Вот вам, любезный читатель, достойная царя Эдипа загадка: у нас в стране в прошлом и нынешнем годах параллельно росли импорт продовольствия - раз, производство в агросекторе (урожай, если верить правительственным реляциям, просто-таки рекордный) - два и цены на провиант - три. Продовольствия навалом, а оно дорожает. Как так?
Автор шарады - Министерство сельского хозяйства России. Скрывая отгадку, наводя тень на плетень, вице-премьер и аграрный министр Алексей Гордеев демонстрирует недурно усвоенные навыки циркового иллюзиониста. Он хлопочет о создании министерства алкогольной промышленности. Призывает к квотированию ввоза куриного мяса. Одновременно и хвалится баснословным урожаем, и пугает им правительство. И даже, не будучи искушен в астрофизике, смело ставит нынешний и будущий урожаи в зависимость от пиков солнечной активности.
Между тем что такое богатый урожай, заставший, по словам Гордеева, врасплох экономику? Валовый сбор зерна ("Новые Известия", 3.12.02) вряд ли в этом году перепрыгнет планку в 90 млн. тонн. В прошлом году собрано 85,2 млн. В 1997 г. - 88,6, а в 1990-м и того больше - 116,9 млн. Не сенсация.
Новость ли для министра, что чем выше урожай (с нашей-то хронической нехваткой на селе денег, техники, ГСМ и хороших семян), тем он качественно хуже? Едва ли. Так чем гордиться-то? Однако всю осень Минсельхоз и созданное Гордеевым несколько месяцев назад при живейшей поддержке агроолигархов ("Новые Известия", 3.12.02) Российское аграрное движение (РАД) вели громкую, с барабанным боем, кампанию по презентации нового урожая, призывая Белый дом повернуться лицом к селу. Зачем новому урожаю толпы фэнов? Этот вопрос стал выглядеть совершенно риторическим, когда в три раза обвалились закупочные цены на все, в том числе и дефицитные пищевые, виды зерна. Уж не была ли эта кампания прямо заказана близкими к руководству Минсельхоза зерновыми трейдерами, вложившимися в РАД?
Как известно ("Новая газета", 4.11.02), в СССР цена зерна составляла 97% цены хлеба на прилавке. В 1999 г., когда министр Гордеев принял главное аграрное кресло, - лишь 17%. В конце 2002-го - уже не более 9%. Остальное - это 500-600-процентная маржа монопольных посредников, владельцев элеваторов и энергетиков. Нигде в мире нет такого соотношения цены зерна и хлеба. Равно как и нет зерновых олигархов, которые, с одной стороны, прибрали к рукам элеваторы и задрали до небес цены на услуги хранения, с другой - сговорившись, установили монопольно низкие закупочные цены. Средняя цена зерна на внутреннем рынке ныне составляет 1 тысячу рублей за тонну. Продается на Западе по 7 тысяч.
Кстати, правительство, следуя пожеланиям вице-премьера Гордеева и Российского аграрного движения, все же повернулось лицом к селу. Правда, несколько запоздало. Хлебный госрезерв начал наполняться лишь в ноябре, когда кровавые и потные торги крестьянских хозяйств с трейдерами уже закончились. Белый дом готов истратить на рыночные интервенции на агробиржах 6 млрд. руб. Реальную потребность зернового хозяйства страны в интервенциях эксперты оценивали в 15-20 млрд. руб., и не в ноябре-декабре, а в сентябре. Зато теперь ("Новая газета", 9.12.02) искусственно задержанный зерновой госзаказ сыграет роль трансферта от государства к агроолигархам, что позволит последним удачно пристроить добренькому государству скупленное у производителей задешево и не проданное заграницу фуражное зерно. По ценам несколько выше закупочных.
Благодаря несравненному менеджменту Минсельхоза аграриям в этом году просто не хватило денег на осенние полевые работы. Именно потому они недосеяли 1,8 млн. га озимых (почти треть посевной площади), что их прибыль перекочевала в бездонный карман зернотрейдеров. В этом году сельхозпроизводители не решились брать банковские кредиты. Рынок получил четкую установку на будущий год: производить зерно невыгодно.
К тому же общий объем кредиторской задолженности агросектора (включая перерабатывающие предприятия) и так фиксируется экспертами на уровне примерно в 250 млрд. руб. Это налоги, платежи во внебюджетные фонды прежних лет, долги РАО "ЕЭС России" и "Газпрому", долги по госкредитам, огромные наросшие пени и штрафы. Из них примерно 160 млрд. - чистые долги аграриев, без переработки. Эта финансовая верига, эта чудовищная пробка закупоривает финансовую систему сельского хозяйства. Любые деньги аграриев в любой момент могут быть списаны с их банковских счетов в счет задолженности.
И, наконец, о сельхозтехнике. Немного статистики. По данным Главгостехнадзора России, в 2001 г. лишь одна треть самоходных машин в агросекторе смогли пройти техосмотр. Нагрузки на каждую машину превышают нормативы в 2-3 раза.
В 2001 г. 10 млн. тонн из урожая, по официальным данным Минсельхоза, погибло на полях и на пути от поля к потребителю, а в текущем году потери в зернопродуктовом комплексе могут достигнуть 20 млн. тонн. Эти 20 млн. тонн стоят примерно 2 млрд. долл. - четыре годовых объема бюджетной поддержки сельского хозяйства. Такова цена технической деградации парка сельхозтехники, вообще аграрной инфраструктуры, связанной с переработкой, хранением и торговлей.
Сельхозтехника запредельно дорога. Комбайн, выезжающий сегодня из ворот ОАО "Ростсельмаш", запросто может стоить от 600 тыс. до 1 млн. руб. "Дочка" Минсельхоза Росагроснаб еще больше вздувает эти монопольно высокие цены. Естественный цивилизованный выход - лизинг. Однако лизинговый механизм в российском АПК по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Средства, заложенные в бюджет 2001 г. на поддержку лизинга в отрасли (5,5 млрд. руб.), покроют не более 12% потребности. Если в 2000 г. эти деньги распределяли по конкурсу между лизинговыми операторами, то в следующем году глава Минсельхоза Гордеев этот конкурс отменил. Без объяснения причин. Ясность пришла позднее, когда аграрное ведомство продавило постановление правительства от 22 мая 2001 г. "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе". Согласно этому постановлению, лизинговый бюджет влился в уставный капитал ОАО "Росагролизинг" (недавно созданной дочерней компании ОАО "Россельхозбанк"). Участники лизингового рынка с изумлением взирали на новорожденного монопольного игрока без какого бы то ни было опыта работы на рынке, без кадров и служб для гарантийного и послегарантийного обслуживания техники.
На все упреки руководство Минсельхоза не уставало повторять, что теперь-де государство получит полный контроль за использованием бюджетных средств, которые передаются контролируемой им структуре. Государство действительно учредило Россельхозбанк. Однако банк этот коммерческий; он не отвечает по обязательствам государства. И государство не отвечает по его обязательствам. Вот этот банк и учредил Росагролизинг, а вовсе не государство. Росагролизинг соответственно не отвечает не только по обязательствам государства, в том числе бюджетным, но и по обязательствам "папы" - Россельхозбанка. Так куда пошли бюджетные потоки? И последнее. Крестьяне говорят, что Министерство сельского хозяйства сейчас превратилось в Министерство агрохолдингов и агрофирм, и лучше селянам от этого не стало, а многим - даже хуже.