1. Социальный и экономический прогресс в мире в последние десятилетия обусловлен диффузией двух типов нововведений: а) информационно-технологических и б) организационно-управленческих. Версия Й.Шумпетера об источнике развития, высказанная 90 лет назад, нашла свое полное подтверждение в современном мире: именно ТНК (транснациональные корпорации) являются двигателем изменений.
2. Около 50% экспорта готовой продукции (а в машиностроении до 75%) приходится на внутрифирменный обмен, что обусловливает потребность для ТНК снижать торговые барьеры (издержки) через формирование повестки дня в работе международных торговых организаций - ГАТТ/ВТО.
3. Последние 10 лет экономические преобразования в большинстве развивающихся и бывших социалистических стран (стран с переходной экономикой) осуществляются в рамках так называемого "Вашингтонского консенсуса" - системы мер экономической и финансовой политики, направленной на решение задач по трем направлениям: приватизация, либерализация, стабилизация. Особенностью данной политики является то, что в ее выработке не принимали участие экономисты из стран - объектов воздействия. В этих странах нужно лишь найти отряд беззаветных адептов-проводников этого курса. Международными организациями, скоординированно курировавшими соответствующий блок мер, определены Мировой банк, ГАТТ/ВТО и МВФ.
4. Реализация принципов "Вашингтонского консенсуса" привела к тому, что за последние 10 лет в развивающемся мире было принято около 900 законодательных актов, направленных на либерализацию торгового, финансового и валютного законодательства. Цель - создание делового климата на всем глобальном экономическом пространстве, понятного и приемлемого для ТНК.
5. Именно этим обусловлен тот факт, что в ВТО на данный момент состоят членами уже 144 страны. Их членство было продиктовано требовательной позицией МВФ и Мирового банка (условия кредитов, займов, пролонгаций, реструктуризаций, траншей и т.п.). Переговоры об условиях членства для большинства стран ВТО не являлись переговорами как таковыми - их никто не заметил (Киргизия, Грузия и Молдова стали членами ВТО незаметно для глаз не только нашей, но и местной общественности).
6. Переговорная позиция развитых рыночных стран формируется исходя из интересов своего бизнеса, имеющего цель захвата рынков более слабых стран и получения более дешевых ресурсов для снижения издержек. Подтверждением этой мысли является нынешняя переговорная позиция ЕС в отношении России. Суть ее сводится к тому, чтобы Россия: а) открыла рынок финансовых услуг, прежде всего страховых; б) увеличила в 3 раза тарифы на электроэнергию внутри страны, то есть резко увеличила издержки, а стало быть, ухудшила конкурентные позиции для всех российских компаний и предприятий без исключения; в) снизила в среднем в два раза цену на свой газ, поставляемый в Европу, то есть улучшила структуру издержек и конкурентную позицию западноевропейских потребителей российского газа.
7. Проблемой, существенно затрудняющей выработку адекватной переговорной позиции для России, является методологическое непонимание основных функций государства в экономике ключевыми представителями экономического блока российского правительства. Речь идет о том, что современная экономическая теория и практика выделяют три основные функции правительства: а) регулирование через законодательные и институциональные изменения; б) компенсация провалов рынка; в) перераспределение через бюджет в рамках социальной политики. Так вот, если с регулированием и перераспределением дела обстоят не так плохо, в силу крайне благоприятной внутриполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, то провалы рынка правительство не замечает и прибегает к риторике, нацеленной на апологию рыночных сил.
8. Реально ситуация с рынками в России соответствует сроку их существования, то есть 10 годам. Сделано много, но развитость и зрелость многих рынков часто не позволяет использование их силы и стимулов для движения важных факторов производства. Слабая мобильность рынка труда, отсутствие межбанковских кредитных рынков, очень высокая стоимость капитала, недоразвитость фондового рынка как источника средств для развития. Вот лишь несколько граней проблемы провалов рынка. Каким образом правительство хочет, чтобы бизнес развивался исключительно на основе рыночных законов и сил, непонятно.
