0
697
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.08.2002 00:00:00

Белорусский фактор

Константин Косачев

Об авторе: Константин Косачев - первый заместитель руководителя фракции "Отечество - Вся Россия" в ГД ФС РФ.

Тэги: белоруссия, россия, союз


Создание Союза России и Белоруссии (СРБ) на сегодняшний день сильно напоминает возведение нового дома, где строители не очень-то представляют, как он будет выглядеть, кто будет оплачивать расходы (да и если будет построен - как платить потом коммунальные и в каких деньгах), как и кем будет охраняться, да и вообще нужен ли он. От постоянных же встреч на высоком уровне сколь-нибудь реальные очертания этот проект также пока не принимает. Чем, например, могут похвастаться его авторы? Планируемым в 2005 году введением единой валюты или распространением на Белоруссию российских цен на энергоносители? Постоянной головной болью вокруг союзного бюджета и совершенно непонятной для российского бизнеса схемой приватизации в Белоруссии? А в последнее время - так и довольно резкими высказываниями президентов двух стран.

Вместе с тем разумным политикам с обеих сторон совершенно очевидно, что союз, так или иначе, необходим. Другое дело - суметь найти ответ на вопрос, каким ему быть. Ясно и то, что такие союзы на скорую руку не делаются. Достаточно вспомнить, что Евросоюз, например, объединяется уже более 30 лет. Мы же строим единое с Белоруссией государство всего седьмой год. Причем справедливости ради надо сказать, что строим с нуля. В апреле 1996 года, когда подписывался Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, было неясно, в каком формате А.Лукашенко собирался "дружить" с Россией, в то время как Б.Ельцин, очевидно, исходил из чисто популистских соображений, учитывая опросы общественных мнений в России и Белоруссии в пользу единения братских народов.

Нет сомнения, что, если идея союза провалится, стороны от этого только проиграют. Серьезно пострадает авторитет России в СНГ и в мире. В Белоруссии возникнут принципиально новые, более серьезные проблемы для А.Лукашенко (во всяком случае, Запад сделает для этого все). Напомню, кстати, что госсекретарь США К.Пауэлл не так давно публично заявил, что России можно простить все, кроме попыток объединения бывшего советского пространства. В итоге Белоруссия может развернуться спиной к России, как это уже пытается делать Украина, и оказаться в той самой пресловутой очереди в НАТО. Следствием будет утрата военных объектов России в Белоруссии, затруднение реализации российских планов транзитных путей в Европу.

Под большим вопросом и будущее Калининградской области. Россия сегодня весьма озадачена проблемой транзита в КО и обратно через Литву и Польшу. Однако многие забывают, что ни с той, ни с другой общих границ "континентальная" Россия не имеет. И здесь белорусский фактор особенно важен. Так или иначе, но геополитические, военно-стратегические и экономические последствия крушения планов по созданию союза дорого обойдутся и Минску, и Москве.

Как представляется, дальнейшее "строительство" окажется успешным только тогда, когда на смену прожектерству придет трезвое, расчетливое и выверенное продвижение вперед при максимально полном учете интересов сторон. Причем на сегодняшний день, на мой взгляд, в отношениях с Белоруссией экономика должна доминировать над политикой.

Сегодня топливно-энергетический комплекс России и Белоруссии интегрирован на 95%, машиностроительный комплекс - на 85%, две трети всего своего производства сельскохозяйственной техники и химического волокна Россия и Белоруссия осуществляют совместно. Из множества фактов совместной экономической деятельности особенно интересны две интеграционные программы - "Развитие дизельного автомобилестроения" и "Развитие производства теле- и радиоаппаратуры". Эти совместные начинания не только решают проблему занятости почти миллиона людей в обеих странах, но и благодаря использованию новейших технологий заметно расширяют экспортные возможности России и Белоруссии на рынках СНГ.

