0
1592
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.11.2002 00:00:00

Москва и немосквичи

Ашот Джазоян

Об авторе: Ашот Джазоян - генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов.

Тэги: москва, национальнокультурные автономии


Не так давно столица отметила свой очередной день рождения. Вопрос был лишь в том, кто из ее жителей почувствовал себя на этом празднике именинником, а кто - гостем, причем гостем незваным. По завершении уже традиционного (слава Богу) праздника Дня города я вспомнил о случае в Нью-Йорке, когда мой друг вместе со мной колесил по штату Нью-Йорк, ища, где можно купить американский флаг: был День независимости.

- У тебя ведь уже есть один, - удивился я. - Ты и так поднимаешь его каждый день перед завтраком.

- Это старый. Он за год совсем выцвел и истрепался. А тут - праздник.

Что ж, американский патриотизм широко известен во всем мире. Но есть в этой истории одно обстоятельство, наводящее на серьезные размышления.

Дело в том, что этот мой приятель не коренной американец, а армянин, как и я, и обосновался на берегах Гудзона, как и я на берегах Москвы-реки. Но в отличие от своего земляка я никогда не поднимаю ни российского триколора, ни московского красного полотнища со св. Георгием.

При этом никто моему приятелю ничего не предписывал. Просто его переполняла гордость за страну, которая его - заметьте! - не накормила и обогрела, а просто дала ему возможность проявить себя, стать одним из известнейших строителей Америки и получить "золотую лопату" строителя из рук самого Буша-отца.

Кто не помнит бесконечного выяснения отношений между "коренными" москвичами и "лимитой"! Но, пожалуй, никогда подобные настроения не были сильны в столице так, как теперь. В чем же дело? Некоторые считают, что все дело в небывалых масштабах притока в Москву иногородних. Однако статистика осторожно опровергает это утверждение. Никакого существенного роста миграции за последнее время не замечено, а в отдельные годы он имел даже отрицательный показатель. Однако два обстоятельства и впрямь изменились.

С одной стороны, в сегодняшней Москве приезжему, как и местному жителю, не так-то легко найти жилье и работу. Так что конкуренция за "место под солнцем" стала не в пример выше, чем в советское время. С другой стороны, сильно изменился национальный состав вновь прибывающих, среди которых теперь значительно больше выходцев из бывших национальных республик, ставших теперь независимыми государствами, а некоторые по совместительству "горячими точками". Даже внешне эти люди слишком сильно отличаются от коренных москвичей, что существенно облегчает всем агрессивно настроенным людям разделение на "своих" и "чужих".

Не стану напоминать, от какой жизни уезжают в Москву люди. Не буду задавать бестактного вопроса: "А у самих москвичей никогда не возникало желания перебраться поближе к Западу?" Давайте смиримся как с чем-то очевидным (как с законом природы, если угодно), что человек всегда стремится жить лучше, а значит, и ТАМ, где лучше. Лучшим подтверждением этого закона служит┘ родословная любого "коренного" москвича. Даже потомки древнего московского боярства вынуждены признать, что когда-то их семья переехала сюда из других мест - у кого при Донском, у кого при Грозном. О всей прочей публике и говорить не приходится. Сегодня вполне "коренными" считаются у нас потомки тех крестьян, что обильно заселили столицу в годы большевистской индустриализации, если не еще позже.

Началось же все с тех пор, как Москва из пограничной крепости превратилась при Иване Калите в столицу могущественного княжества. Об этом князе вспоминают редко. В основном говорят, что он был хитрым, богатым и дружил с татарами. Между тем именно Иван Данилович не только имел калиту - мешочек, где хранил деньги для раздачи бедным, но и запустил механизм роста и развития будущей столицы, который работает до сих пор и уже сделал ее самым большим мегаполисом Европы. Конечно, так далеко князь не заглядывал. Просто он, выражаясь современным языком, превратил Москву в зону, благоприятную для бизнеса. Он стал привлекать в город жителей соседних княжеств (Владимиро-Суздальского и Тверского в первую очередь), способных сделать свой вклад в московскую экономику. Талантливых мастеров и даже просто землепашцев он заинтересовал низкими налогами. Иногда даже освобождал от их уплаты на срок до 10 лет. С тех пор население Москвы стало расти не столько за счет рождаемости, сколько благодаря миграции. Поэтому, даже пережив никак не меньше четырех иноземных нашествий и двух смут, город всякий раз возрождался в рекордно короткий срок. Притом как раз в такие моменты удельный вес "чужих" в городе резко возрастал.

