В США совершено открытие века. Открыт новый вид искусства - составление бухгалтерских балансов.
Вообще говоря, сообщения о художествах американских виртуозов отчетности вызывают двойственное чувство. С одной стороны, искреннюю зависть - люди же творят, изобретают какие-то счета, двигают туда-сюда активы-пассивы. Не то что у нас: "банк закрыт, когда откроют - неизвестно", "инвесткомпания переехала, куда - не знаем", и т.п. С другой стороны, крепнет уверенность, что скоро и в России все будет по-современному, только вот остатки госимущества переделят, введут новую корпоративную этику, а правительство наконец утвердит международные стандарты учета и отчетности. И тогда шаг за шагом мы двинемся светлой рыночной дорогой - пока не пройдем все ухабы и рытвины, которые до нас уже преодолело прогрессивное человечество.
И все же: нельзя ли этот сериал просто просмотреть по телевизору, а у нас что-то придумать, чтобы не повторять чужие ошибки, а попробовать учиться на них?
Во-первых, просто покажем цену этих ошибок. Только за последние шесть месяцев фондовый рынок США обесценился (а это реальные денежные потери держателей акций) на 840 млрд. долл., а всего общие потери акционеров в 2000-2002 гг. составили астрономическую сумму в 6 трлн. долл.!
Во-вторых, подорвана уверенность в справедливости акционерной модели частнокапиталистического хозяйствования. Чем эта модель отличается от государственно-административной экономики, при которой все сверхприбыли и другие выгоды присваивают себе директора и госчиновники, а простой народ должен только трудиться за предписанную ему зарплату? При акционерной модели он вдобавок еще платит за акции из своего кармана.
В-третьих, стало ясно, что даже самое изощренное законодательство (как в США) не защищает народ от самых примитивных финансовых пирамид. Например, те же энергетические и телекоммуникационные компании "надували" свои обороты, продавая друг другу одни и те же услуги - с тем, чтобы под эти обороты привлекать кредиты банков и деньги новых акционеров, которые затем благополучно разворовывались. И все это без малейших нарушений законов!
На самом деле кризис просто обнажил давние тайны. Одна из них состоит в том, что в современной бухгалтерии полно оценочных, субъективных показателей. Права на деньги легко смешиваются с деньгами, расходы запросто маскируются под особо выгодные вложения, ожидаемые поступления свободно конвертируются в "воздушные" прибыли, из которых директора получают вполне реальные денежные вознаграждения и премии, и т.д. Другой нехитрый секрет: в корпоративном мире действуют другие нормы морали, чем для нас с вами. Просто вынуть деньги из нашего кармана считается воровством, а присвоить нашу собственность под видом дележа воображаемой прибыли - ловкой финансовой операцией.
Америка сейчас встрепенулась: опубликован впечатляющий список мер, которыми власти хотят исправить ситуацию. От директоров требуют клятвенных заявлений, что они не допускают мошенничества в своей финансовой отчетности; повышена их ответственность за нарушения - сроки заключения до 10 лет и штрафы до 5 млн. долл.; запрещена практика предоставления кредитов управляющим за счет управляемой ими компании; в 2003 г. будут приняты новые правила регулирования отношений с внешними аудиторами и новые требования к внутреннему финансовому контролю; усилен контроль за деятельностью консультантов и инвестиционных компаний и т.д.
К сожалению, для нашей страны, где проще украсть директора компании, чем мучиться с подделкой отчетности, все это отдает некоторой экзотикой. К тому же нет уверенности, что и в США вышеперечисленные меры дадут ожидаемый результат. На наш взгляд, они все еще бьют мимо цели, и если нам в России надо действовать в аналогичном направлении, то главные задачи надо определять по-другому.
Во-первых, мы преждевременно дали коммерсантам свободу пользоваться ограничением их ответственности по долгам. Нормальная рыночная экономика всегда исходила из правила, что долги следует платить полностью, и без соответствующих поправок в законодательстве нам не обойтись.
Во-вторых, надо восстановить ценность деловой репутации в бизнесе - еще один важнейший институт рыночной экономики. Как это сделать, хорошо известно: надо ввести реестр коммерсантов и лицензирование предпринимательской деятельности. Вместо уродливого образования ПБОЮЛ следует установить, что всякий предприниматель должен состоять в реестре, честно вести свои дела и платить по своим долгам - и что только лица, удовлетворяющие этим требованиям, могут учреждать предприятия, банки и т.д. и занимать в них управляющие и ответственные должности. Самое интересное, что здесь ничего не надо изобретать - примерно такой же порядок уже существовал в России в начале прошлого века.
Можно добавить, что деление общества на классы все еще актуально, в том числе и в США. Просто там раздел общества проходит между теми, кто показывает бухгалтерские фокусы, и теми, кто за них платит. В первый класс входит вся элита бизнеса, подыгрывающие им "независимые" консультанты и аналитики и прикрывающие тех и других государственные надзорные и регулирующие инстанции, а во второй - все остальные граждане, которые могут только любоваться фокусами (естественно, за свои деньги), но без доступа к их секретам. Для нас обещают организовать то же самое.
