Похоже, в текущем году в России не было ни одного сколько-нибудь заметного общественно-политического мероприятия, на котором так или иначе не обсуждались бы проблемы предстоящего вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Во всех регионах (а кое-где не по одному разу) прошли дискуссии, тематические семинары, круглые столы, на которых обсуждались перспективы российской экономики после присоединения к соглашениям ВТО.
Некоторые из этих мероприятий были организованы Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) - главным инициатором и "локомотивом" переговорного процесса со странами - членами ВТО. МЭРТ, следуя какой-то своей внутренней логике, определило небольшой список из 7-8 регионов, в которых сочло нужным разъяснить позицию правительства РФ по проблемам ВТО. Однако большинство областей России не стали дожидаться внимания федеральных чиновников и развернули обсуждение проблемы по собственной инициативе. Итог и в том и в другом случае оказался один - пока что членство России в ВТО несет в себе больше вопросов и непредсказуемых перспектив, чем конкретных, реально обоснованных выгод.
Свою обеспокоенность уже высказали Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Красноярская, Самарская, Курская области, республики Алтай и Татарстан, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Список регионов, опасающихся за свою экономику в связи с перспективой подписания соглашений с ВТО, можно не продолжать, так как он включает в себя практически всю Россию. По крайней мере не удалось отыскать ни одного высказывания регионального лидера, который бы полностью приветствовал идею ВТО в том виде, как ее преподносит сегодня МЭРТ. С другой стороны, высказываются опасения за судьбу не только отдельных регионов, но и целых отраслей экономики. Своим будущим озабочены работники сельского хозяйства, оборонного комплекса, рынка страховых услуг, автомобилестроения, легкой и пищевой промышленностей. Все это и вынуждает предпринимателей и региональных лидеров вместе искать ответы на те вопросы, которые упорно игнорирует Минэкономразвития, из года в год дающее относительно ВТО лишь многочисленные оптимистичные прогнозы, не подтвержденные никакими конкретными расчетами.
Одно из событий такого рода - закончившийся на прошлой неделе второй Байкальский экономический форум. На нем также работала секция "Экономическая интеграция в условиях глобализации", в рамках которой прошел круглый стол "Россия и ВТО: интересы государства, бизнеса, гражданина". Участники дискуссий отметили, что общий курс на присоединение России к ВТО отвечает интересам экономического и социального развития страны. Все это является неотъемлемой частью формирования в России экономики открытого типа. Однако наряду с этими положительными моментами были отмечены и многочисленные проблемы, решение которых пока неочевидно для региональных участников заседаний Байкальского форума.
Например, ряд регионов Восточной Сибири сегодня явно отстает в экономическом развитии от остальной территории страны, их экономика в значительной мере зависит от внешнеэкономической деятельности, а вступать в равноправную конкуренцию с ведущими зарубежными производителями они пока не в силах. Для адаптации к новым условиям хозяйствования им нужно время и целый ряд защитных мер со стороны российского законодательства. Пока что система государственной поддержки экспорта товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости явно недостаточна. Существующая система таможенного и тарифного регулирования необоснованно увеличивает издержки производства и транспортировки продукции. В этих условиях конкурировать с импортными товарами в ценовом соотношении очень сложно, если не смертельно опасно - под удар неконтролируемой волны импорта могут попасть многие отрасли экономики, а результатом станет масштабное сокращение производства или вовсе отмирание каких-то секторов промышленности.
Неопределенность последнего утверждения также является частью проблемы и неполноценной позиции российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО. Дело в том, что до сих пор не налажен полномасштабный мониторинг торговых барьеров на пути российского экспорта, а также случаев недобросовестной импортной конкуренции и чрезмерного объема импорта, наносящего ущерб отечественным производителям.
А ведь с функционированием производственной сферы самым тесным образом связан рынок труда, перспективы которого совершенно не корректируются пока в связи с членством в ВТО. Некоторые эксперты, основываясь на экономических выкладках и статистических расчетах, уже предсказывают паралич отдельных отраслей российской промышленности с неизбежной массовой безработицей и опасным ростом социальной напряженности. Кроме того, в России до сих пор не разработана научно обоснованная система экономических показателей как характеризующих состояние национальной экономической безопасности, так и помогающих в формировании промышленной политики государства.
Проще говоря, нынешняя государственная власть не определилась с тем, какие отрасли экономики она считает приоритетными для страны, какие намерена развивать и поддерживать доступными ей средствами. Проблема в том, что после вступления в ВТО многие нынешние формы господдержки окажутся под запретом и тогда определяться в своих экономических ориентирах окажется поздно и во многом бесполезно. Став членом ВТО, Россия потеряет возможность прибегать к таким мерам защиты внутренних производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т.д. Импортные пошлины не должны будут превышать 3-4% от стоимости товара, и со вступлением в ВТО мы потеряем возможность эти пошлины повышать. Под запретом окажутся и субсидии конкретным предприятиям.
Сейчас уже стало очевидным, что учесть все последствия вступления России в ВТО Минэкономразвития не в состоянии, не говоря уже об учете региональных особенностей обширных российских территорий. Мало надежды и на результаты тендера по анализу перспектив российской экономики после присоединения к процедурам ВТО. Тендер объявило МЭРТ, но в результате дорогостоящий заказ оказался в руках близкой к этому министерству Высшей школы экономики. Хотя речь сегодня идет уже не об эффективном использовании бюджетных средств, а о необходимости проведения тщательной и объективной экспертизы. Причем проводить такой анализ нужно в максимальной привязке к конкретным отраслям и регионам. Но на местах пока попросту нет сколько-нибудь квалифицированных кадров по проблемам ВТО для государственных организаций и бизнеса. Найти и обучить таких специалистов - задача уже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.
Выходом из положения мог бы стать систематизированный диалог власти, объединений предпринимателей и общественных сил по основной тематике переговоров России с ВТО. Но пока что мы наблюдаем ситуацию разрозненных монологов, когда чиновники из Центра предпочитают говорить о светлом послезавтра, а регионалы и промышленники просят их развеять сомнения относительно туманного завтрашнего дня.