Любое государство, которое стремится к эффективным преобразованиям в социально-экономической сфере, не может не учитывать в своей деятельности институциональные проблемы семьи. Между тем можно без преувеличения сказать, что в современной российской системе социально-правовых отношений семья присутствует скорее в некоем декоративном качестве. Прежде всего она не правоспособна. Под правами семьи, о которых довольно часто говорят в обществе, на самом деле понимаются семейные права граждан. Анализ отечественного законодательства показывает, что сегодня право регулирует в основном отношения лиц, имеющих семейные обязанности. Нормы, определяющие взаимодействие государства и семьи как социальной общности и социального института, в нашей стране практически отсутствуют. Их нет и в действующем Семейном кодексе. Очевидно, что такой подход отражает традиционные стереотипы сознания, относящие семью к сугубо приватной сфере жизнедеятельности индивидуума. Абсолютизация данного положения привела к отрицанию социально-правового статуса семьи как социальной общности.
Показательно, что российское законодательство не содержит четкого определения самого понятия "семья". Определение семьи в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" вряд ли можно считать приемлемым, поскольку семья в нем рассматривается только через понятие "лица". Однако семья - это социальная общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.
Но если семья не наделена правами, то она не является и объектом государственной деятельности. В результате не соблюдается баланс прав в системе отношений "семья - индивидуум - государство". Этим во многом объясняется и то, что в нашей стране многие годы термин "семейная политика" практически не использовался. Политика в отношении семьи ограничивалась регулированием брачно-семейных отношений, материальной поддержкой семей с детьми, помощью родителям в воспитании детей.
В 90-е гг., в новых условиях, произошли определенные сдвиги в политике государства по отношению к семье. Усиление внимания к семье отразилось в Конституции РФ, Семейном кодексе, отраслевом законодательстве. Однако изменения в основном коснулись усовершенствования брачно-семейного законодательства и закрепления семейных прав граждан.
Парадигма полноценной государственной семейной политики впервые была определена в 1991 г. Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при правительстве России. В соответствии с концепцией сильной политики в отношении семьи правительство активно способствовало формированию соответствующей региональной инфраструктуры (органов власти, фондов, социальных служб). На федеральном уровне был разработан пакет важных документов, созданы Фонд социальной поддержки семьи и Научно-исследовательский институт семьи. С упразднением комитета на многие годы произошел фактический откат от стратегии комплексной семейной политики к стратегии социальной защиты населения.
В принятом в 1996 г. Указе президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной семейной политики" был сформулирован ряд принципиальных положений для создания государственной системы семейной политики, предусмотрены конкретные практические меры. Однако по многим, в том числе и объективным, причинам они не были реализованы в полной мере. В развитие указа не было принято ни одного специального решения правительства. Указ оказался скорее идеологическим документом, поскольку он оказал определенное влияние на общественное мнение. Кроме того, идеи, заложенные в указе, получили поддержку в регионах, где были приняты соответствующие местные законы, усилено внимание к развитию органов власти, в чьем ведении находятся проблемы семьи.
Сейчас уже можно говорить о некоторых позитивных изменениях. В Министерстве труда России активно действует департамент по делам детей, женщин и семьи. Создана инфраструктура, занимающаяся проблемами семьи. Многие субъекты РФ разрабатывают собственные региональные концепции и программы семейной политики. Но для того, чтобы выработать действительно эффективную государственную семейную политику, необходимо законодательно определить ее сущность, цели, предмет, место и роль в рамках социальной политики.
Принципиально важен вопрос о предмете семейной политики. Социальные проблемы, с которыми сталкивается семья, можно разделить на две группы. Первую группу составляют проблемы общесоциального характера (макроэкономические и макросоциальные), в том числе связанные со сферами здравоохранения, культуры, занятости. Вторая группа проблем отражает специфику функционирования семьи как социального института, институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих проблем и составляет предмет семейной политики. Общесоциальные меры, которыми оперирует социальная политика, конечно, имеют отношение к семье. Однако они не ориентированы на нее целенаправленно. Объектом социальной политики является население в целом. Семейная политика направлена на семью как на конкретный объект и призвана создавать условия для решения специфических проблем семьи.
Для проведения продуманной семейной политики прежде всего следует разработать и принять концепцию государственной семейной политики, адекватную современному состоянию общества, основы законодательства о семейной политике и на их базе - конкретные региональные законы, постановления правительства, целевые федеральные и региональные программы, документы о социальной экспертизе проектов решений органов власти с точки зрения их воздействия на семью. Поскольку законодательство о семье в стране не развито, Государственной Думе предстоит определить задачи по разработке правового обеспечения семейной политики.
Новое качество семейной политики должно базироваться на предоставлении семье полноценного социально-правового статуса. Необходимо признать ее правоспособной, предусмотреть возможность выступать в ряде случаев в качестве субъекта права, включить семью как социальную общность в систему правовых отношений общества, а функции семейной политики - в систему деятельности органов власти. Семейная политика, призванная вывести семью на правовой уровень социальных отношений, должна иметь комплексный характер и охватывать все основные сферы взаимодействия семьи и государства. С позиций такой политики семья рассматривается как субъект и объект государственной деятельности, обладающий комплексом реальных прав. Новая стратегия семейной политики определит соответствующий уровень ответственности государства за укрепление и развитие семьи, уровень социального контроля за семейными изменениями.
Цели семейной политики должны учитываться во всех сферах деятельности государства, в частности при реформировании системы налогообложения, жилищной сферы, малого предпринимательства. В частности, было бы целесообразно обсудить вопрос о введении совокупного подоходного налога хотя бы для отдельных категорий семей, предусмотреть активную поддержку не только малого, но и семейного предпринимательства, заняться проработкой "семейного аспекта" проблемы занятости.