Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам апреля текущего года. Шестьдесят семь экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Е.Лашкина - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования. Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В рейтинге по итогам апреля впервые появился глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов. Это связано с тем, что в последнее время Зурабов добился серьезных успехов в борьбе с негосударственными пенсионными фондами за деньги пенсионеров. Считается, что он пролоббировал в правительстве поправки к законопроекту "Об инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии", которые предполагают сохранение монополии ПФР. Интересно, что первое инвестирование "накопительной" части пенсионных денег фонд осуществил в государственные ценные бумаги.
Улучшение позиций Олега Дерипаски скорее всего связано с расширением сфер бизнес-интересов возглавляемой им компании "Базовый элемент". Благодаря лоббистским усилиям Дерипаски его амбициозные начинания, касающиеся все большего количества отраслей промышленности, как правило, находят поддержку в высших эшелонах власти. В этой же номинации возрос рейтинг главы Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового. Дело в том, что правительство одобрило проект постановления по госрегулированию стоимости услуг монополий на транспорте и в топливно-энергетическом комплексе, согласно которому регулировать тарифы в этих отраслях будет ФЭК.
Положительная динамика рейтинга министра энергетики Игоря Юсуфова связана с тем, что в апреле он проявил себя успешным лоббистом интересов отечественного ТЭКа на международном уровне. Итогом саммита "большой восьмерки" на уровне министров энергетики в Детройте стало то, что за Россией закрепилась роль одного из ключевых членов мирового энергетического сообщества. Этому предшествовали переговоры министра с вице-президентом США Диком Чейни - негласным главой нефтяного лобби в администрации Буша, в результате которых наметилась "энергетическая ось" США-Россия. Рейтинг министра по антимонопольной политике Ильи Южанова, наоборот, понизился. Московский арбитражный суд удовлетворил иск Государственного таможенного комитета и признал недействительным предписание МАПа, запрещающее упрощенный порядок ввоза автомобилей для производителей и их дилеров.
Долгая борьба между столичным правительством и администрацией Московской области за право собирать налоги с московских аэропортов недавно завершилась победой последней - аэропорты были зарегистрированы в области. По-видимому, это стало причиной некоторого снижения рейтинга московского мэра Юрия Лужкова и улучшения позиций подмосковного губернатора Бориса Громова.
В этой же номинации возрос "вес" губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, что можно связать с убедительной победой созданного им блока "За родной Урал" на выборах в областную Думу. Эта победа тем более важна для Росселя, так как прошедшие выборы рассматриваются наблюдателями как генеральная репетиция губернаторских выборов, которые состоятся в следующем году. Прогресс в рейтинге губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова вызван повышением его статуса. Дело в том, что по поручению президента Владимира Путина губернатор возглавил рабочую группу по созданию концепции государственной политики в бюджетной системе.
В номинации "профессионалов" лидерство упрочил заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Именно с его именем аналитики связывают успешное для Кремля перераспределение постов глав комитетов в Госдуме, в результате которого коммунисты лишились контроля над большинством комитетов. В связи с этим можно отметить улучшение позиций Геннадия Кулика, который возглавил комитет по аграрным вопросам.
Рейтинг Евгения Примакова (Торгово-промышленная палата) и Аркадия Вольского (Российский союз промышленников и предпринимателей), наоборот, снизился. На мнение экспертов могло повлиять то, что из состава учредителей "Шестого канала" вышли известные предприниматели Каха Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы") и Дмитрий Зимин ("Вымпелком"). Напомним, что "Шестой канал" является финансовым партнером "Медиа-Социума", созданного Примаковым и Вольским и победившего в конкурсе на "шестую кнопку".
