Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам сентября текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", А.Мирошниченко - "Независимая газета", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования".
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В сентябре сменился лидер в номинации "профессионалов", которую вновь возглавил заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Именно с его именем наблюдатели связывают принятие Госдумой принципиально важных для Кремля поправок к Закону "О референдуме РФ", которые запрещают проводить всероссийские референдумы в год парламентских и президентских выборов. Сурков оттеснил на второе место вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Рейтинг последнего тем не менее несколько увеличился, что скорее всего объясняется успешным прохождением в Госдуме проекта федерального бюджета на 2003 г., который в сентябре был принят в первом чтении.
Несмотря на пиковые выплаты по внешним долгам, проект бюджета предусматривает значительное - на 30% - увеличение расходов на социально-культурную сферу. Это могло быть следствием лоббистских усилий вице-премьера Валентины Матвиенко, которая переместилась в группу "очень сильной эффективности". Рейтинг еще одного вице-премьера - Алексея Гордеева - также возрос. Он проявил себя основным лоббистом проведения государственных интервенций на рынке зерна, связанных с рекордно высоким урожаем этого года и направленных против резкого падения цен на зерно. На интервенции из бюджета будет выделено 6 млрд. руб.
Улучшил свои позиции депутат Госдумы Константин Ремчуков, который является одним из ведущих экспертов по вопросам присоединения России к ВТО. Его выступления, направленные на отстаивание интересов отечественных производителей, по-видимому, стали одной из причин того, что позиция представителей правительства РФ по этой проблеме стала более взвешенной. В эту же номинацию после долгого перерыва вернулся депутат Госдумы Сергей Генералов. Связанные с ним компании недавно сумели установить контроль над Дальневосточным морским пароходством и ликероводочным заводом "Топаз", что говорит о хороших лоббистских возможностях бывшего министра.
В номинации "первых лиц" можно отметить увеличение рейтинга главы Банка Москвы Андрея Бородина и главы Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового. Улучшение позиций Бородина связано, возможно, с тем, что ему удалось пролоббировать и организовать совместно с Donau-Bank AG банковский консорциум, который предоставил АК "АЛРОСА" кредит в размере около 100 млн. долл. Он стал самым крупным синдицированным кредитом, предоставленным российской компании консорциумом, в который вошли как отечественные, так и зарубежные банки. Что касается Кутового, то он активно лоббирует законопроект "Об основах ценовой политики в России", согласно которому ФЭК заметно расширит свои полномочия и будет контролировать не только тарифы естественных монополий, но и цены на спирт и алкогольные напитки, драгоценные камни и продукцию ВПК.
Рейтинг главы Министерства по антимонопольной политике Ильи Южанова, наоборот, понизился. Арбитражный суд Москвы в сентябре удовлетворил иск Федеральной комиссии по ценным бумагам к МАПу, признав недействительными два определения министерства о возбуждении дела в отношении комиссии.
В "региональной" номинации положительная динамика рейтинга саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, по-видимому, объясняется благоприятным для него итогом выборов в областную Думу, на которых победили сторонники "Единой России". Также возрос "вес" иркутского губернатора Бориса Говорина. Он небезуспешно лоббирует объединение области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. По крайней мере в области и округе уже функционируют комиссии, которые разрабатывают условия объединения.
