0
824
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.10.2002 00:00:00

Опасные игры на Кавказе

Леонид Ивашов

Об авторе: Леонид Григорьевич Ивашов - вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук.

Тэги: грузия, конфликт


Отсутствие коренного перелома в чеченской кампании, нарастание напряженности в других субъектах региона, вызванное катастрофическими природными явлениями, нерешенностью большинства социальных проблем, падением влияния на текущие процессы со стороны Центра, расширение масштабов террористической деятельности и радикализация населения не могут не вызывать озабоченности у политического руководства страны. С формированием и реализацией комплексной стратегической программы стабилизации обстановки на Кавказе у власти явно обозначился провал. Плюс ко всему - ослабление позиций Москвы в споре за каспийскую нефть, поражение в битве за нефтепроводы, появление американского военного присутствия в Грузии.

В условиях практически начавшегося предвыборного этапа это чревато по крайней мере утратой доверия электората к политике президента и поддерживающим его курс центристским и правым партиям. Ведь именно наведение конституционного порядка на Северном Кавказе и разгром формирований чеченских боевиков стали центральным звеном и надеждой большинства россиян в ходе предыдущей избирательной президентской кампании. Однако, увы, надеждам не суждено было сбыться. Причин тому много, но главные все же просматриваются - это отсутствие у российского руководства системы стратегического планирования развития Северо-Кавказского региона, как и других регионов, как и всего Российского государства. Это напрямую связано с выбором либерально-монетаристской доктрины развития страны по рецептам МВФ, отказом государства от целого ряда планирующих и управленческих функций, отсутствием концепции геополитического поведения России в быстро меняющемся мире.

Отсюда импульсивность и бессистемность действий власти в разрешении внутренних и внешних проблем.

И вторая причина - наличие мощных антироссийских внешних сил и их внутренней агентуры, действующих в рамках скоординированной по месту и времени стратегической логики. Основными игроками на кавказско-каспийском поле являются США, Турция, Россия. Вторая линия фигур - Азербайджан, Армения, Грузия, Иран. Чисто нефтяные и газовые интересы преследуют другие участники каспийского пула - Казахстан и Туркменистан. Косвенный интерес имеют здесь Саудовская Аравия и другие ближневосточные экспортеры нефти. Суть его в том, чтобы каспийская нефть не выступала активным конкурентом нефти ближневосточной. И конечно, радикальные исламские группировки, в том числе и международного толка, почувствовали на Кавказе возможную добычу для реализации своих планов по созданию халифатов на основе неоваххабизма. США действуют в Кавказско-Каспийском регионе в рамках своей глобальной стратегии мирового господства и установления контроля над ключевыми ресурсными районами мира, Турция реализует свою доктрину регионального лидерства. Россия же находится в состоянии объекта воздействия внешних сил и ведет хаотичные оборонительные действия, все более и более уступая свои позиции. Грузия, а точнее режим Шеварднадзе, является не чем иным, как провоцирующим элементом, дразнящим Россию и таким образом заманивающим ее в американо-турецкие стратегические сети. И Россия постоянно попадается на эти уловки.

Так было в период абхазо-грузинского конфликта, когда Кремль открыто встал на сторону Шеварднадзе и передал ему огромное количество техники и вооружения и вскоре в ответ получил требования вывести российских пограничников с территории Грузии и выплатить 10 млрд. долларов за долю советских вооруженных сил, разграбленных грузинской стороной. Затем Тбилиси склонил Москву к блокаде Абхазии и вводу российских миротворцев на линию противостояния, при этом не платя ни единого рубля (и даже лари), менял как перчатки российских генералов - командующих миротворческим континентом, пытавшихся соблюдать беспристрастность в конфликте. Далее последовало требование о ликвидации российской военной базы в Гудауте и даже уничтожении боевой техники. И российские представители сели за стол переговоров, результатом которых стала полная ликвидация военного присутствия (кроме миротворческого) России в Абхазии.

