0
1264
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.06.2002 00:00:00

Идеологический бульон из миражей и мифов

Виктор Аксючиц

Об авторе: Виктор Владимирович Аксючиц - философ, публицист.

Тэги: политика, идеология


Не так давно на собрании новой двуглавой партии власти заместитель главы президентской администрации сурово выговорил активу: интеллектуальная жизнь в партии на нуле, не видно интересных инициатив снизу, партия не умеет и не хочет бороться за власть, полностью провалился пропагандистский блок, у партии должно быть свое Священное Писание, из которого было бы ясно - какие книги читать, кто наш автор, для всего этого мы должны быть политиками, а не чиновниками.

Действительно, главными сейчас являются вопросы стратегии: что мы строим, для кого и во имя чего? Это вопросы национальной идеи. И если до сих пор найти ее не удавалось, то отсюда еще не следует, что это невозможно или не нужно. Просто проблему пытались решать не те, не во имя того и не вовремя.

Если в лице "Единой России" кремлевские политтехнологи создают очередной приводной ремень очередной администрации, то они действуют адекватно, но говорят при этом что-то иное. Надо трезво признать, что "партия власти" необходима для завершения преобразований, требующих не только чиновничьей, но и политической консолидации власти. И это сейчас нормально, так же как нормально существование "партии системной оппозиции", то есть Коммунистической. Этот реликт не следует болезненно обрубать, нужно дать ему возможность либо преобразоваться в органичную общественную структуру социальной защиты, либо самому отмереть со временем. Эти естественные процессы идут в режиме "управляемой демократии", которого не следует стесняться. Ибо в тысячелетней российской государственной традиции органична никакая не многопартийность, а корпоративная, сословная государственность, со своими же формами демократии и либерализма (читайте многих российских авторов, услышьте, наконец, многолетние призывы и глубокие разработки Александра Солженицына).

Вместе с тем есть основания полагать, что кремлевские советники не только требуют от своей партии новой платформы, но сами готовят для нее некий идеологический бульон. И вот уже в политических тусовках замелькали носители новомодной идеологии - евразийства. Что же представляет собой сегодня евразийская идеология и какое отношение она имеет к классическому евразийству?

В последние два десятилетия идеи евразийства становятся все более популярными, что понятно: российская общественность ищет возможности третьего пути после трагического опыта советского коммунизма и десятилетия демократии абсурда. Евразийцы 20-30-х гг. ХХ века тоже пытались, в противовес сталинизму, с одной стороны, и западным демократиям - с другой, обрести органичный российский путь. Творчество евразийцев содержит достижения в отдельных областях истории, культурологии, лингвистики, некоторые научные идеи евразийцев получили развитие у современных ученых. Но в основных философских и политических концепциях евразийцы пошли путем, который может быть полезным только в качестве предостережения - чтобы сегодня не повторять порочных утопий. Новое учение покоилось на четырех основных идеях: 1) Россия - это Евразия, идущая особым путем развития; 2) человечество, культуры и нации являются "симфоническими личностями"; 3) все идеалы утверждаются на началах православия; 4) идеальным является "идеократическое государство". Первый пункт представляет собой попытку соединить несоединимое; второй внедряет философские фикции; третий настраивает на иллюзии, на далеко не православные представления о роли православия; четвертый является идеологической манией.

Объективный анализ идеологии создателей евразийства заставляет согласиться с выводами прот. Георгия Флоровского, который стоял у истоков этого движения, но вскоре отошел от него, осознав его пагубность: "Судьба евразийства - история духовной неудачи. Нельзя замалчивать евразийскую правду. Но нужно сразу и прямо сказать, это правда вопросов, не правда ответов, правда проблем, а не решений... В евразийских грезах малая правда сочетается с великим самообманом... Вместо пути проложен тупик". В своих духовных исканиях евразийцы не смогли освободиться от мифотворчества: их сил хватило на то, чтобы отказаться от иллюзии "русского Запада", но взамен они строят миф "русского Востока". "Исход к Востоку" оказался исходом к новой утопии, по-прежнему направленной на разложение русской православной цивилизации.

