Известно, что Верховный суд завален просьбами о пересмотре сроков наказания и даже отмене приговоров. Пишут участники рейда на Буденновск, участники рейда на Кизляр. Возможно, к ним скоро присоединятся участники захвата "Норд-Оста". Рассчитывают на стопроцентную психологическую закономерность - со временем справедливый гнев сменяется спокойным благодушием, а потом и вовсе забвением.
Поэтому хочется надеяться, что, когда организаторы захвата "Норд-Оста" предстанут перед Верховным судом, он будет руководствоваться не эмоциями и снисхождением, а буквой закона. Здесь говорит не кровожадность, а знание закономерности - отсутствие справедливого возмездия приводит к еще более страшным преступлениям впоследствии.
Если бы не было позора Буденновска, не было бы "Норд-Оста". Еще тогда, в 1995-м, один из заложников в больнице сказал: "Лучше бы мы все погибли, чем пережили такое унизительное освобождение". Участники рейда оказались фактически безнаказанными, даже те, кто предстал перед судом, получили неоправданно мягкое наказание. Эта снисходительность правосудия и породила самоуверенность тех, кто решился на захват заложников в Москве.
Другой пример. Если бы покушение на Амана Тулеева не было превращено умелым пиаром в фарс, не было бы убийства мэра Таганрога и губернатора Магаданской области. Ну любят наши журналисты-правозащитники террористов и криминал! Где еще найти им такую благодатную ниву для защиты демократических свобод! Не трепать же опять имя Дзержинского и КПСС!
Но если бы дело было только в журналистской братии. Не было четкой позиции Москвы, а позиция Верховного суда неясна до сих пор. Апелляция Виктора Тихонова принята к рассмотрению в рекордно короткие сроки (менее 1 месяца!), несмотря на то что дело насчитывает 20 томов. Не означает ли это, что Виктор Тихонов рассчитывает на присущее правосудию снисхождение?
Преступление не должно остаться безнаказанным, даже если удалось поймать только мелкую сошку, потому что в случае безнаказанности уйдут от суда главари. Так и в деле Виктора Тихонова. Представьте себе, что оставшиеся в живых боевики, захватившие "Норд-Ост", будут оправданы, потому что главные организаторы скрываются в Дании и Арабских Эмиратах!
Верховный суд не должен идти на поводу у так называемых либералов, рядящихся в правозащитные одежды, а по сути, расшатывающих нашу государственность. Верховный суд - это часть нашей хрупкой государственности. Хрупкой потому, что гражданское общество еще не возникло, а уже заражено расхожими демократическими штампами, которые теперь уже вырождаются в антинациональные лозунги.
Путин взял на себя неблагодарную обязанность исправить сделанные предшественниками ошибки. Что бы ни говорили, но освобождение "Норд-Оста" нужно рассматривать прежде всего как исправление старых ошибок и категорическое расставление точек над "i" в затянувшейся дискуссии с либералами разного толка. Наметилась и еще одна важная тенденция. После убийства Цветкова Путин сделал заявление: преступление против избранного чиновника нужно расценивать как преступление против государства, как посягательство на государственное устройство и судить в соответствии со всей тяжестью этого преступления. А в России уважение к государственной власти - вещь непривычная. Тем более если это уважение будет подорвано оправдательным приговором против Виктора Тихонова, Живило и компании.
Сон правосудия рождает чудовищ. У Верховного суда должна быть ясная моральная позиция. От этой позиции зависит дальнейшее развитие нашей реальной жизни. Ведь, несмотря ни на какую "промывку мозгов", общественное мнение пока еще не усомнилось в неподкупности высших судей и доверяет им.