Также уменьшился "вес" министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Он "потерял очки" в связи с тем, что Владимир Путин жестко раскритиковал проект среднесрочной программы правительства, разработанный в Минэкономразвития, за слишком низкие темпы роста ВВП. Рейтинг вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, наоборот, увеличился. Ему удалось вернуть во второе чтение новый вариант закона о Центробанке после того, как депутаты проигнорировали большинство принципиальных поправок правительства.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
В апреле 2002 г. |
В марте 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,32 |
4,30 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,30 |
4,28 |
3 |
Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") |
4,24 |
4,17 |
4 |
Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) |
4,14 |
4,11 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,07 |
4,04 |
6 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
4,02 |
4,07 |
Сильная эффективность |
|||
7 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) |
3,92 |
4,09 |
8-9 |
Потанин В.О. (группа "Интеррос") |
3,81 |
3,75 |
8-9 |
Фридман М.М.(холдинг "Альфа-групп") |
3,81 |
3,83 |
10 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,71 |
3,63 |
11 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,67 |
3,63 |
12 |
Миллер А.Б. ("Газпром") |
3,50 |
3,47 |
13 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,44 |
3,44 |
14 |
Мордашов А.А ("Северсталь") |
3,42 |
3,40 |
15 |
Юсуфов И.Х. (Минэнерго) |
3,39 |
3,05 |
16 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
3,37 |
3,36 |
17 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
3,25 |
3,17 |
18 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
3,23 |
3,42 |
19 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
3,11 |
3,02 |
20 |
Бельянинов А.Ю.("Рособоронэкспорт") |
3,05 |
3,07 |
Средняя эффективность |
|||
21 |
Йордан Б.А. (инвестиционный фонд "Спутник", НТВ, "Газпром-медиа") |
2,87 |
2,82 |
22 |
Мельниченко А.И. ("МДМ-банк", "Группа МДМ") |
2,80 |
2,68 |
23 |
Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) |
2,75 |
2,66 |
24 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,61 |
2,70 |
25 |
Зурабов М.Ю.(Пенсионный фонд России) |
2,58 |
- |
Средний рейтинг |
3,50 |
3,48 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
В апреле 2002 г. |
В марте 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,32 |
4,41 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,28 |
4,36 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,17 |
4,19 |
4-5 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
4,05 |
3,97 |
4-5 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) |
4,05 |
4,19 |
Сильная эффективность |
|||
6 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
3,96 |
3,92 |
7 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,89 |
3,95 |
8 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,82 |
3,87 |
9 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,80 |
3,78 |
10 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,77 |
3,81 |
11-12 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,61 |
3,46 |
11-12 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,61 |
3,75 |
13 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,54 |
3,57 |
Средняя эффективность |
|||
14 |
Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) |
2,78 |
2,70 |
15-16 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,76 |
2,58 |
15-16 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,76 |
2,67 |
17 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,74 |
2,96 |
18 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,72 |
2,70 |
19 |
Собянин С.С. (Тюменская область) |
2,41 |
2,28 |
20 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
2,40 |
2,55 |
21 |
Магомедов М.М.(Республика Дагестан) |
2,37 |
2,51 |
22 |
Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) |
2,35 |
2,36 |
23-24 |
Катанандов С.Л. (Республика Карелия) |
2,20 |
2,05 |
23-24 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,20 |
2,23 |
25 |
Черногоров А.Л. (Ставропольский край) |
2,14 |
2,04 |
Средний рейтинг |
3,23 |
3,24 |
Лоббисты-"профессионалы"
# |
Ф.И.О. |
В апреле 2002 г. |
В марте 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,69 |
4,61 |
2 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,64 |
4,57 |
3 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,28 |
4,20 |
4 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,25 |
4,55 |
5 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,13 |
4,11 |
6 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,06 |
4,03 |
Сильная эффективность |
|||
7 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,97 |
4,06 |
8 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
3,87 |
3,82 |
9 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
3,70 |
3,71 |
10 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,68 |
3,67 |
11 |
Шохин А.Н. ( "Ренессанс Капитал", депутат Госдумы) |
3,34 |
3,28 |
12 |
Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) |
3,23 |
3,28 |
13 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,20 |
3,25 |
14-15 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,18 |
3,25 |
14-15 |
Гордеев А.В. (федеральное правительство) |
3,18 |
2,80 |
16 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,15 |
3,23 |
17 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,13 |
3,17 |
Средняя эффективность |
|||
18 |
Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) |
2,90 |
2,79 |
19 |
Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ, депутат Госдумы) |
2,67 |
2,75 |
20-21 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,65 |
2,77 |
20-21 |
Кулик Г.В. (депутат Госдумы) |
2,65 |
2,58 |
22 |
Торшин А.П. (Совет Федерации) |
2,63 |
2,67 |
23 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,60 |
2,67 |
24 |
Логинов А.В. (представитель правительства РФ в Госдуме) |
2,58 |
2,61 |
25 |
Егоров С.Е. (Ассоциация российских банков) |
2,55 |
2,49 |
Средний рейтинг |
3,40 |
3,40 |
Агентство экономических новостей, 2002