Несмотря на десятилетие экономических преобразований в стране, мы все еще находимся в плену стереотипов начала перестройки. Все еще шутим на тему новых русских, не замечая громадных перемен в структуре общества, которые являются гарантом дальнейшего реформирования страны и необратимости этого процесса.
Сегодня мы вступили в качественно новый этап взаимоотношений бизнеса и власти, который обусловлен появлением в обществе двух новых социальных групп - бизнесменов "новой волны" и граждан "новой волны", адекватно воспринимающих развитие предпринимательства в России.
За десять лет в стране произошли коренные изменения в кадровом составе бизнес-сообщества - выросло поколение бизнесменов "новой волны", предпринимателей, не знающих иных, кроме рыночных, методов хозяйствования.
В первый эшелон российских, а точнее сказать, советских, бизнесменов вошли "красные директора" предприятий, номенклатурные работники, в том числе партийные и комсомольские кадры. Предприниматели "удачи" также смогли прорваться в большой бизнес, но они были в меньшинстве.
Представителей первой волны российского бизнеса объединяет ряд общих черт.
Во-первых, все они пришли в бизнес, уже имея определенный ресурс: финансовый, материальный или административный. Производственные мощности предприятий, основные фонды идеологических организаций и т.д. превратились в уставный капитал бизнес-структур. Крайне важным оказалось наличие связей, наработанных в предшествующие годы.
Во-вторых, эти предприниматели были ограничены опытом только советской модели хозяйствования и вольно или невольно переносили ее в условия рыночной системы.
Недостатки системы хозяйствования социалистического прошлого были причудливым образом переплетены с развивающейся рыночной экономикой. Отсюда пороки и просчеты экономического развития страны в период становления рыночных реформ. Государственный карман по-прежнему рассматривался как источник пополнения финансовых средств предприятий, теперь уже акционированных. Бюджет страны разбазаривался на помощь и дотации предприятиям. Капиталы при этом вывозились за рубеж, поскольку работала устойчивая привычка не доверять государству, относиться к нему как к власти чиновников, а не власти закона.
В-третьих, предприниматели первой волны начали бизнес в условиях законодательного и налогового хаоса. Законодательный беспредел сочетался с "телефонным правом". Это открывало колоссальные возможности для быстрого роста капитала. Почти всегда для развития бизнеса использовалась система льгот: налоговых, таможенных, в получении лицензий и квот и т.д. В основном бизнес строился на "быстрых деньгах" и краткосрочных проектах.
Бизнесмены первой волны должны разделить ответственность за пробуксовку реформ, за долгое топтание на месте, за отставание темпов реформирования российской экономики. Во многом эти негативные процессы объясняются тем, что корни у бизнесменов первой волны находятся в прошлом.
Предприниматели "новой волны", которые поднялись и выросли за этот период, имеют другую родословную. Это поколение бизнесменов, которые сделали себя сами, не имея ни мощного стартового ресурса, ни номенклатурных связей, ни особых льгот. В Америке для таких людей есть специальный термин - self-made man. Симптоматично, что пока еще ему нет аналога в русском языке.
Эти бизнесмены "новой волны" свободны от груза прошлого и не имеют иного опыта хозяйствования, кроме рыночного. Они опираются на правовые методы ведения бизнеса как на единственную возможность его успешного развития - просто потому, что другие способы развития бизнеса, которыми пользовалось "старшее поколение" ("телефонное право", номенклатурные связи и т.д.), долгое время были им недоступны. Свой бизнес они построили в условиях сформированной, хотя и в неполной мере, законодательной базы рыночной экономики. Наконец, они демонстрируют эффективную динамику развития - начав с нуля, многие из них смогли достичь уровня крупных корпораций. Именно предприниматели "новой волны" заинтересованы в ускорении темпов экономических реформ, относятся к государству не как к "дойной корове", а как к гаранту политической и экономической стабильности.
Те, кто начал с нуля и добился успеха, привыкли рассчитывать только на собственные силы и брать на себя ответственность. Понятно, что власти следует налаживать сотрудничество прежде всего с этой формацией предпринимателей.
Но за прошедшее десятилетие сформировались и граждане "новой волны", которые адекватно воспринимают развитие предпринимательства в России. В обществе произошел психологический перелом в отношении к предпринимателям и бизнесу в целом.
В начале экономических реформ эти отношения складывались почти по анекдоту: "Советский человек достаточно легко согласился с тем, что собственность может быть частной, но понимание того, что при этом она может быть еще и чужой, дается ему с трудом". Период "дикого капитализма" способствовал формированию негативного отношения людей к бизнесу.
Однако наше сознание хотя и медленно, но все же перестраивалось в русле рыночной экономики. Этот долгий и мучительный процесс был отягощен патерналистским отношением государства к гражданам в предшествующую эпоху. Постепенно люди начали осознавать, что в условиях рынка надо не стучать касками по рельсам и перекрывать трассы, требуя от государства запустить нерентабельную шахту с нищенским заработком, а самим искать достойную оплату своего труда.
Работа стала восприниматься не как обязанность каждого гражданина, а как насущная потребность: как бы реализовалась идеологема из "Морального кодекса строителей коммунизма" тех советских времен, когда судили за тунеядство. История любит парадоксы.
Работа стала самоценна, поскольку от ее наличия или отсутствия зависели условия жизни человека. Именно эта переоценка ценностей, это изменение отношения к самой сути рабочего места и стало толчком к переменам отношения населения к предпринимателям.
Развивая свой бизнес в России, предприниматели открывают новые рабочие места, а новые технологии улучшают его условия, вновь появляется социальная инфраструктура и т.д. Гражданам стало не столь важно, кто собственник предприятия и каков его личный доход. Важно другое - получить работу и сохранить стабильный заработок.
Надо признать, что предприниматели внесли положительный вклад в изменение общественного менталитета. Теперь граждане все меньше считают деньги в чужом кармане и все больше сосредоточиваются на своем собственном. Для России с ее революциями и устойчивой привычкой к переделу собственности это важный шаг.
Новый этап развития бизнеса характеризуется достижением определенного баланса общественного согласия. Именно предприниматели и граждане "новой волны" являются гарантами данного процесса.