- Нынешняя весна в Казахстане была горячей в политическом смысле. Оппозиция в лице ДВК активизировала наступление на позиции президента Назарбаева. Это привело к достаточно резкому ответу со стороны властей. Какова сейчас внутриполитическая обстановка в стране?
- Обстановка в стране спокойная. А выступления оппозиции - процесс, можно сказать, закономерный. В последние десять лет он протекает волнообразно - видимо, это одно из свойств переходного общества. Оппозиция имеет представительство в парламенте, имеет свои политические структуры, партии, объединения. Поэтому я считаю, что это нормальное явление, которого не надо пугаться. Ответ властей на выступления оппозиции должен быть один: улучшение жизни людей. К чему, собственно, мы и стремимся.
- Недавно компетентные органы Казахстана выразили опасение, что нынешним летом в регионе могут активизироваться фундаменталистские силы, в частности транснациональная экстремистская партия "Хизб-ут-Тахрир". В связи с этим будет ли Казахстан расширять сотрудничество с союзниками по антитеррористической коалиции?
- Усилия международной антитеррористической коалиции с момента трагических событий 11 сентября 2001 года значительно снизили угрозу терроризма и экстремизма для региона Центральной Азии. Ликвидированы крупные базы подготовки террористов на территории Афганистана, разрушены организационные, финансовые и информационные каналы движения "Талибан" и "Аль-Каиды", представлявшие в последние годы прямую угрозу безопасности стран Центрально-Азиатского региона. В странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, принят ряд законов, создающих дополнительные правовые препятствия для экстремистской и террористической деятельности. Более того, Казахстан стал участником двух международных конвенций - Конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Все это свидетельствует о том, что в целом поле для активности террористов и экстремистов в регионе в определенной степени сужено.
Вместе с тем текущая ситуация в регионе остается достаточно опасной. Во-первых, не доведена до логического завершения военная операция по уничтожению террористической инфраструктуры в Афганистане, связанной с Усамой бен Ладеном, "Аль-Каидой" и "Талибаном". Более того, остатки афганских террористических организаций пытаются восстановить контакты с лидерами ряда подпольных экстремистских организаций Центральной Азии и Кавказа.
Во-вторых, появились сведения об активизации деятельности в Центральной Азии террористических и экстремистских организаций типа Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и "Хизб-ут-Тахрир", лидеры которых стремятся восстановить контакты со скрывающимися руководителями "Аль-Каиды" и "Талибана", наладить координацию своих действий в регионе. Есть информация и о том, что отдельные группы боевиков концентрируются в труднодоступной горной местности на северных границах Афганистана.
Международные экстремистские и террористические структуры оказывают сильное воздействие на внутриполитическое положение стран региона с целью их дестабилизации, разжигания межконфессиональной и межнациональной вражды, для инспирирования сепаратистских и других деструктивных настроений. При этом в действиях вышеназванных террористических организаций прослеживаются попытки использовать протестную активность населения. Отмечаются факты распространения листовок, попытки установления контактов с представителями оппозиции.
В-третьих, угроза терроризма и экстремизма тесно связана с незаконным оборотом наркотиков, одним из источников которого является Афганистан. По оценкам экспертной группы ООН, на долю этой страны приходится почти 75% мирового производства опия-сырца.
К сожалению, центральноазиатское направление является главным каналом транспортировки наркотиков на мировые рынки. По некоторым оценкам экспертов, через Центрально-Азиатский регион проходит около 65% наркотиков, производимых в Афганистане. Чтобы обеспечить их беспрепятственную доставку, наркогруппировки, действующие в регионе, могут пойти на создание своеобразного "коридора нестабильности" вдоль путей наркотрафика, то есть по так называемому "северному маршруту".
- Как собираются страны региона решать эти проблемы?
- Безопасность в регионе можно обеспечить только совместными усилиями в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества. Такой позиции Казахстан придерживался раньше и придерживается сейчас.