Сегодня евразийцами называют себя люди с совершенно разными мировоззрениями и политическими позициями. Но можно выделить инвариант неоевразийской мифологии, который состоит в следующем.

Во-первых, "Евразия" понимается как самобытное историческое и геополитическое пространство. Но в одних случаях евразийцы говорят о территории дореволюционной России или Советского Союза, в других в "Евразию" включают и Китай, и Индию, и Средний Восток. То есть территориальная идентичность в евразийских концепциях отсутствует. Во-вторых, утверждается, что существует некая евразийская цивилизация, - хотя непонятно, какой язык является ее носителем, какую территорию занимает эта цивилизация, какова ее культурная типология. В-третьих, почти все евразийцы - этатисты, то есть пытаются в формах и традициях государственности найти незыблемые исторические ценности. Но, поскольку они не ощущают реального исторического субъекта - народа-государствообразователя в России, то их государственность утопична: в прошлом они видят Чингиз-Московию, в настоящем насаждают идеократию. Неведома евразийцам и та истина, что государство не самодостаточно, но является лишь историческими одеждами народа, защищающими национальный организм. В-четвертых, этатизм евразийцев вынуждает их к апологии большевиков, якобы воссоздавших российскую государственность в "великом" Советском Союзе. При этом игнорируется тот факт, что сталинский режим был самым людоедским в мировой истории и что коммунизм привел государство и страну к катастрофе 90-х гг. В-пятых, евразийцы дают во многом справедливую критику западной цивилизации, но мировоззренческие основания для критического восприятия "атлантизма" очевидны и без евразийского синдрома. В-шестых, евразийцам присуща монголофилия, неоевразийцам - тюркофилия, то есть преувеличение исторической роли нерусских народов России.

Современные евразийцы могут достаточно далеко отходить от идей отцов-основателей, но для них не подлежит сомнению химера "Евразии", вытравляющая реальную историческую память русского народа. Впрочем, это не мешает им проявлять бешеную политическую энергию и беспринципность. Теоретик новообразованной партии "Евразия" Александр Дугин вообще описывает ее идеологию предельно просто: евразийство - это все хорошее, а евразийцы - это все, кто за президента...

Многих евразийство привлекает постановкой актуальных проблем. Евразийский подход созвучен атмосфере современной эпохи, в которой господствует натуралистическое восприятие жизни, исключающее ощущение ее сакральных основ, а прагматизм сочетается с идеологической манией. Евразийство соблазнительно для некоторых русских людей похожестью на русскую соборность; православных оно привлекает декларированием "православной идеи", самолюбие нерусских народов тешит "туранскими" приоритетами. При этом используются различные фрагменты евразийского учения, но без осознания его духовных и мировоззренческих оснований. Евразийский эклектический мираж имеет некоторое отношение к реальной истории, но не схватывает главного в ней, и это соответствует сумеречному сознанию эпохи. Большинство современных евразийцев используют евразийство как осознанную альтернативу возрождению русского государствообразующего народа, а значит, для борьбы с возрождением российской культуры и государственности. Химера "Евразии" перекрывает путь к постижению православия как стержня русской культуры и истории.

