-Может ли принятие резолюции СБ ООН # 1441 предотвратить или отодвинуть на время начало новой войны в Персидском заливе?
- Резолюции ООН, как правило, принимаются не для того, чтобы предотвращать или "отодвигать" войны. Вопрос о начале военных действий давно решен администрацией США. Резолюция ООН - это красивая рамочка для картины, а не само произведение искусства. Другими словами, она представляет собой всего лишь незначительный элемент диалога между Саддамом Хусейном и западным миром.
- Последнее время в мировых СМИ все чаще говорится о возможности втягивания Израиля в предстоящую военную кампанию. Как вы полагаете, существует ли реальная опасность того, что Багдад нанесет по еврейскому государству удары оружием массового уничтожения?
- Если у Ирака существует подобное оружие, то у Саддама просто не будет другого выбора. Для того чтобы завоевать симпатии арабской улицы, ему достаточно ударить по Израилю, и это гораздо проще сделать, чем пытаться атаковать Соединенные Штаты. С другой стороны, у Израиля также не останется другого выбора, кроме как нанести ответный удар всеми имеющимися в его распоряжении средствами, в том числе и теми, в наличии которых, как правило, подозревается еврейское государство, - я имею в виду ядерные арсеналы. Последние заявления практически всех израильских политиков на эту тему говорят о том, что Израиль первым не нанесет удара неконвенциональным оружием.
- С вашей точки зрения, какую конкретную помощь смогут оказать Израилю США в случае иракской атаки?
- Это сложный вопрос, потому что американская система противоракетной обороны "Пэтриот" продемонстрировала свою абсолютную недееспособность в полевых условиях. Существующая сегодня у израильтян система ПРО вообще пока еще не испытывалась нигде, кроме полигона. Но полигон очень сильно отличается от тех ситуаций, которые возникают на поле боя. Американских гарантий достаточно много, они существовали уже в ходе прошлой войны в Персидском заливе и на самом деле Израилю не помогли. Я полагаю, что эффективная защита израильской территории будет возможна, только если ею займутся сами израильтяне.
- Как предстоящая война отразится на палестино-израильском направлении?
- Она скорее всего станет ключевым и поворотным моментом в отношениях между сегодняшними израильскими и палестинскими лидерами. Но диапазон прогнозов здесь может быть самым широким. Не исключено, что именно иракская война даст повод к изменению властной инфраструктуры в Палестинской национальной автономии. То есть в конечном счете вместо Ясира Арафата мы увидим каких-то других лидеров. Независимо от того, произойдет ли это в связи с внутриполитическими факторами в жизни ПНА или благодаря внешнему давлению. На сегодня еще рано делать прогнозы. Ясно пока только одно: вряд ли ситуация в ближайшее время улучшится. Сегодня палестино-израильские отношения находится в тупике, выход из которого по традиционным рецептам ООН или четверки основных коспонсоров мирного процесса не просматривается.
- А как охарактеризовать отношения между Израилем и иракскими курдами и существуют ли вообще эти отношения?
- Связи между Израилем и иракскими курдами скорее всего поддерживаются, хотя этот вопрос лучше задавать иракским курдам или израильским политикам. Здесь мы можем говорить в большей мере гипотетически. Подробности и нюансы в этом вопросе сегодня очень трудно определить. Более того, какие бы отношения ни существовали на сегодня, в будущем, после того как удар по Ираку будет нанесен, ситуация может самым прихотливым образом измениться. На этот счет можно привести немало примеров из международной жизни последних лет. Не следует забывать о том, что наш главный оппонент на Кавказе Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе относительно недавно был министром иностранных дел СССР, а Усама бен Ладен готовился в США к войне против Советского Союза, а вовсе не для того, чтобы наносить удары по Нью-Йорку и Вашингтону. Вчерашние союзники могут стать врагами, причем самыми непримиримыми. Это политика.
- Что вы можете сказать о правительственном кризисе в Израиле и действиях бывшего министра обороны Биньямина Бен-Элиэзера как одного из его инициаторов?
- Ситуация, при которой министр обороны в разгар военного противостояния и террористической войны не находит ничего лучше, чем исходя из своих внутриполитических амбиций мобилизовать в субботу армию для разрушения израильской фермы, включающей в том числе синагогу, является для Израиля взрывоопасной. Такого рода действия предпринимались в 70-е годы, когда израильтяне уходили с Синайского полуострова, но тогда впереди маячил мир с Египтом, в связи с чем питалось немало иллюзий.
Сегодня иллюзий нет, а впереди не просматривается ничего, кроме эскалации вооруженного противостояния. В том, что правительство национального единства распалось, нет ничего удивительного. Оно буквально висело на волоске. Но в конечном счете это естественное состояние для израильских правительств, в той же мере, например, что и для итальянских.
В нынешней же ситуации левым, особенно Бен-Элиэзеру как одному из их лидеров, следовало бы приложить максимум усилий, чтобы сохранить правительство, однако они проигнорировали национальные интересы страны, поставив сохранение кабинета в зависимость от проведения собственных внутрипартийных выборов. Кроме того, роль "мальчиков-плохишей" во всей этой истории сыграли также соперники Шарона из правого лагеря - Авигдор Либерман и Биньямин Нетаньяху. Премьер, в свою очередь, пожертвовал собственными внутрипартийными интересами, и ему это зачтется. Я думаю, что Ариэля Шарона рано списывать со счетов, и после февральских выборов он вполне может снова возглавить кабинет.