В этой связи большая работа проводится в рамках межгосударственных организаций, в частности Совета о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Совета по взаимодействию и мерам доверия в Азии. На последних саммитах первых двух организаций удалось конкретизировать вопросы по активизации многостороннего сотрудничества, в том числе и в обеспечении региональной безопасности.
Более того, на юбилейной сессии СКБ в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества для стран - членов ДКБ утвержден перечень поставок продукции военного назначения на 2003 год. При этом российские вооружения и военная техника будут поставляться Казахстану по внутренним ценам России.
Достигнута договоренность с Россией о безвозмездном обучении казахстанских военнослужащих в российских военных учебных заведениях. Так, только в текущем году из Казахстана будет направлено 165 офицеров и курсантов, а с 2003 года данная квота повысится до 250 человек.
В рамках первого саммита глав государств и правительств СВМДА, состоявшегося в начале июня этого года в Алматы, подписана Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.
Казахстан поддержал и поддерживает действия сил антитеррористической коалиции в Центральной Азии. Мы намерены и впредь оказывать им поддержку, готовы идти на расширение сотрудничества в обеспечении безопасности региона.
В практику вошло проведение ежегодных командно-штабных и полевых учений в рамках всего ДКБ - "Южный щит Содружества", "Боевое Содружество", "Юг - Антитеррор". В начале июня текущего года на территории двух государств - Казахстана и Киргизии - прошли совместные учения Коллективных сил быстрого реагирования стран - участниц Договора о коллективной безопасности. В ходе учений более четко отработана координация войсковых и специализированных групп в борьбе с терроризмом.
Тем не менее окончательное искоренение террористической деятельности в регионе требует усиления координирующей деятельности контртеррористических инициатив, в том числе в рамках ДКБ, ШОС и Антитеррористического центра, направленных на улучшение обмена информацией, сотрудничество в правоохранительной области и обеспечение безопасности границ. Также необходимо повышать боевую готовность вооруженных сил региона.
Среди гражданских инициатив необходимо активизировать работу по снижению уровня бедности и улучшению благосостояния населения, созданию новых рабочих мест в регионе, особенно для молодежи. Как показывает практика, именно нищета и социальная неустроенность толкает людей к участию в деятельности террористических организаций.
Кроме этого необходима целенаправленная просветительская работа среди населения.
- В коммунистические времена партийные идеологи нередко называли вашу страну "лабораторией дружбы народов". Сейчас же имеется немало фактов дискриминации по национальному и языковому признаку. Есть ли у казахстанского руководства план решения этих проблем?
- Известная мудрость гласит, что все широкие обобщения всегда ложны. Поэтому я бы не спешил с выводами о фактах дискриминации по национальному или языковому признакам.
За годы своей новейшей истории Казахстан прошел сложный путь развития, но тем не менее сумел сохранить преемственность стабильности и гармоничности межнациональных отношений. И формула межнациональной стабильности лежит в национальной истории, спрессовавшей в себе уникальность этнического состава государства, в котором проживают представители более 120 национальностей. При этом многие из них попали в Казахстан не по собственной воле, а в результате политических гонений и репрессий.
Наверное, вам небезынтересно будет узнать, что в период разгула сталинского произвола Казахстан только в качестве мнимых врагов советской власти принял полтора миллиона ссыльных политических заключенных из России и других регионов СССР. И еще около 1 миллиона 300 тысяч переселенцев сюда были депортированы как представители неблагонадежных народов. Шла также и естественная миграция, которая была связана с освоением целинных земель и комсомольских строек. И все они органично вписались в казахскую среду, нашли понимание казахского народа, полюбили нашу землю.