И это произошло в тот самый период, когда по территории Грузии свободно разгуливали чеченские боевики, дома отдыха и больницы предоставлялись для раненых из их числа, через грузинские банки проходили транши для Хаттаба и Басаева, а некто Алдамов принимался в грузинских властных структурах как официальный представитель "дружественного государства Ичкерия". Зашумели по этому поводу некоторые депутаты и СМИ, но президент Грузии по трем российским телеканалам заверил всех нас, что боевиков на территории Грузии нет, а есть скромные безобидные беженцы из Чечни. В Москве успокоились и на всякий случай отозвали из Тбилиси посла РФ Феликса Станевского, чтобы не пугал Кремль своей информацией о чеченских отрядах в дружественной стране.

В этом же списке и спиртовая война, в ходе которой вставший на пути контрабандного спирта из Грузии директор Федеральной пограничной службы Андрей Николаев был уволен в отставку. В знак признательности Эдуард Шеварднадзе не пропустил на территорию Грузии колонны машин с материальными средствами для личного состава российских военных баз.

И лишь когда банды террористов почти легально разбили лагеря подготовки и не только в Панкисском ущелье, а некоторые из них с грузинскими паспортами стали открыто пересекать границы РФ, Владимиром Путиным было принято решение о визовом режиме. Кресло под Шеварднадзе сильно зашаталось, и он, как всегда в подобных случаях, заговорил о великой дружбе грузинского и российского народов, о любви ко всему русскому и предложил подписание большого договора, якобы призванного разрешить все проблемы в отношениях двух стран. Одновременно постучался в двери НАТО, заручился поддержкой в Вашингтоне. Начавшиеся переговоры по договору успокоили и Кремль, и грузинскую общественность. А Чубайс укрепил положение грузинского президента, продлив соглашение о льготных поставках электроэнергии. В знак благодарности Шеварднадзе, выдворив российских военных с базы Вазиани и закрыв им доступ к аэродрому в этом же населенном пункте, пригласил американских командос и турецких военных специалистов. Российская делегация на переговорах согласилась на вывод оставшихся военных баз из Батуми и Акалкалаки, несмотря на то что в стамбульском заявлении 1999 г. речь шла об условиях и сроках их функционирования, а не вывода. И несмотря на явное нежелание жителей Аджарии и Джавахетии расставаться с российскими военными. Казалось бы, добрые милые отношения - Шеварднадзе шалит и делает постоянно пакости, Кремль слегка пожурит и все прощает. И вдруг вспышка гнева, ультиматум и угроза военного вмешательства (преследование террористов на чужой территории) и нанесения ударов по объектам на грузинской стороне. Трудное дело гадать, кто и что подтолкнули президента РФ на такой шаг и чем это закончится. Дай бог, чтобы лишь словесами. Потому что практическая реализация чревата тяжелыми последствиями для самого Владимира Путина, для российской политики и для Российского государства в целом.

В СМИ постоянно звучит мысль, что это силовики надавили на президента. Возможно, и так. Но возникает вопрос - почему на людей в погонах возлагают ответственность за развязывание политических узлов в чеченской ситуации и в отношениях с Грузией? Эти узлы затягивали Ельцин, Березовский, Чубайс, Черномырдин и вся их компания, а разрубать посылают солдата и офицера с риском для жизни, здоровья и своего будущего. На человеческих, заметно подешевевших жизнях так называемая властная элита в России, в Грузии, в Чечне делает неплохой политический и денежный бизнес. Да - и главное - после начала военной фазы есть на кого списать все свои преступления и аферы. Конечно, на генералов, они, мол, бездарные, не могут справиться с группой боевиков. Да, генералы пока не могут справиться с той развитой системой всеобщей коррупции, предательства национальных интересов, бизнеса на крови, которая укоренилась в российском обществе, каждодневно рождает материал для пополнения криминала, боевиков и террористических организаций.