Не знаю, как кому, а мне кажется, что если старая советская прописка отменена, если граница российская не на замке, если правители стран Содружества подписывают договор о безвизовом режиме, а политики неустанно твердят, что все мы - народы бывшего СССР - интегрируемся, то это есть самое настоящее приглашение в Москву всех, кто легок на подъем. Конечно, сегодня в отличие от времен Ивана Калиты гонцы по соседним землям с указами не разъезжают и народ не зазывают. Но, может быть, так оно было бы даже лучше?

В самом деле, тогда по крайней мере князь заранее прикидывал, сколько, каких работников и для чего ему понадобится и соответственно как их лучше переманить. А всякий иногородний знал, на что он со своей специальностью может рассчитывать и согласно какому именно указу. Иными словами, в те времена у государства была продуманная миграционная политика. Думаю, сегодня любой мигрант, любой беженец, узнав про такое, позавидовал бы черной завистью.

Нью-Йорк, как и отчасти Москва, - город иммигрантов. При этом не секрет, что попасть в Америку, даже туристом, - задача не из легких. Но если вы уже прибыли на территорию США, значит, имеете на это право и можете жить где и как угодно, лишь бы деньги позволяли и ваш образ жизни не мешал окружающим. У нас все как раз наоборот. Приехать из ближнего зарубежья проще простого. Зато здесь вас ждут невыносимые трудности.

Но ведь приезжие Москве нужны, вот в чем дело. Нужны тем, кто нанимает их за такую зарплату, за какую ни один москвич работать не станет. Нужны тем, кто "проверяет документы", выдает регистрационные свидетельства. И уже по одному этому никто и не думает систематизировать, направлять, уменьшать или увеличивать миграционные потоки, как это делается в той же Америке, Канаде. И едва ли кто-то задумывается о том, что без приезжих обезлюдеет наша Москва, где рождаемость, как и в целом по России, давно отстает от смертности. Как и о том, что, значит, надо срочно делать все, чтобы новоприбывшие поскорее почувствовали себя полноценными москвичами.

Конечно же, свою часть пути должен проделать и немосквич. Скажем прямо: плеваться под ноги, демонстративно громко переговариваться в компании на языке, которого остальные собеседники не понимают, а уж тем более приставать на улице к незнакомым женщинам - все это не проявления национального духа, а самое настоящее бытовое хамство, которого у себя на родине никто себе не позволит. Но кто же, не дожидаясь окрика милиционера или реакции общества, сам скажет: "Брат, не позорь наш народ, уважай дом, где живешь"?

Думаю, роль эта самой судьбой предназначена нашим национально-культурным автономиям, активно действующим по всей России, но в столице - особенно эффективно. Напомню: лидеры таких автономий, без преувеличения, являются цветом нации. Это интеллигенты и дети интеллигентов, ученые, мастера культуры, бизнесмены или олигархи, наконец. И сами автономии существуют, в частности, для того, чтобы помогать своим землякам адаптироваться к жизни вдали от родных мест, приобщать их к культуре других народов, уважать и любить город, в котором живут.

Но коль скоро именно национально-культурные автономии должны взять на себя тяжкий труд адаптации "новых москвичей" к реалиям московской жизни, им необходимо предоставить значительно более широкие, чем сейчас, права и полномочия. Я не утверждаю, что в органах представительной власти (про исполнительную и вовсе не говорю) необходимо выделять квоты под национальности, и тем более не призываю к созданию национальных политических партий. Однако какую-то форму пропорционального представительства всех народов, населяющих столичный мегаполис, изобретать так или иначе придется. Тем более что на федеральном уровне проблемам национальных взаимоотношений и миграции внимания уделяется явно меньше, чем следовало бы. Так, в нынешнем кабинете был упразднен Миннац, а ФМС была превращена в милицейский главк.

Думается, оптимальной на сегодня формой взаимодействия власти и многонационального общества мог бы стать совет по национальной и миграционной политике при мэре Москвы, куда вошли бы лидеры столичных диаспор. Похоже, идея эта носится в воздухе, поскольку в последнее время в той или иной форме озвучивалась рядом последних, а также представителями городских властей. Реализация данного предложения не только способствовала бы решению многих проблем нашего города, но и стала бы своего рода экспериментом по "обкатке" политической стратегии на федеральном уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1140
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1314
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
778
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
628

Другие новости