Поэтому любые заявления о национальной дискриминации в Казахстане я считаю политически несостоятельными и надуманными. В нашей стране созданы все условия для полноценного национального самовыражения и развития каждого казахстанца. Не претендуя на всеохватность, я тем не менее назову некоторые цифры, свидетельствующие о сбалансированности и гармоничности национальной политики. Так, количество русских школ составляет в Казахстане около 2,5 тысячи. В местах компактного проживания малочисленных национальностей функционирует 13 школ с уйгурским, 81 с узбекским, 3 с таджикским и 1 с украинским языками обучения. Действуют воскресные школы по изучению родного языка на базе учебных заведений, православных и католических храмов. Выпускаются газеты на русском, корейском, уйгурском и немецком языках.
Русский язык имеет в Казахстане статус официального, и его применение никто не ограничивает, более того, казахстанцы в целом рассматривают русский язык и русскую культуру как одну из самых важных составляющих мировой культуры.
Практически каждый второй театр в Казахстане - русский. Около 40% средних учебных заведений - с русским языком обучения. Высшее образование на 70% предоставляется на русском языке. И это не виртуальные цифры, а существующая действительность.
В информационном пространстве республики около 70% газет и журналов выходят на русском языке. При этом по рейтингу популярности русскоязычные СМИ являются лидерами на казахстанском информационном рынке.
Важным институтом поддержания межнациональной стабильности является Ассамблея народов Казахстана, созданная в 1995 году. Теперь и Россия, и Киргизия, изучив наш казахстанский опыт, создали аналогичные организации. В Казахстане Ассамблея народов вносит большой вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Это и участие в общественной экспертизе новых законопроектов в области национальной политики. Это и работа с республиканскими и региональными национальными культурными центрами. Это и проведение съездов, фестивалей этносов, организация национальных средств массовой информации, выпуск литературы на языках народов Казахстана. Это и работа по укреплению связей с казахской диаспорой за рубежом и представителей наших этнических групп с исторической родиной.
Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения. К такому выводу, в частности, пришел верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ господин Ван дер Стул.
Таким образом, что бы ни заявляли некоторые деятели о дискриминациях в сфере межнациональных отношений, факты остаются фактами. Казахстан - единственное государство в СНГ, в котором не было никаких серьезных конфликтов на межнациональной почве и тем более войн в отличие от других регионов бывшего СССР.
- Господин посол, недавно президент Путин отметил, что темпы роста ВВП в Казахстане значительно превышают российские. Запад также благосклонно относится к экономическим новациям Астаны: ваша страна признана государством с рыночной экономикой. Каковы основные причины этих успехов?
- Безусловно, позитивные оценки достижений нашей экономики имеют достаточные основания. Вместе с тем мы прекрасно осознаем, что нам еще предстоит долгий и трудный путь создания сильной, стабильной казахстанской экономики, способной гармонично вписаться в формирующуюся мировую экономическую архитектуру.
За десятилетний период своего развития Казахстан провел жесткие, энергичные реформы, уже давшие значительные результаты в социально-экономической сфере. В начале этого пути жизнь диктовала необходимость системных, решительных и быстрых изменений. Это было возможно только на основе рыночных, соответствующих мировым стандартам и отвечающих местной специфике законов. Без сильной вертикали исполнительной власти сделать это было бы невозможно. Благодаря воле и решительности руководства страны нам удалось создать основу нормативно-правовой базы, позволившей осуществить решительные, принципиальные и быстрые изменения, предопределившие необходимую динамику продвижения реформ.
За короткий срок удалось выстроить современную банковскую, бюджетную, налоговую системы, либерализовать цены и сферу услуг, достичь макроэкономической и финансовой стабильности. Нам удалось первыми в СНГ создать накопительную пенсионную систему, вовремя и удачно провести жилищно-коммунальную реформу. При этом наши реформы были социально ориентированы. Это позволило избежать политических катаклизмов и обеспечить стабильность в обществе.