Чем может любой командир федеральных сил поднять боевой и моральный дух своих подчиненных, прекрасно понимающих, в чьих интересах и по чьей вине развязана война на Кавказе? Разве что невнятным рассуждением о территориальной целостности и непонятных интересах государства. А ваххабиту, вербовщику человеческих душ, достаточно включить любой российский телеканал, где на фоне беснующейся сверхсытой знати - толпы беспризорников, наркоманов, обездоленных людей, где что ни новость, то сплошной криминал и клановые разборки, где наизнанку выворачиваются и навязываются обществу самые низменные животные страсти.

Не нужно больше никакой агитации: давай в руки автомат, взрывчатку, немного обучи - и борец за идею готов. И таковых сегодня на Северном Кавказе десятки, если не сотни тысяч. И никакие переносы боевых действий на территорию Грузии эффекта, а тем более перелома в ситуации не дадут.

Дадут же совершенно иные последствия. Россия подорвет и без того призрачный международный престиж, и никакая 51-я статья Устава ООН не поможет, поскольку есть еще и 39-я статья этого же устава, согласно которой лишь Совет Безопасности устанавливает факт агрессии. А этого, увы, не случится, как бы наши представители ни пытались убедить мировое сообщество, что Грузия, практически не имеющая боеспособных частей, совершила вооруженную агрессию против ядерной державы, имеющей миллионную армию. Да и не стыдно ли будет жаловаться? В любом случае результат для нас будет негативный: либо СБ ООН будет принята резолюция, осуждающая российскую агрессию, либо американцы разменяют ее на нашу поддержку агрессии США против Ирака. (Может быть, кто-то именно с этой целью подталкивает президента РФ к силовым действиям?)

Ударит бумерангом первый же снаряд, упавший на грузинскую территорию, и по позициям России в СНГ, и по военно-интеграционным процессам, ибо противостояние российских и грузинских военных выльется в размежевание по разлому ДКБ-ГУУАМ, ибо члены Договора о коллективной безопасности и члены ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) имеют свои внутренние военные обязательства. Начнется нагнетание страстей вокруг российских военных баз в Грузии, третирование и выдавливание русских. Появятся новые беженцы. На весь мир день и ночь будут крутить кадры о варварстве российских военных. Россия потеряет не только свое "демократическое" лицо, но и серьезно ослабит влияние на Каспии и в Кавказском регионе. Так что выигрыш в нагнетании военной напряженности с режимом Шеварднадзе весьма сомнителен. Скорее подобное развитие событий выгодно прежде всего самому режиму.

Эдуард Шеварднадзе - мастер провокаций, он посредством них каждый раз продлевает свое политическое долголетие, и Москва каждый раз помогает ему, разрушая планы оппозиции, искренне симпатизирующей России и ожидающей хотя бы моральной поддержки. Но, увы, лидеры оппозиции нынешнему режиму в Грузии - персоны нон грата в российских официальных кругах, даже когда Шеварднадзе якшается с Алдамовым, Гелаевым и другими чеченскими сепаратистами. А им, как и лидерам Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, стоило бы уделить внимание. Они ждут этого если не от официальных лиц, то хотя бы от российской общественности. Да и льготы в поставках энергоносителей из России стоило бы поберечь для дружественного нам режима, а не для Шеварднадзе, давно пораженного вирусом антирусскости.

Стоит посмотреть и на другие меры мирного характера, как, например, ослабление погранично-контрольного режима с Абхазией, развитие деловых отношений российских регионов с грузинскими в обход Тбилиси, работа с диаспорой в России и многое другое. И, конечно, мощный и постоянный прессинг и разоблачение истинного лица Эдуарда Шеварднадзе. Хвататься за оружие при каждой ссоре - удел американских ковбоев, а не трезвых политиков. Да и судьба России, российско-грузинских отношений гораздо дороже судьбы бывшего министра иностранных дел СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3210
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3570
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2611
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4601

Другие новости