- Сегодня проведение предвыборных кампаний - это производственный процесс. Как и на любом другом производстве, политические технологии представляют собой определенный набор методов организации предвыборного процесса. Поэтому любому политику, прежде чем принять решение об участии в выборах, следует задуматься о двух вещах.
- О чем же должны думать те, кто стремится к вершинам власти?
- Во-первых, политик должен четко определить цель своей избирательной кампании. Для чего он идет на поле "предвыборной брани"? Каков должен быть окончательный или промежуточный результат его избирательной кампании? Любой ход в предвыборной борьбе может иметь далеко идущие последствия. Часто какая-либо активность политика в информационном поле или его участие в выборах является лишь началом другой, более важной для него избирательной кампании. Достаточно вспомнить историю избрания в Государственную Думу нынешнего созыва депутата Валерия Гальченко. Он вел активную социальную кампанию в Московской области, позволившую ему на заключительном этапе предвыборной гонки достичь договоренности о партнерстве не только с "правящим" в Московской области движением ОВР, но и другими политическими силами и одержать в своем округе убедительную победу. Губернатор Самарской области Константин Титов принял участие в выборах президента РФ в 2000 г. отнюдь не для того, чтобы попытаться стать президентом России. Считаные проценты, полученные г-ном Титовым на президентских выборах, позволили ему заявить о том, что он не пользуется доверием у избирателей Самарской области, и уйти в отставку с поста губернатора. Назначаются досрочные выборы, к которым готов сам Титов, но никак не готовы его конкуренты. В итоге Константин Титов дает свое согласие вновь баллотироваться на пост губернатора и выигрывает досрочные выборы.
- Что может дать политику столь четкая постановка цели кампании?
- Прежде всего значительную экономию финансовых затрат на производство предвыборной кампании. В случае с депутатом Гальченко общая стоимость его избирательной кампании составила 50-70% от стоимости успешных кампаний в соседних избирательных округах. Поэтому вопрос о том, дорого или дешево обходятся услуги политконсультантов, как мне представляется, некорректен. Главным оружием политика в предвыборной борьбе являются не политконсультанты как таковые, а все те ресурсы, которыми обладает данный политик. И это второе, над чем следует задуматься политику перед началом своей избирательной кампании.
- О каких ресурсах идет речь?
- Это стартовая электоральная ситуация, административный, финансовый и временной ресурс, а также наличие или отсутствие "дружественных" СМИ и квалифицированных политтехнологов. Взаимозаменяемость этих ресурсов в современной России возможна, но не полностью. Административная поддержка позволяет сэкономить деньги и время, необходимые для "раскрутки" кандидата. Действующий политик с учетом правильно выбранного времени начала кампании имеет больше шансов на победу. Уже упоминавшийся мною Константин Титов правильно оценил стартовую электоральную ситуацию, варианты развития событий и выбрал наиболее удачное время для начала своей губернаторской кампании. Создав после своего участия в президентских выборах ситуацию досрочных выборов губернатора, он значительно удешевил стоимость своего переизбрания.
Если у политика на территории есть собственные СМИ, то это позволит значительно снизить финансовые и временные расходы, необходимые для запуска медиакампании даже в ситуации работы против действующей власти. Федор Провоторов, находившийся в оппозиции к действующему главе города Касимова Рязанской области во время предвыборной кампании в областное Законодательное собрание, именно за счет дружественных СМИ смог нейтрализовать попытку снятия его кандидатуры за один день до выборов.
Можно провести кампанию против действующей власти и при этом обойтись без использования СМИ. Например, в этом году во время кампании по выборам депутатов Верховной Рады Украины главным оппонентом нашего кандидата в Харькове был депутат ВР прошлого созыва. Доступ на телеканалы нашему кандидату был закрыт, поэтому были активизированы другие ресурсы, и это позволило выиграть кампанию.
Но необходимо помнить, что при отсутствии одного ресурса требуется увеличение расходов тех ресурсов, которые есть в распоряжении политика.
- А есть ли ресурсы, без которых нельзя обойтись?
- Да. Это прежде всего сам политик, который является ресурсом первостепенной важности. Причем в полном понимании этого слова. А еще нельзя обойтись без времени и некоторых материальных вложений, масштаб которых в зависимости от уровня выборов и ситуации может быть очень разным.
- Что вы можете посоветовать политикам, собирающимся участвовать в предстоящей предвыборной гонке?
- Для тех, кто собирается стать депутатом Государственной Думы нового созыва, я бы посоветовал сначала рассмотреть оба варианта избрания, которые предоставляются кандидатам в соответствии с законодательством. Во-первых, это включение вашей кандидатуры в избирательный список от одной из партий, которые гарантированно пройдут в Думу. Необходимо занять в этом списке как можно более высокое место. Именно тогда вы с наибольшей вероятностью станете депутатом. Возможность влиять на распределение мест в избирательном списке партии вы можете получить и в том случае, если будете контролировать процесс проведения избирательной кампании этой партии в своем регионе. Во-вторых, можно определить, где именно с наименьшими затратами вы можете быть избраны в Думу по одномандатному округу. Для этого необходим детальный анализ ситуации в округе и проведение специальных исследований.
Далее, сравните затраты по обоим вариантам избрания и оцените риски. В случае острой необходимости быть избранным в Думу необходимо запускать оба варианта.
- Что можно порекомендовать тем, кто собирается избираться в Госдуму по одномандатному округу?
- После выбора одномандатного округа необходимо принять решение о том, когда нужно начинать избирательную кампанию. Это очень важно. Выбор времени старта кампании зависит от того, какие ресурсы имеются в распоряжении кандидата, а также от времени, оставшегося до выборов. Наличие значительного временного ресурса на проведение избирательной кампании существенно повышает вероятность победы кандидата на выборах и позволяет ему наращивать другие ресурсы, отсутствие которых наблюдается на первом этапе кампании. Когда у вас есть запас времени, вы сможете сэкономить такой значимый ресурс, как деньги. В этом случае можно спланировать и провести эффективную сценарную кампанию, которая позиционирует вас как единственно разумный выбор для избирателя. Такие кампании оказываются, как правило, не только дешевле, но и надежнее обычных, "стандартных" предвыборных кампаний.
- Почему сценарные кампании так эффективны?
- Суть всех сценарных кампаний заключается в запуске на территории, по которой баллотируется кандидат, целевых социальных процессов как среди элит, так и среди населения, формирующих отношение к данному политику. Еще раз повторю, что для этого необходимо достаточное количество времени. Надо заранее создать необходимые договоренности со значимыми людьми на территории, сформировать популярность кандидата в местных СМИ, собрать вокруг него союзников со своими ресурсами. Последнее особенно важно сделать в случае, когда на территории одновременно проходят несколько избирательных кампаний разного уровня. Весьма показательной в этом отношении является ситуация, которая складывается сейчас в Тульской области. Там, судя по сообщениям прессы, одновременно разворачиваются сразу две избирательные кампании. Выборы в Государственную Думу состоятся в следующем году, а до очередных выборов губернатора Тульской области еще целых три с половиной года. Казалось бы, куда торопиться? Однако анализ публикаций в центральной прессе по этому поводу позволяет предположить начало обеих кампаний.
Итак, проведение сценарных кампаний позволяет политикам достигать поставленных целей, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и экономить деньги. В этом главный "секрет" успеха в предстоящей предвыборной гонке.