0
3273
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.11.2002 00:00:00

Хельсинки: 30 лет спустя

Юрий Кашлев

Об авторе: Юрий Борисович Кашлев - Чрезвычайный и Полномочный Посол, первый проректор Дипломатической академии МИД РФ, профессор.

Тэги: хельсинки, обсе


Долгий путь к саммиту

Консультации в Диполи, или, как их тогда окрестили, "салон послов", стали возможны в результате многолетней дипломатической борьбы вокруг общеевропейской конференции по безопасности, идея созыва которой выдвигалась Советским Союзом с начала 60-х гг. Возможная тематика конференции постепенно расширялась, СССР и его союзники согласились с участием в ней США и Канады.

Своей основной (хотя и негласной) целью Москва ставила политическое и юридическое закрепление итогов Второй мировой войны, фиксацию сложившихся в Европе границ, признание Западом де-юре Германской Демократической Республики. Предполагались и другие потенциальные выгоды для Советского Союза от общеевропейского процесса - в частности, в торгово-экономической области. В то же время Москва была самым решительным образом настроена против открытия границ для проникновения в страну буржуазной культуры, размывания коммунистической идеологии и т.п.

Западные страны, давая согласие на созыв совещания, ставили перед собой иные цели, в том числе уменьшения "советской военной угрозы", снятия идеологических барьеров и т.п.

С самого начала велась борьба вокруг повестки дня будущего совещания и правил процедуры, поскольку СССР и его союзники были в меньшинстве и опасались дискриминации. Согласованная в Диполи повестка дня (три "корзины" плюс дальнейшие шаги) закрепилась в СБСЕ на долгие годы. Там же был навсегда в СБСЕ зафиксирован принцип консенсуса, то есть полного единогласия.

Первый этап совещания начался в июле 1973 г. в Хельсинки, но настоящая большая работа развернулась на втором этапе - в Женеве. Там наша делегация должна была идти в наступление по политическим вопросам и безопасности (по "первой корзине"), сотрудничать с Западом по "второй корзине" (экономика и торговля) и держать глухую оборону по "третьей корзине", гуманитарной.

В Москве женевскими переговорами занимался лично А.А. Громыко, который практически еженедельно давал конкретные указания главе нашей делегации А.Г. Ковалеву. У Громыко был один важный, но вряд ли кому известный мотив: он смог убедить Л.И. Брежнева в том, что факт подписания им вместе с руководителями еще 32 государств Европы плюс США и Канады документа, равного послевоенному мирному договору, не только явится огромной победой советской внешней политики, но и сделает лично Брежнева одним из признанных мировых лидеров. (Есть еще одна догадка, хотя прямых подтверждений ее нет: Брежнев, как известно, прошел всю Вторую мировую войну, в 1945 г. получил погоны генерала, и ему, я уверен, очень льстила перспектива поставить от имени Советского Союза последнюю точку под итогами той войны.)

Саммит в Хельсинки и подписание 1 августа 1975 г. Заключительного акта были расценены в Москве как триумф советской дипломатии. Текст Заключительного акта был полностью опубликован в центральных газетах и журналах, отдельными брошюрами, причем на языках всех союзных республик СССР, общим тиражом 20 млн. экземпляров. Все мы, члены делегации, были награждены орденами. Вскоре 10 принципов Хельсинки были целиком включены в текст новой Конституции СССР 1977 г., и это единственный в мире пример такого рода.

Взлеты и падения

После 1975 г. авторитет СБСЕ пошел в гору. С обязательной ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, стали проводиться общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям, в Советском Союзе были приняты некоторые меры и нормативные акты по облегчению пребывания иностранцев, работе иностранных журналистов и т.д.

Однако пришедшая к власти в США в 1977 г. администрация Дж. Картера усмотрела в итогах хельсинкского саммита слишком много уступок Москве. В этих условиях в советском руководстве тоже сложились разные подходы к процессу СБСЕ. Перед тем как в состоянии эйфории подписать 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительный акт, Брежнев не очень-то вник в его содержание. Но другие прочитали этот документ весьма внимательно, и вскоре, когда Москва стала мишенью международной критики как не выполняющая решения СБСЕ, консервативное крыло Кремля во главе с главным железобетонным идеологом М.А. Сусловым стало фактически вести линию на свертывание участия СССР в хельсинкском процессе. А.Г. Ковалев был даже внесен Сусловым в черный список, вычеркнут из числа кандидатов в Верховный Совет и Центральный комитет КПСС.