Промежуточные итоги этой политики мы уже видим: рост ВВП за два года составил почти 23%. Среднемесячная зарплата увеличилась на 54% и вышла на уровень 125 долларов США, пенсии выросли на 35%. Казахстан первым в СНГ признан Европейским союзом и США страной с рыночной экономикой. Такое решение имеет для нас большое значение. Это признание международным сообществом уже проведенных в республике реформ и признание Казахстана как равноправного партнера.
Анализируя пройденный этап, можно констатировать, что экономические реформы в нашем обществе несколько опережают политические преобразования. Наша следующая задача - углубить и завершить модернизацию политической системы на основе демократических преобразований. Мы будем стремиться к разумной децентрализации экономики, созданию взвешенной системы местного управления, построенной на четком законодательном распределении государственных функций и базирующейся на грамотной политике межбюджетных отношений.
Кстати, если уж зашла речь об экономической жизни Республики Казахстан, то должен сказать, что я категорически не могу согласиться с рядом посылок из недавно опубликованной в вашей газете статьи политолога Аждара Куртова "Холодный климат в Центральной Азии". Ссылаясь на некие сомнительные социологические исследования, автор делает сногсшибательный вывод: бизнес представителей "нетитульных" наций находится под откровенным прессингом со стороны властных структур. А это уже якобы "этнократическая государственная политика", которая и принуждает русскоязычных к эмиграции.
Поговорим сперва о корректности социологических исследований, результатами которых автор пользуется. Где, когда, кем, по какой методике они проводились? Почему не указаны хотя бы основные их параметры и авторы? Нам не удалось найти никаких следов этой работы.
В казахстанском бизнесе состав учредителей давно интернационализировался. И в крупном, и в среднем, и в малом бизнесе люди давно объединяются не по национальному признаку, а только по интересам. На сегодняшний день нет ни одной жалобы ни в судебных органах, ни даже в прессе, где бы речь шла о преследованиях бизнесменов только по национальному признаку. Если автору известны такие фамилии, пусть их назовет.
Вот я, если надо, могу навскидку назвать множество имен "нетитульных" бизнесменов. Из семи самых солидных банков три возглавляются неказахами ("Евразийский банк" - Машкевич, он же крупнейший наш "металлург"; "Темирбанк" - Кононенко; "Центркредит" - Ли), а среди учредителей и членов правлений остальных - достаточно представительный "интернационал". Или вот: 10 из 25 самых значимых предприятий Казахстана возглавляются представителями "нетитульных" наций (авиакомпания "Саяхат" - Куропатенко, АО "АХБК-Озат" - Зайцева, ОАО "Алаутрансгаз" - Фельд и так далее). Кто заправляет в цветной металлургии? Ким ("Казахмыс"). Думаю, нет смысла продолжать в том же роде.
Могу добавить другой срез: заместитель премьер-министра и министр финансов - Павлов. Председатель Национального банка Республики Казахстан - Марченко. А кто в нашей чрезвычайно богатой сырьевыми ресурсами стране министр энергетики и минеральных ресурсов? Владимир Школьник.
И эти данные общедоступны - чтобы их получить, не надо проводить никаких "социологических" опросов.
Сейчас многие российские предприниматели изъявляют желание работать в Казахстане. И мы все делаем для активизации подобного интереса, прежде всего в рамках ЕврАзЭС. А подобные статьи могут только мешать этому взаимовыгодному процессу, хотя, конечно, не в состоянии его сколько-нибудь серьезно затормозить. Поэтому я и решил расставить эти акценты.
Ведь для казахстанско-российского торгово-экономического сотрудничества создан хороший плацдарм. Это прежде всего схожесть способа производства, общая ментальность, языковое единство, открытость границ, согласованные таможенные и налоговые условия. Президент Владимир Путин на недавней двусторонней встрече на высшем уровне в Санкт-Петербурге не случайно заявил, что за последние пять месяцев в отношениях между Казахстаном и Россией произошел революционный прорыв. Надо теперь всемерно его развивать.