Поэтому главное в повестке дня - создание единого экономического поля с Белоруссией, унификация налогообложения и тарифного регулирования в таможенной сфере. Без решения этих вопросов двигаться вперед будет крайне сложно. Так, например, налоговые льготы, как известно, в России устанавливаются парламентом, а в Белоруссии вводятся декретами президента. В частности, они действуют в отношении пяти ведущих предприятий, составляющих по своему потенциалу чуть ли не половину белорусской экономики. Однако если мы говорим о единении экономик, то совершенно очевидно, что налоги тоже должны быть одинаковыми.

Много говорится о введении единой денежной системы. Но такой шаг, очевидно, предполагает обеспечение совместимости хозяйственных систем наших стран. Это, в свою очередь, означает фактическую идентичность законодательств. Например, европейский денежный союз через Маастрихтский договор предъявляет его участникам равные требования и по бюджетному дефициту, и по ценовой политике, и по другим нормам регулирования. Но если в России преобладают свободные цены, а в Белоруссии они в основном регулируются государством, я слабо себе представляю, как это можно совместить. Поэтому в валютной сфере нам также необходимо своего рода российско-белорусское "маастрихтское соглашение". Опять же необходим единый эмиссионный центр. И если есть договоренность, что этим центром станет Центробанк РФ, это должно означать, что все требования к банковским учреждениям Белоруссии будут приведены в соответствие с принятыми в России.

Но если мы максимально приближаем российские банковские капиталы к стандартам ЕС, то белорусским до этого еще далековато. В состав интегрированной экономической системы могут включаться только страны с приблизительно равной по развитию рыночной экономикой. Без решения этих вопросов все разговоры о единой валюте, едином экономическом пространстве останутся пустыми декларациями. В целом если требования интегрирования экономических систем не удовлетворяются, то мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна сторона будет считать себя жертвой, а другую - экономическим и политическим "вампиром". А это уже удар по основному условию объединения - государственному суверенитету. При таком сценарии обиды и разногласия неизбежны. Причем оные, совершенно очевидно, обозначились уже сейчас.

Дело в том, что в Союзном договоре многие вещи просто-напросто не оговорены. Так, например, в отношении создаваемых сейчас объединенных частей ПВО существует дилемма, кто ими будет командовать - Верховный главнокомандующий России или Белоруссии. Есть и много других примеров, когда положения договора явно противоречат главному постулату Союза - суверенитету. Необходимость выработки нового документа - Конституционного акта, который бы снимал эти противоречия, - явно назрела. В то же время очевидно, что части суверенитета все равно последовательно придется передавать на наднациональный уровень. Так, проект Конституционного акта, который, естественно, должен быть вынесен на референдум, предусматривает исключительную компетенцию СРБ по девяти пунктам: оборонному, пограничному и таможенному, налогообложению, финансовой политике и ряду других. Предполагается, что будет президент с определенными полномочиями (кстати, в Евросоюзе о едином президенте говорят уже давно). Или речь может идти о Госсовете, под которым будут союзные парламент, правительство, судебная и надзорная системы.

При этом надо понимать, что, если выборы в союзный парламент будут организованы на основе имеющегося договора, возникает риск спровоцировать конфликт по типу противостояния между Верховным советом СССР и РСФСР. В этой связи, кстати, примечателен тот факт, что на оказание помощи белорусскому народу в проведении в стране "свободных и справедливых президентских, парламентских и местных выборов в соответствии с международно принятыми стандартами" конгресс США предлагает выделить в 2003-2004 гг. 40 млн. долларов. Возникает вопрос: почему и здесь Вашингтон опять "на лихом коне", а планирующая объединиться с Белоруссией Россия опять "в хвосте"? Ведь и нам, что уж греха таить, не все нравится в белорусских процессах демократизации. Но России в отличие от США и Евросоюза хватает такта и выдержки не скатываться на позиции политического менторства. Но, как говорится, "свято место пусто не бывает", и, если мы будем допускать вакуум в процессе создания Союзного государства, он немедленно заполнится другими, и объединения может так и не произойти. С другой стороны, если мы будем слишком торопиться и в экономическом, и в политическом слиянии, то может оказаться так, что Россия и Белоруссия не смогут выдержать соответствующие параметры и, если угодно, "жить вместе". Наша общая задача - всеми силами предотвратить такой финал российско-белорусского союза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1480
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
664
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
919

Другие новости