13 ноября в Государственной Думе был проведен брифинг для журналистов с участием депутата Госдумы от ЛДПР Евгения Логинова и его помощника Вениамина Стриги, председателя общественного объединения "Общество против террора и коррупции". Ключевой темой брифинга было в очередной раз определение понятия "семьи", ее влияние на политические и экономические процессы в стране и противостояние с "питерскими".
Брифинг в Госдуме показал, что желание создать пугало, с которым надо бороться, - это стиль современных политических процессов России. Началось все с того, что в 90-х только что появившиеся демократы делали карьеру на показательном отказе от 70-летнего прошлого. Клеймили коммунистов, рвали членские билеты. Тогда это выглядело всеобщим прозрением и откровенно работало на имидж новых руководителей. Даже когда команде Ельцина замечали, что они и есть те коммунисты, которых сейчас обличают, ставшие демократами заявляли: да, были, но осознали свою неправоту. Тогда разрушение прошлого казалось естественным, даже необходимым шагом, чтобы расчистить место для построения своего, нового мира. Однако, когда спустя десятилетие история повторилась, это у многих вызвало недоумение. Теперь политический истеблишмент обличает "семью". Приватизировала и поделила страну "семья", контролирует финансовые потоки "семья". Значит, надо публично отказаться от принадлежности к "семье", заявить: это не я, я всегда был против. Теперь будущее за "питерскими", которые не просто объединены с новым президентом по территориальному принципу, они облечены ореолом борьбы с прошлыми перегибами.
Верхушке российского общества свойственна большая эмоциональность. Нового руководителя и его окружение сначала поднимают на пьедестал, а затем традиционно развенчивают. В то же время сложно представить, чтобы, допустим, Джордж Буш подверг публичной критике Билла Клинтона или Тони Блэр отказывался от наследия Маргарет Тэтчер. История в цивилизованных странах по определению имеет поступательный, а не дискретный характер. Одна власть воспитывается и готовится другой и действует на основе того, что наработали предшественники.
В начале 2000 года мировая общественность слушала комментарии ведущих политиков и была убеждена: в России впервые за историю произошла демократическая смена власти. Не было масштабной войны компроматов, не было обличения бывшего президента. Главный пост в стране фактически перешел по наследству, и страна при этом избежала очередных потрясений. Первые шаги нового главы государства подтвердили идею преемственности власти. Владимир Путин не убрал на корню прежнюю команду, он сохранил неприкосновенность тех, кого называют "семьей". Новый президент ни разу не заявил о том, что ему досталось государство, разрушенное предшественниками. Потому что было очевидно - он и был в числе предшественников. Путин не появился из ниоткуда накануне голосования. Он работал с Ельциным, он возглавлял правительство Ельцина. Равно как команда Ельцина прежде строила коммунизм. Но Путин в отличие от первой волны демократов четко это понимал и не допустил резких движений. Зато у тех, кто приближается к власти сегодня, в ходу формулировки "семейные" и "питерские" как два противоположных понятия.
Речь не о том, кто лучше - "семья" или "питерские". А о том, что одни - следствие других. Как "семья" раньше состояла в Компартии, так и "питерские" в большинстве своем вышли из "семьи". Николай Патрушев, Алексей Кудрин, Михаил Касьянов - все руководители нового времени занимали ключевые посты и при прежней власти, когда "семьей" были все. На карьере того же г-на Стриги можно проследить, как регулярно сменяются политические ориентиры современных деятелей. По информации Национальной службы новостей, до 90-х Вениамин Стрига работал на Саянском алюминиевом заводе и тесно сошелся с Сергеем Бондаренко, руководителем регионального совета профсоюзов. Первоначальный успех тандему принесла именно советская карьерная лестница. Затем Стрига был назначен представителем президента в Хакасии. Президентом тогда был Борис Ельцин, следовательно Стрига как минимум год - с 1997 по 1998-й - представлял обличаемую сегодня "семью" в Республике Хакасия. По сведениям интернет-сайта infosib.ru, депутат Логинов, сегодняшний активист ЛДПР, в 1991 году активно поддерживал ГКЧП. Такие моменты можно найти в биографии любого фигуранта сегодняшних политических событий, это объясняется ходом истории, а не откровенной беспринципностью. Беспринципность начинается с очередного отказа от собственного прошлого. Тем более что это просто недальновидно, поскольку ударит в первую очередь по престижу страны. Не может озарение наступать раз в десятилетие. Потому что спустя определенный период времени власть снова сменится, а большинство сегодняшних руководителей и политиков еще не уйдет на заслуженный отдых и останется в обойме. Что тогда? Начнется обличение режима "питерских", очередное покаяние и прозрение?