9. Отдельно стоит фундаментальная проблема современной экономики в целом - проблема асимметричности информации на рынке. Руководители экономического блока правительства не заметили, что взгляд на рынок как место встреч покупателя и продавца на равных не соответствует действительности. Особенно это касается сложных товаров и услуг, соответствующих экономике, основанной на знании. Один из лауреатов Нобелевской премии в области экономики в этом году Дж. Стиглиц из Колумбийского университета (двое других, для справки, - Акулоф из Беркли и Спенс из Стенфорда), в частности, обосновал, что нехватка информации, означающая неэффективность рынков, ведет к росту безработицы, финансовым и бизнес-кризисам. Кстати, Стиглица выгнали с работы (он был старшим экономистом Мирового банка) за то, что он осмелился критиковать политику Минфина США и МВФ в отношении азиатских стран, базировавшуюся, по его мнению, на заблуждении относительно эффективности рынков и прозрачности банков этих стран, способных переваривать крупные займы. Наш собственный российский опыт применения западных советов еще убедительнее иллюстрирует ошибочность сторонников идеального рыночного хозяйства.
10. Теоретические заблуждения наших министров-экономистов в этом отношении было бы их личной и профессиональной бедой, если бы они не занимали самые главные позиции в формировании условий для России в ВТО. Дело в том, что ключевой спектр проблем, связанный с нетарифными барьерами, которые существенно выше тарифных, базируется на выявлении масштабов и форм государственных субсидий, искажающих рыночные пропорции и конкурентные преимущества производителей товаров и услуг. Так вот, именно доказательное исследование, фактура по секторам конкурирующих экономик, использующим те или иные формы государственной протекции, и позволяют переговорщикам выторговывать себе равные условия. В противном случае приходится выслушивать стандартные уверения относительно того, что, мол, потребитель всегда прав и не надо поддерживать "естественным образом" отмирающих отечественных производителей.
11. При этом надо ясно понимать, что изменения в области стандартов, которые будут проведены через Думу уже осенью, как раз и будут являться инструментом "естественного" вытеснения российского бизнеса из национального экономического пространства. Дело в том, что стандарты и нормы более высокого уровня развития производительных сил будут "добровольно" институционализированы как стандарты и нормы самой России.
12. С 1996 по 2001 г. средняя ставка импортного тарифа в России сократилась с 17,4 до 10,7%, то есть почти на 70 процентов. Открытость экономики как вектор "Вашингтонского консенсуса" неуклонно возрастала. Вопрос: зачем тогда нужно форсированно вступать в ВТО? Моя версия ответа сводится к тому, что, во-первых, Запад заинтересован в усилении контроля за реформами Путина, что при помощи дискредитировавшего себя четыре года назад МВФ невозможно; а во-вторых, вступление в ВТО будет фактически означать делегирование Россией части суверенитета в Женеву, где будут решать, имеет ли наше правительство право на проведение тех или иных мер в отношении компенсации провалов рынка с помощью субсидий и льгот или нет. Вот в этой-то институционализации обязательств России и кроется весь смысл ускорения вступления в ВТО.
13. Когда министра финансов США Пола О"Нила спросили пару месяцев назад во время турне по Африке о тарифных и нетарифных барьерах в торговле со стороны США и ЕС, он грустно ответил, что лично ему защитные меры не нравятся, однако эти страны вынуждены руководствоваться "политическими императивами". В переводе на русский язык это означает, что современные рыночные экономики одновременно являются демократическими государствами, где за абстрактный либерализм придется расплачиваться на ближайших выборах. Именно учет голосов работников, занятых в защищаемых отраслях, и является политическим ограничителем в воплощении идей глобализации применительно к развитым странам.
14. Представляется целесообразным отказаться от идеи форсированного вступления в ВТО за счет интересов российской экономики, прежде всего региональной. Правительству необходимо разобраться в содержании и структуре функции "компенсация провалов рынка" применительно к различным аспектам модернизации российской экономики. На этой основе определить и заложить в переговорную позицию объемы государственного вмешательства в контексте компенсации провалов рынка, что позволит создать более выгодные предпосылки как для развития различных рынков, так и для развития российских корпораций - двигателей, по Шумпетеру, экономического и социального прогресса России.