Интересно, что рейтинг главы Башкортостана Муртазы Рахимова, несмотря на его заявление о намерении не баллотироваться на третий срок на предстоящих в 2003 г. республиканских президентских выборах, снизился незначительно. Дело в том, что в случае лоббируемой им в настоящее время трансформации Башкортостана в парламентскую республику Рахимов, по мнению некоторых аналитиков, может сохранить власть уже в другом качестве.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
В сентябре 2002 г. |
В августе 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,23 |
4,31 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,14 |
4,17 |
3 |
Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") |
4,12 |
4,25 |
4 |
Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) |
4,09 |
4,14 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,07 |
4,04 |
6 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа групп") |
4,04 |
4,08 |
Сильная эффективность |
|||
7 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
3,96 |
3,90 |
8-9 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) |
3,87 |
4,02 |
8-9 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,87 |
3,83 |
10 |
Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) |
3,56 |
3,49 |
11 |
Миллер А.Б. ("Газпром") |
3,53 |
3,51 |
12-13 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,47 |
3,49 |
12-13 |
Костин А.Л. (Внешторгбанк) |
3,47 |
3,47 |
14 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,38 |
3,33 |
15 |
Потанин В.О. (группа "Интеррос") |
3,36 |
3,46 |
16 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
3,34 |
3,32 |
17 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
3,31 |
3,29 |
Средняя эффективность |
|||
18 |
Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) |
2,85 |
2,69 |
19 |
Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) |
2,76 |
2,68 |
20 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,74 |
2,57 |
21 |
Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) |
2,71 |
═ |
22 |
Козицын А.А. (УГМК-Холдинг) |
2,69 |
2,67 |
23 |
Левицкий Н.В. (МХК "Еврохим") |
2,63 |
2,60 |
24 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,53 |
2,72 |
25 |
Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) |
2,50 |
2,52 |
═ | Средний рейтинг |
3,41 |
3,40 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
В сентябре 2002 г. |
В августе 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,42 |
4,39 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,23 |
4,28 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,18 |
4,23 |
4-5 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
4,12 |
3,92 |
4-5 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) |
4,12 |
4,17 |
Сильная эффективность |
|||
6 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,97 |
3,95 |
7 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,95 |
3,86 |
8-9 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,90 |
4,02 |
8-9 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,90 |
3,86 |
10 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,86 |
3,90 |
11 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,80 |
3,83 |
12 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,61 |
3,68 |
13 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,54 |
3,65 |
Средняя эффективность |
|||
14 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,83 |
2,60 |
15 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
2,62 |
2,36 |
16 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,59 |
2,55 |
17-18 |
Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) |
2,54 |
2,57 |
17-18 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,54 |
2,60 |
19 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,50 |
2,50 |
20 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
2,41 |
2,32 |
21-22 |
Говорин Б.А. (Иркутская область) |
2,37 |
2,20 |
21-22 |
Собянин С.С. (Тюменская область) |
2,37 |
2,45 |
23 |
Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) |
2,32 |
2,28 |
24 |
Лапшин М.И. (Республика Алтай) |
2,28 |
2,25 |
25 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,24 |
2,28 |
═ | Средний рейтинг |
3,25 |
3,23 |
Лоббисты-"профессионалы"
# |
Ф.И.О. |
В сентябре 2002 г. |
В августе 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,79 |
4,54 |
2 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,76 |
4,73 |
3 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,31 |
4,37 |
4 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,13 |
4,07 |
5 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,11 |
4,12 |
6 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,08 |
4,07 |
7 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
4,05 |
3,97 |
8 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,02 |
4,05 |
Сильная эффективность |
|||
9 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
3,81 |
3,78 |
10 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,77 |
3,74 |
11 |
Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) |
3,46 |
3,42 |
12 |
Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) |
3,42 |
3,42 |
13 |
Гордеев А.В. (федеральное правительство) |
3,28 |
3,14 |
14-15 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,23 |
3,26 |
14-15 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,23 |
3,16 |
16 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс Капитал") |
3,21 |
3,18 |
17 |
Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) |
3,20 |
3,11 |
18 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,15 |
3,12 |
19 |
Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) |
3,07 |
3,09 |
Средняя эффективность |
|||
20-21 |
Торшин А.П. (Совет Федерации) |
2,87 |
2,94 |
20-21 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
2,87 |
2,78 |
22 |
Лысяков А.А. (Совет Федерации) |
2,83 |
2,81 |
23 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,80 |
2,78 |
24 |
Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) |
2,78 |
2,92 |
25 |
Генералов С.В. (депутат Госдумы) |
2,75 |
2,67 |
═ | Средний рейтинг |
3,52 |
3,50 |
Агентство экономических новостей, 2002