-Эраст Александрович, у издательства "Известия" богатая история. Какие ее моменты вы могли бы выделить в качестве ключевых?
- История нашего издательства - это слепок с истории нашего государства. Все крупные события и перипетии впрямую отражались на жизни "Известий". Издательство неразрывно связано с газетой "Известия", но пути, по которым они шли, были разными. Сегодня многие отождествляют издательство с газетой, существуют утверждения, что издательство было структурой газеты. Это в корне неверно. Наряду с газетой "Известия" мы издавали много других газет и журналов: "Новый мир", "Иностранную литературу", "Неделю" и другие. К тому же за последние сорок лет мы выпустили более двух тысяч наименований книг. Думаю, ни одно издательство России не может похвастаться таким показателем. Вехой в идеологическом и технологическом развитии издательства стал период руководства Алексея Аджубея. Он был главным редактором газеты, но большую лепту внес и в улучшение жизни издательства. В особой мере на нас отразилась перестройка. Издательство стало предметом коммерческих интересов различных группировок. В последние 5-7 лет оно переходило из рук в руки.
- Это самый горячий период истории издательства. Могли бы вы рассказать о нем подробнее?
- Несколько лет назад наш огромный комплекс был внесен в уставный капитал новой структуры, созданной совместно с компанией "ЛУКОЙЛ". Задача заключалась в том, чтобы сделать эту собственность частной, но это было незаконное отчуждение федеральной собственности. В течение двух лет шли судебные разбирательства, в этом году нам удалось выиграть все суды. Мы поставили жирную точку: вернули собственность государству. Год назад я пришел сюда, издательство было на грани остановки. Мы остались на плаву благодаря мощной поддержке управляющего делами президента, который воспринял наши проблемы как свои личные.
- По вашему мнению, издательство "Известия" не может быть частным предприятием?
- Форма собственности абсолютно не влияет на работу предприятия, и у государственной, и у частной собственности есть свои плюсы и минусы. Сегодня мы являемся основным предприятием, выполняющим заказы администрации президента, Государственной Думы, Совета Федерации, правительства. Я бы не стал ставить вопрос о форме собственности ребром. Все зависит от того, насколько государство управляет информационным блоком, какова его роль на информационном рынке. Наше государство пытается, но пока, к сожалению, еще не может определиться с этими вопросами. Сегодня мы вернулись к воспитанию патриотизма, поиску идеологии и национальной идеи, в этом контексте жизненно важно существование государственного издательства. Нам было бы легко забить наши полиграфические мощности детективной литературой и решить все проблемы. Но мы понимаем, что нам необходимо издавать менее рентабельную, но более значимую литературу.
- Вы получаете дотации от государства?
- Абсолютно никаких. В уставе записано, что мы - коммерческое предприятие, главным акционером которого является государство. Недавно был принят закон о государственном предприятии, который четко определил все наши возможности и функции. Большую роль играет марка "Известий", принадлежащая государству. К тому же наша история - это нематериальный актив. Заказчик, выбирая издательство, понимает, что лучше иметь дело, во-первых, с государственным предприятием - оно завтра не исчезнет, а во-вторых, с предприятием, доказывавшим свой профессионализм на протяжении не одного десятка лет. Мы как раз сочетаем эти два фактора.
- Каков сейчас у "Известий" объем книгоиздания?
- По объему мы не можем приблизиться к нашим крупнейшим издательствам. Надо помнить, что в течение десяти лет "Известия" ничего не издавали. Сегодня нам приходится все рыночные механизмы выстраивать заново. В этом году мы издали три книги, в следующем году у нас выйдет 20-30 книг. Это колоссальный прорыв! Но, кроме экономического эффекта, для издательства первостепенной является задача выпуска значимой для общества и государства литературы. Вот наша стратегия. Мы будем формировать на рынке свой сегмент, будем искать своего читателя, который еще не отвык от серьезной литературы.
- Радикальные перемены на предприятии неизбежно приводят к серьезным кадровым перестановкам, что встречает сопротивление людей┘
- Это действительно серьезная проблема. Приходилось принимать резкие решения, времени на выяснение отношений нет - рынок не дает возможности разглагольствовать. У нас работают 1200 человек, им надо платить зарплату, регулярно ее повышая. Рабочие сейчас довольны, средняя зарплата составляет 7500 рублей, что очень неплохо для государственных предприятий. У кадровой проблемы на предприятиях с большой историей есть своя специфика. "Известинцами" себя считают и те, кто проработал 30-40 лет, и те, кто на предприятии лет пять. Когда я пришел сюда, доминировали последние. На собрании трудового коллектива преобладали работники столовой, автобазы, поликлиники, профсоюза, полиграфистов не было ни видно ни слышно. Это абсурд на таком предприятии, как наше! Некоторые мои предшественники занимались проблемами сдачи помещений в аренду, типография их не интересовала. Мы в типографии сделали ремонт, рабочие теперь бесплатно обедают. Год назад рабочие ели супчик из банок, а станок работал час-два в день. Сейчас у нас работа в две смены.
- Каково техническое оснащение типографии?
- Последний раз новое оборудование завозилось 15 лет назад. Мы недавно более чем на миллион долларов закупили немецкие станки для цветной печати. Но дело не только в новом оборудовании, нужно разумно обращаться с работающими станками. Я первое время не мог разобраться: что мы печатаем?! Станки стоят, а на складе лежат книги! Пытаюсь выяснить, чей заказ, по какой цене. Мне отвечают: коммерческая тайна! Каково - коммерческая тайна для генерального директора! Бумага исчезала десятками тонн. Потребовались огромные усилия, чтобы навести порядок.
- Как вы будете отмечать юбилей?
- В нашем клубе мы проведем торжественный вечер с выносом знамени "Известий". Кстати, это знамя - реликвию предприятия! - мы нашли в одном из профсоюзных кабинетов, оно служило скатертью, вполне вероятно, на нем резали колбасу. Мы хотим устроить пафосный вечер, будем чествовать ветеранов, выступят Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, ансамбль "Самоцветы" и так далее. Последний юбилей издательства, который был отмечен в таком же духе, - это 60-летие. Потом все оборвалось. Традиции надо возрождать! Причем не только традиции советского периода - мы считаем себя наследниками и продолжателями дела Ивана Сытина. Я убежден, на этом пути "Известия" станут настоящим издательством XXI века!