Урок первый: прибыль во всякой большой компании, способной потратиться на хорошо подготовленных и хорошо оплачиваемых бухгалтеров и консультантов, можно показать любую. И нужно быть крайне наивным человеком, чтобы основывать на этом налоговые платежи крупного бизнеса. Даже если привлекать в налоговые органы самых квалифицированных специалистов и платить им сравнимые зарплаты (а это до 100 тыс. долл. и более в год).
Если же мы хотим действительно проследить реальные доходы большого бизнеса, то надо брать под контроль все денежные потоки, которые перетекают в карманы управляющих, директоров компаний и прочих, кто с ними "пасется" на этом поле, - консультантов, аудиторов, банкиров, брокеров и т.д. Иначе говоря, не гоняться за чистой прибылью, а тотально облагать налогом все денежные средства, которые изымаются из производственного оборота компании. И такой инструмент, кстати, давно известен. Это - налог на распределяемые доходы компаний - то есть на все платежи (кроме оплаты сырья и рабочей силы), которыми средства выводятся из компании: дивиденды, премии, сверхоклады директоров, ссуды управляющим, оплату консультантов и брокеров. Освободиться от уплаты налога с этих платежей компания может, только доказав - и акционерам, и налоговым властям, - что эти выплаты абсолютно необходимы и что они прямо способствуют росту доходов компании. Пока же самые роскошные премии и бонусы получают как раз управляющие убыточных компаний.
Урок второй. Никакие надзиратели и аудиторы от квалифицированного бухгалтерского мошенничества не спасают. "Газпром" у нас платил и платит сотни тысяч долларов независимым аудиторам ежегодно, а о выводе "на сторону" активов на сотни миллионов долларов стало известно только после полной замены всей управляющей команды.
В США сейчас вводят обязанность руководителей компаний под присягой подтверждать правильность своей отчетности - что для России может вызвать только смех. Если за пару-тройку лет от государства можно "отстругать" имущества на несколько миллиардов долларов, а публику "нагреть" на аналогичные суммы и потом спокойно перебраться в более спокойные или более цивилизованные страны, то никакой клятвой нас не напугаешь.
Следует вспомнить, что на Западе прошли сотни лет развития капитализма, прежде чем был открыт свободный доступ к режиму ограниченной ответственности и к форме акционерной компании - а до этого должников исправно держали в долговых ямах (до выплаты всей суммы долга), а в Англии, к примеру, для создания каждой акционерной компании требовался монарший указ.
Требуется резко ограничить использование режима ограниченной ответственности по долгам, а в акционерные (публичные) компании, акции которых допущены к свободному обращению, следует назначать лично ответственного государственного бухгалтера-надзирателя.
Урок третий. Следует вновь покопаться в старых учебниках, в которых нас учили, что на фондовом рынке обращаются фиктивные капиталы. А отсюда сделать вывод: пора перестать верить, что развитием фондовых рынков и поощрением биржевых спекуляций мы решим инвестиционные проблемы нашей экономики. Десяток ловких дельцов в этих бумажных вихрях успешно сколотят себе новые состояния - и только, но страна в целом может создать свое благосостояние только тогда, когда власти всерьез озаботятся ростом накоплений у основной массы населения. Пока же правительство увлечено виртуальными играми с фиктивным капиталом, реальные деньги бегут из страны за рубеж, а народ не может дождаться возврата даже тех средств, которыми он когда-то уже владел (вклады в том же Сбербанке).
Урок четвертый. При вложении денег на фондовом рынке нельзя доверять никому, кто кормится с этого рынка, - ни директорам компаний, получающим зарплату в зависимости от роста капитализации, ни брокерам, зарабатывающим комиссионные на росте оборотов рынка, ни "независимым" аудиторам, которые ведут проверки компаний за деньги, получаемые от этих же компаний.
На наш взгляд, чтобы избавиться от этой зависимости, необходимо организовать действительно независимую группу оценки финансовой отчетности компаний (может быть, в составе имеющегося Союза защиты потребителей), которая бы не зависела от их денег (примерная модель финансирования - за счет обязательных отчислений от оборотов всех публичных компаний). Такая группа могла бы обладать и определенными возможностями получения точной информации непосредственно от компаний - например, на основе доверенностей об участии в голосовании, предоставленных мелкими акционерами (право, которым последние практически не пользуются и часто просто не знают, как пользоваться).
На самом деле у профессиональных бухгалтеров и аудиторов есть свои приемы, позволяющие получить реальное представление о финансовых делах компаний, но эти знания пока не востребованы обществом. Пока все эти специалисты на той стороне, которая платит за то, чтобы они закрывали глаза. Если же общество намерено обезопасить свои вложения, надо, чтобы бухгалтеры и аудиторы были на стороне рядовых акционеров.