В середине 80-х гг. в руководстве Советского Союза произошли коренные перемены. Один за другим ушли со сцены Брежнев, Суслов, Андропов, Черненко, к власти пришел М.С. Горбачев. Выдвинутое им "новое политическое мышление" предусматривало, в частности, нормализацию отношений с Западом, отказ от конфронтации, укрепление мира и сотрудничества в Европе. Процесс СБСЕ был оценен как важный для достижения этих целей. Такой подход с нашей стороны впервые проявился в 1986 г. - в конце стокгольмской Конференции по мерам доверия и разоружению и в Берне на общеевропейской встрече по контактам между людьми. Но настоящий прорыв в хельсинкском процессе, причем не только с точки зрения советского подхода, но и в общеевропейском масштабе, произошел на встрече в Вене (ноябрь 1986 г. - январь 1989 г.).

Наибольшая конфронтация на венских переговорах сохранялась на первых порах по "третьей корзине", но постепенно и здесь позиции сторон смягчались и сближались. В результате был принят и включен в Итоговый документ Вены беспрецедентно насыщенный раздел о гуманитарном сотрудничестве, впервые появился новый раздел - "Человеческое измерение СБСЕ". Венская встреча и последующие шаги фактически положили конец холодной войне в гуманитарной области. Одновременно новое советское руководство во главе с Горбачевым использовало наше участие в СБСЕ и взятые там обязательства как дополнительный инструмент для глубокой демократизации советского общества. Напомню, что именно в период Венской встречи или сразу после нее у нас было прекращено глушение иностранных радиостанций, разрешена свобода выезда за рубеж, закрыты психбольницы для диссидентов, разрешена продажа зарубежной прессы и т.д.

Успешное развитие общеевропейского процесса позволило провести в ноябре 1990 г. первый после 1975 г. саммит СБСЕ, на котором была принята Парижская хартия и подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Первые 20 лет хельсинкского процесса Москва оценила исключительно высоко. В самом деле:

- СБСЕ после долгих лет холодной войны создало действенный механизм общеевропейских переговоров и сотрудничества (какого никогда ранее не было).

- СБСЕ расширило понятие "безопасность", превратив его из чисто военно-политического в многомерное, включающее в себя также гуманитарные, экономические, экологические и иные аспекты; сегодня это вроде бы само собой разумеется, но 20-30 лет назад это был прорыв;

- СБСЕ уже с самого начала было уникальной структурой 35 государств Европы и Северной Америки, а тем более сейчас, когда ОБСЕ является организацией 55 государств от Ванкувера до Владивостока, фактически крупнейшей евразийской организацией;

- СБСЕ вызвало к жизни в первые 20 лет такое необычное для Европы явление, как рост роли средних и малых государств - нейтральных, неприсоединившихся и социалистических - в решении общеевропейских проблем. На встречах СБСЕ нейтральные и неприсоединившиеся страны, так называемая группа "Н + Н", состоявшая из 9 государств, часто брали на себя инициативу, буквально спасая дело. Теперь, когда биполярной конфронтации больше нет, эта роль нейтралов, понятно, ушла в прошлое;

- заслуга СБСЕ и в том, что в общеевропейских переговорах прочно утвердился принцип консенсуса;

- и для нашей страны, и, уверен, для многих других стран общеевропейские переговоры - от Диполи до самых последних - стали незаменимой школой подготовки специалистов по многосторонней дипломатии. Не случайно многие из первых участников Диполи, Женевы и Хельсинки стали видными дипломатами.

90-е годы: перерождение ОБСЕ?

В 90-е гг., когда расстановка сил и в Европе в целом, и в ОБСЕ изменилась, организация стала переживать негативные процессы, переключать свое внимание с проблем межгосударственных отношений, чем успешно занималась прежде, на проблемы, возникающие внутри государств, причем отнюдь не всех, а преимущественно бывших югославских и бывших советских республик. Именно там работают почти все миссии, информационные центры и группы присутствия ОБСЕ. Сейчас из 20 миссий ОБСЕ 6 действуют на Балканах, 5 в Центральной Азии, 3 на Кавказе и 6 в Восточной Европе. Нет ни одной миссии к Западу от Вены - как будто не существуют более Северная Ирландия, Кипр, Страна Басков или Корсика с их проблемами.