В итоге можно утверждать, что евразийские концепции сегодня используются в основном теми, кто стремится легализовать превращение русской государственности - России в "многонациональную", а по сути, тюркскую государственность - Евразию. Но очередное внедрение утопии в жизнь неизбежно приведет к очередной катастрофе. Если же исходить из исторических реалий, то понятие "Евразия" правомочно и полезно употреблять только для обозначения геополитического пространства, которое не может быть субъектом исторического действия. Таковым на евразийских пространствах является русский народ. В русский многонациональный народ через обряд православного крещения, через присоединение к русской культуре и русскому языку входило множество народов, народностей и отдельных представителей других народов. Русский народ всегда являлся государствообразующим, он создал русскую культуру и русскую православную цивилизацию. Вместе с тем русский народ строил не национальное государство, а огромную многонациональную империю, сохранившую все ее народы. Но только присоединение к русской культуре выводило российские народы к евразийским и мировым измерениям. Таковы исторические реальности. Никакого "евразийского народа" или "евразийской цивилизации" никогда не существовало; в лучшем случае они могут быть художественными образами, в худшем - разрушительными утопиями. Другое дело, что современное Российское государство в тех или иных формах может входить в блоки с различными государствами Евразийского континента и создавать "Евразийский союз" либо "Евразийское сообщество". Все формы региональной интеграции весьма полезны и создают возможности сопротивления негативным тенденциям глобализации. Но плодотворные "сообщества" и "союзы" доступны только тем народам и государствам, которые обрели свою историческую идентичность.

Таковая может исходить только из того непреложного факта, что сегодня в многонациональной России русских - 85%, то есть больше, чем французов во Франции, которая считается мононациональной страной. Отсюда понятно, что подлинное российское возрождение пролагается через русское национальное возрождение - духовное (православное), культурное, государственное. Жизненный интерес каждого народа России в том, чтобы возродилось Российское государство, которое только и может предоставить возможность для дальнейшего существования и культурного развития всех народов в России. Без единой России все ее губернии и республики превращаются в аморфные территории. Отсюда понятно, что подлинный жизненный интерес всех без исключения российских народов и всех элит состоит в национальном пробуждении русского народа-государствообразователя, являющегося стержнем российской нации. (Такая позиция, выражающая стремление к национальному согласию на евразийских просторах России, может называться и евразийством.)

И вот в этих условиях, когда большинство общества все больше проникается религиозными, культурными, историческими ценностями тысячелетней русской православной цивилизации, когда налицо признаки национального возрождения и пробуждения жизненной энергии русского государствообразующего народа, когда российское общество начинает сознавать свою национальную идентичность, с верхов исходят предложения новой национальной идеи - евразийства. Есть ли для этого хотя бы какие-то объективные основания? Где вы видели евразийский патриотизм, евразийское религиозное возрождение, евразийскую идентичность? Только в утопиях публицистов, которые спекулируют на невежестве элит, или в химерах политиков, которые пытаются на них въехать во власть. Покровители евразийства из властных структур исходят из того "очевидного" факта, что рождаемость и жизненная энергетика (пассионарность) русского народа падает, а мусульманских народов (особенно татар) - возрастает. Отсюда добросердечное предложение: давайте спасать державу и заранее готовить новый государствообразующий этнический массив, ибо через 15-20 лет Россия обречена стать страной с нерусским большинством. По существу, современные апологеты евразийства являются сладкоголосыми гробовщиками русского народа - под аккомпанемент евразийской идеи.

Подобные инициативы власти не отвечают жизненным интересам русского большинства населения страны, вряд ли согласного на роль вымирающего, равно как и не способны мобилизовать нацию перед угрозой эпохальных вызовов. Тем не менее эта утопия может быть внедрена насильственно, но тогда ее ждет будущность утопических проектов ХХ века. Если власть начнет развиваться в сторону евразийского этатизма, то основные перспективы очевидны. Власть временно консолидируется - за счет чиновничьего и силового ресурса. Новая идеология станет прикрытием шкурных интересов нового правящего слоя, обществу же будет отведена роль молчаливого большинства. Понятно, что в этих условиях не приходится говорить о культурном, политическом и экономическом процветании страны. Россия на долгие годы будет приговорена к стагнации, которая закончится ее распадом. Вряд ли пробуждающееся общество молчаливо согласится с таким развитием событий. Ибо оно быстрее, чем власть, восстанавливает свою историческую идентичность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
977
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
816
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
725
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
965

Другие новости