так, что давайте мы с помощью четырех фракций продавим закон - это недопустимо. "Реформа" не должна быть словом ругательным.
- Недавно вы возглавили межпарламентскую комиссию Российско-белорусского союза. Чем конкретно она будет заниматься?
- Это идея двух наших президентов, чтобы преобразовать ту комиссию, которая была создана по решению союзного Совмина, в межпарламентскую комиссию. То есть придать ей более высокий статус по одной теме - подготовке конституционного акта. Это, по сути, мини-конституция для Союза России и Белоруссии. Я разговаривал с Путиным на эту тему, и он сказал, что принципиальная договоренность с Лукашенко уже достигнута. Такая комиссия будет согласована и утверждена распоряжением председателя Высшего государственного совета. А уже, как говорится, на старте мы соберем комиссию с российской и белорусской стороны, экспертные группы. Есть хорошие наработки, есть неплохой вариант этого конституционного акта, но он должен быть проведен через референдум. И вот тогда действительно от имени народа будет сказано "да" союзу России и Белоруссии. После этого будут выборы в союзный парламент. Мы не хотели бы, чтобы 2003 год прошел в бесплодных спорах. Можно очень многое сделать, но нужна сильная политическая воля и настойчивость. Но у нас, к сожалению, среди бюрократии по-прежнему жив принцип: не гонят - и куда торопиться. Вот этого надо избежать, тогда у нас все получится.