В кулуарах ОБСЕ откровенно высказывается мнение, что одной из основных задач организации должно стать ограничение влияния России в постсоветском пространстве, в первую очередь в Закавказье и Центральной Азии.

Произошел не только географический, но и функциональный перекос. Подсчитано, что практически 80% деятельности ОБСЕ сконцентрировано на гуманитарно-правозащитной "третьей корзине".

Стала очень заметной практика "двойных стандартов", проявляющаяся, например, в том, как относятся в ОБСЕ к Белоруссии, с одной стороны, и к Латвии и Эстонии - с другой. Кстати, так называемое техническое закрытие в декабре 2001 г. миссий ОБСЕ в Латвии и Эстонии считают в Москве неправильным и близоруким, и оно уже вызвало цепную реакцию, когда ряд государств (Белоруссия, Украина, Таджикистан, Хорватия) стали поднимать вопрос или о прекращении работы миссий ОБСЕ, или об изменении их мандатов.

В результате, естественно, изменилось в негативную сторону отношение Москвы к ОБСЕ, у нас заговорили - по крайней мере на уровне политологов и журналистов - о ее перерождении и деградации.

Однако трезвомыслящие люди в российском руководстве выступили против того, чтобы из-за этих новых негативных моментов "хоронить" ОБСЕ. Ведь ее главные достоинства - уникальный географический охват, многомерность понятия "безопасность", принципы консенсуса - сохранились. Для России важно и то, что именно в рамках ОБСЕ происходило согласование Договора об обычных вооруженных силах, а затем проводился процесс его адаптации. Важную функцию продолжают выполнять существующие меры доверия в военной области. Мы также активно используем потенциал ОБСЕ для защиты прав наших соотечественников за рубежом, в первую очередь в балтийских странах. Через ОБСЕ Россия принимает участие в международных усилиях по разрешению нагорно-карабахской проблемы.

Приоритетные задачи, которые, видимо, стоят на сегодняшний день перед российской дипломатией в отношении ОБСЕ, заключаются, на мой личный взгляд ветерана, в следующем:

- еще больше активизировать использование потенциала ОБСЕ в наших интересах - в защите прав соотечественников за рубежом и в содействии нашим усилиям в таких районах, как Таджикистан, Нагорный Карабах, Приднестровье и др.;

- добиваться исправления сложившихся дисбалансов, географического и функционального, в работе организации;

- добиваться, чтобы ОБСЕ вернулась к своей главной функции - заниматься прежде всего вопросами межгосударственных отношений, а не конфликтами внутри стран, чтобы она отказалась от сомнительной концепции "гуманитарных интервенций" и доктрины "ограниченного суверенитета". К этому обязывает Хартия европейской безопасности, принятая саммитом ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г.;

- укреплять роль ОБСЕ именно как организации за счет усиления ее правоспособности, разработки правил процедуры для ее органов и миссий и т.д.;

- добиваться реформы ОБСЕ, старт которой был дан на девятом заседании Совета министров в Бухаресте (декабрь 2001 г.);

- более активно выдвигать российских кандидатов на открывающиеся вакансии в органах ОБСЕ на всех уровнях, учитывая, что наша страна представлена там явно недостаточно.

После сессии в Бухаресте появились темы, имеющие важное значение для всех государств-участников, в том числе противодействие международному терроризму, борьбы с организованной преступностью, оборотом наркотиков и оружия, защита прав национальных меньшинств и др. Все это заслуживает поддержки.

Позитивную динамику в ОБСЕ, наметившуюся после Бухареста, следует наращивать. Главный вопрос сегодня - насколько ОБСЕ способна адаптироваться к современным тенденциям в международной политике, предложить мировому сообществу эффективные инструменты противодействия новым угрозам и вызовам в сфере безопасности.

В этом отношении определенные надежды возлагаются на предстоящую 6-7 декабря министерскую встречу ОБСЕ в Порту (Португалия). Там должно быть принято решение о разработке нового всеобъемлющего документа ОБСЕ - Стратегии реагирования на угрозы безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе; этот документ мог бы быть утвержден на встрече высокого (или высшего) уровня в 2003 г. Россия поддержит также португальскую инициативу принятия Хартии по противодействию терроризму и борьбе с ним.

В общем, слухи об "отмирании" ОБСЕ преувеличены. Организация живет и работает; не все в ней идеально, но нам надо добиваться соблюдения принципов, заложенных в ее основу 30 назад, и усиления в ней российских позиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
963
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
929
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
744
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
496

Другие новости